Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:09, курсовая работа
Введение
Актуальность исследования: Одним из важнейших физических качеств человека является быстрота - способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени, поэтому ей должно уделяться особое внимание с первых уроков физической культуры в школе.
Введение
.Возрастные особенности развития детей 7-10 лет
.1 Анатомо-физиологические особенности
.2 Психолого-педагогические особенности
.Методика развития скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры
.1 Средства развития быстроты
.2 Методы развития быстроты
.3 Методика развития скоростных способностей у младших школьников
.Контроль и оценка скоростных способностей младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
В качестве внутренне присущих
физическому воспитанию типов контроля
Л.П. Матвеев[6] различает: Контроль, осуществляемый
педагогом, обозначаемый обычно термином
«педагогический контроль», и самоконтроль
занимающихся, или физкультурный
самоконтроль, в котором субъект
и объект контроля как бы совпадают.
К этому не сводятся, конечно, все
содержание и формы контроля, организуемого
в сфере физического
Педагогический контроль.
Термин «педагогический» в данном случае
подчеркивает, что контроль осуществляется
педагогом соответственно его профессиональным
функциям и использованием тех средств
и методов, какие он может и
должен квалифицированно применять
на основе полученного специального
образования и практического
опыта по профилю специальности.
В принципе педагогический контроль
должен охватывать все стороны процесса
физического воспитания, основные его
условия и результаты, взятые в
их целостном выражении и
Л.П. Матвеев[6] утверждает, что
к основным слагаемым и аспектам
такого контроля относится, с одной
стороны, контроль направляющих начал
и параметров воздействий, или кратко
говоря, контроль «факторов воздействий»,
т.е. факторов, совокупность которых
составляет в процессе физического
воспитания систему направленных воздействий
на воспитываемых, а с другой - контроль
«объекта и эффекта воздействий»,
т.е. контроль состояния воспитываемых,
ближайших и хронических
Самоконтроль. Объективизированные
формы самоконтроля представлены в
физическом воспитании шире, чем в
ряде других видов воспитания. Это
объясняется прежде всего тем, что
центральное место среди
Под «физкультурным самоконтролем»
Л.П. Матвеев[6] подразумевает совокупность
операций самоконтроля (самонаблюдение,
анализ и оценка своего состояния, поведения,
реагирования), осуществляемых индивидуально
как непосредственно в процессе
занятий физическими
Важнейшее методическое условие
высокого качества самоконтроля - сравнительный
анализ объективных и субъективных
оценок индивидуального состояния,
равно как и вдумчивое
В процессе обучения младших школьников В.П. Филин[2] выделяет
этапный, текущий и оперативный
контроль. Задача этапного контроля - выявление
изменений в состоянии
В.П. Филин[10] считает, что
эффективность подготовки младших
школьников во многом зависит от умелого
использования должных норм, характеризующих
уровень требований, выполнение которых
обязательно для успешного
В.П. Филин и Н.А. Фомин[9] считают, что для успешной работы с детьми большое значение имеет периодическая и объективная оценка их подготовленности на протяжении всего процесса обучения. Чтобы уроки физической культуры носили целенаправленный характер, необходимо установить контрольные нормативы, с помощью которых можно оценивать сдвиги в повышении уровня подготовленности занимающихся.
В.М. Зациорский[7] даёт понятие оценке. Это унифицированная мера успеха в каком-либо задании, в частном случае - в тесте.
В.И. Лях[5] отмечает, что процесс выведения (расчёта, определения) результатов теста в оценки называется оцениванием. Примерами оценивания являются оценки результатов тестов, отметки по физической культуре в школе, таблицы очков по видам спорта. Оценка, в том числе за результат теста, может иметь качественную характеристику, например, как в школе от «довйки» до «пятерки», или выражаться в словах: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо». Но более значимы количественные характеристики оценки результатов тестирования. На их основе задачи оценивания сводятся к тому, чтобы:
сопоставить разные результаты одного и того же теста (например, школьников одного или разного возраста и пола, показатели ученика в разные периоды жизни);
сопоставить достижения в разных тестах (например, уровнять оценки за результаты одинаковой трудности в данных тестах);
определить нормы (для детей одного и того же возраста и пола, индивидуально для ребенка такой-то массы и длины).
