Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:09, курсовая работа
Введение
Актуальность исследования: Одним из важнейших физических качеств человека является быстрота - способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени, поэтому ей должно уделяться особое внимание с первых уроков физической культуры в школе.
Введение
.Возрастные особенности развития детей 7-10 лет
.1 Анатомо-физиологические особенности
.2 Психолого-педагогические особенности
.Методика развития скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры
.1 Средства развития быстроты
.2 Методы развития быстроты
.3 Методика развития скоростных способностей у младших школьников
.Контроль и оценка скоростных способностей младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
2. Методика развития скоростных
способностей у младших
.1 Средства развития быстроты
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов[13] считают, что средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы.
. Упражнения, направленно
воздействующие на отдельные
компоненты скоростных
а) быстроту реакции;
б) скорость выполнения отдельных движений;
в) улучшение частоты движений;
г) улучшение стартовой скорости;
д) скоростную выносливость;
е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (к примеру ведение мяча)
. Упражнения комплексного
(разностороннего) воздействия
В.П. Филин[8] подчеркивает, что
в занятиях с детьми быстроту целесообразно
воспитывать преимущественно
. Упражнения сопряженного воздействия:
а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);
б) на скоростные способности
и совершенствование
По мнению Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова[13] для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.
Для развития скоростных возможностей
в их комплексном выражении
В.С. Кузнецов и Г.А. Колодницкий[4] приводят в пример развития скоростно-силовых способностей несколько упражнений:
Упражнения для развития быстроты двигательной реакции:
. По сигналу быстрый переход от бега спиной вперед к стратовому рывку лицом вперед.
. Бег спиной вперед. По сигналу выполнить поворот на 180 градусов и стартовый рывок 5 м.
Упражнения для развития стартовой скорости:
. Бег 5, 10, 15, 20, 30 метров с хода (то есть с предварительного разгона 8-10 метров) на время.
. «Бег на одной ноге». 10, 14, 20 метров:
а). на время;
б). на выигрыш («кто быстрее»)
. Многократные стартовые рывки 8-10 метров через 20-30 метров медленного бега.
.2 Методы развития быстроты
В.П. Филин и Н.А. Фомин[9]
выделяют основный метод воспитания
быстроты движений у занимающихся -
это комплексный метод, сущность
которого состоит в систематическом
использовании подвижных и
Наряду с комплексным используются и другие методы воспитания скоростных способностей, выявленные Ж.К. Холодовым[13]:
) методы строго
) соревновательный метод;
) игровой метод.
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя:
а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;
б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью - вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы - уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку детям различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
Игровой метод предусматривает
выполнение разнообразных упражнений
с максимально возможной
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов[13]
подчеркивают, что специфические
закономерности развития скоростных способностей
обязывают особенно тщательно сочетать
указанные выше методы в целесообразных
соотношениях. Дело в том, что относительно
стандартное повторение движений с
максимальной скоростью способствует
стабилизации скорости на достигнутом
уровне, возникновению «скоростного
барьера». Поэтому в методике воспитания
быстроты центральное место занимает
проблема оптимального сочетания методов,
включающих относительно стандартные
и варьируемые формы
.3 Методика развития скоростных
способностей у младших
П.Н. Казаков[12] отмечает, что задачи физической подготовки состоят прежде всего в формировании двигательной функции у младших школьников, основными компонентами которой являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, а также умение управлять своими движениями во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. Значительное внимание надо уделять воспитанию быстроты движений, поскольку в детском и подростковом возрасте имеются широкие возможности для воспитания этого важнейшего физического качества.
В.П. Байков[1] утверждает, что
школьный учитель может помочь разобраться
с приемами самоконтроля: проверке
частоты сердечных сокращений (ЧСС),
распознаванию признаков
П.Н. Казаков[12] считает, что выполнение игровых упражнений заставляет младших школьников проявлять максимум усилий для достижения победы. Игровой материал должен занимать до 50% общего времени занятий. Каждое упражнение выполняется кратковременно (10-15 сек.), в виде нескольких серий, интервал отдыха 2-3 мин. Важное значение имеет повторный бег с максимальной скоростью, выполняемый в виде эстафет на отрезках до 20 м. Кроме эстафет рекомендуется включать в занятия контрольные упражнения в беге на 10-15 м. Для развития сложной двигательной реакции и частоты движений следует широко использовать скоростные упражнения из различных стартовых положений, с изменением направления бега, по разнообразным зрительным сигналам. Это дает возможность избирательно реагировать с ответным действием на каждый из сигналов, моделируя сложные ситуации, возникающие в процессе игры.
Методику воспитания скоростных способностей у младших школьников Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов[13] условно делят на две части:
) воспитание быстроты двигательной реакции;
) воспитание быстроты движений.
) Воспитание быстроты простой двигательной реакции.
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов[13] предполагают, что в настоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое значение. Основной метод при развитии быстроты реакции - метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.
Упражнения на быстроту реакции
вначале выполняют в
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов[13]
отмечают, что, как правило, реакция
осуществляется не изолированно, а
в составе конкретно
Добиться значительного сокращения времени простой реакции - трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10-0,15 с.
Простые реакции обладают свойством переноса: если младший школьник быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.
Воспитание быстроты сложных двигательных реакций.
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов[13] полагают, что сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации.
Большинство сложных двигательных
реакций в физическом воспитании
и спорте - это реакции «выбора»
(когда из нескольких возможных действий
требуется мгновенно выбрать
одно, адекватное данной ситуации) и
реакции на движущийся объект. Воспитание
быстроты сложных двигательных реакций
связано с моделированием в занятиях
и тренировках целостных
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов[13] отмечают, что при воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции - нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции - обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:
) воспитывают умение
) направленно увеличивают
требования к быстроте
Время реакции выбора во
многом зависит от возможных вариантов
реакции, из которых должен быть выбран
лишь один. Учитывая это, при воспитании
быстроты реакции выбора стремятся
прежде всего научить занимающихся
искусно пользоваться «скрытой интуицией»
о вероятных действиях
Так же Ж.К. Холодов и В.С.
Кузнецов[13] считают, что применяя для
совершенствования реакции
На время реакции влияют
такие факторы, как возраст, квалификация,
состояние занимающегося, тип сигнала,
сложность и освоенность
). Воспитание быстроты движений.
Ж.К. Холодов и В.С, Кузнецов[13] выделяют, что внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.).
Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью:
) собственно скоростные упражнения;
) общеподготовительные