В.И. Лях[5] отмечает, что смысл оценивания состоит в преобразовании результатов теста, выраженных объективными показателями (секундами, метрами, килограммами), в условные очки. Такое преобразование осуществляется на основе закона, известного под названием шкала оценок. В физическом воспитании и спорте пользуются четырьмя основными типами шкал, которые могут быть представлены в виде графиков, таблиц или математических формул.
Суть пропорциональных шкал состоит в начислении одинакового числа очков за равный прирост результатов (например, за каждые 5 см улучшения прыжка в длину с места начисляется 5 очков)
В регрессирующих шкалах за один и тот же прирост по мере возрастания результата теста начисляется все меньшее число очков (например, за улучшение прыжка в длину с места с 200 до 210 см добавляют 20 очков, а за 10 см в диапазоне от 240 до 250 см - только 15 очков.
Прогрессирующие шкалы характеризуются тем, что по мере увеличения результата теста начисляется все большее число очков (например, за улучшение результата прыжка в длину с места с 200 до 210 см добавляется 10 очков, а за прирост до 240 до 250 см - 20 очков).
Четвертый тип - сигмовидные (или S-образные) шкалы. Здесь больше всего поощряется улучшение результатов в средней зоне, а в зонах очень низких и очень высоких достижений теста прирост результата приносит мало очков.
Согласно В. М. Зациорскому[7] в основе оценки могут лежать два критерия.
Первый критерий - оценка должна быть справедливой. За результаты тестов равной трудности присваивается равное число очков, а при заданиях неравной трудности дается тем больше очков, чем выше трудность достижений. Второй критерий - оценка должна приводить к практически полезным результатам.
Заключение
Изучена научно-методическая литература по теме «Методика развития скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры». Выявлено, что в возрастном периоде 7-10 лет происходят кардинальные изменения в физиологии человека, а конкретно, в опорно-двигательном аппарате и центральной нервной системе, но и другие системы тоже подвергаются изменениям. Много изменений происходит и в психологии ребёнка. Всё это вкупе является сензитивным периодом для развития скоростных способностей.
Основными средствами развития быстроты у младших школьников на уроке физической культуры являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Основным методом являются повторный, игровой и соревновательный. Методику развития скоростных способностей условно делят на воспитание быстроты двигательной реакции и движений. Основными средствами воспитания быстроты движений являются собственно скоростные и общеподготовительные упражнения. Формы воспитания быстроты делят на элементарную и комплексную.
Основными видами контроля
воспитания скоростных способностей у
младших школьников явлются тесты.
Оценка должна иметь два критерия:
должна быть справедливой и должна
приводить к практически
Используемая литература
1. Байков, В.П. А Бегать
ты умеешь?//«Физкультура в
. Байков, В.П. Главное упражнение жизни - бег//«Физкультура в школе». - 2006. - №5. - с. 19.
. Горшков, М.И. О развитии
физических качеств//«
. Кузнецов, В.С., Колодницкий,
Г.А., Кузнецов, А.В. Баскетбол: развитие
скоростных способностей//«
. Лях, В.И. Тесты в
физическом воспитании
. Матвеев, Л.П. Теория
и методика физической
. Спортивная метрология:
учебник для институтов
. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов/ В.П. Филин. - М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1974 - 232 с.
. Филин, В.П. Основы юношеского спорта/ В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1980 - 256 с.
. Филин, В.П. Теория
и методика юношеского спорта:
учебное пособие для
. Фокин, Г.Ю. Уроки легкой
атлетики в начальной школе//«
. Футбол. Учебник [для
институтов физической
. Холодов, Ж.К. Теория
и методика физического
. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология/ И.В. Шаповаленко. - М. Изд-во «Гардарики». 2007 - 352 с.