Альтернативное творческое задание по психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:38, творческая работа

Краткое описание

Гештальт-психология (англ. Gestalt psychology) — психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 1910-х до середины 1930-х гг. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад такие известные психологи как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер. Основным постулатом Гештальт-психологии является рассмотрение целостных структур не выделяя их составляющих частей. На основании Гештальт-психологии в начале 1950-х годов были заложены основы Гештальт-терапии. Это сделали Фриц и Лора Перлз и Пол Гудман. Базовый подход Гештальт-терапии заключается в том, что психика человека способна саморегулироваться, а также в том, что человек должен нести ответственность за свои действия и мысли.

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 44.42 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки, молодежи и спорта Украины

Запорожский национальный технический  университет

 

 

Кафедра философии

З/к №065

 

 

Альтернативное творческое задание

по психологии

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:                                                                    ст.гр. ФЭУз-511

                                                                                                     Самойленко Ю.И.

                                                                                                               

Работу проверила:                                                                     доцент                                                                                                               

                                                                                                     Арсентьева Г.А.

 

 

г. Запорожье

2012

 

Гештальт-психология (англ. Gestalt psychology) — психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 1910-х  до середины 1930-х гг. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад такие известные психологи как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер. Основным постулатом Гештальт-психологии является рассмотрение целостных структур не выделяя их составляющих частей. На основании Гештальт-психологии в начале 1950-х годов были заложены основы Гештальт-терапии. Это сделали Фриц и Лора Перлз и Пол Гудман. Базовый подход Гештальт-терапии заключается в том, что психика человека способна саморегулироваться, а также в том, что человек должен нести ответственность за свои действия и мысли.

 

Попытка поиска смысла и приведения в систему  первичных данных из внешней и внутренней зон осознания естественна и свойственна человеку. Когда маленькая девочка впервые видит коробку, она, чтобы определить, что в коробку можно положить, должна ее тщательно исследовать. Кроме того, в ходе исследования ребенок выясняет, что — как ни поворачивай коробку — она все та же, хотя ее размеры в разных плоскостях разные. Выяснив свойства этой коробки, ребенок обобщает их на все коробки. Примерно таким же образом девочка может научиться обобщать, что слезы означают грусть, а прилив крови к лицу — злость. Но такие обобщения не всегда верны. Слезы могут появиться от радости или от злости, румянец может означать волнение, а напряженная шея может быть следствием неудобного положения тела.

Осознание, если им пользоваться в том смысле, как  мы его описываем, включает в себя концентрацию в течение достаточно долгого времени, чтобы мы могли полностью прочувствовать предмет, привлекший наше внимание. Гештальт-подход предполагает тренировку нашей способности фокусироваться. Установим контроль над этим психологическим действием в том месте, где заметим момент потери направления внимания и тем самым — потери осознания. Это позволит нам еще раз «взглянуть» на некоторые обобщения, которыми мы пользуемся. Как словесные метафоры становятся привычными штампами («Слезы катились по ее лицу»), точно так же из чувств произрастают абстракции («тревога»). Хотя бывает удобно пользоваться абстракциями как некими короткими знаками, мы иногда забываем, что они являются лишь абстракциями и могут привести к заблуждениям. Фокусируя сознание, мы можем выбрать — не делать эти автоматические интерпретации, а осознавать то, что есть, — фактически, это единственный путь видения мира.

               Реальность есть не что иное, как сумма всех   

осознаний того, как вы переживаете здесь и сейчас.

Фриц  Перлз

[11-С.29]

 

Есть много  людей, по отношению к которым  мы ощущаем себя обязанными поддерживать контакт, даже если отношения с ними нас не удовлетворяют. Чтобы заставлять себя поддерживать такие отношения, мы должны исхитряться. Среди таких хитростей рассказы самому себе о том, что «это мой долг» или «разрыв отношений приведет к катастрофическим последствиям — она ужасно обидится и будет страдать».

Другая причина  продолжения вредных для нас  отношений заключается в том, что все же мы имеем от них не только вред, но и что-то полезное.

[11-С.156]

 

Каждый раз, когда я  готовлюсь к встрече с новым  клиентом, я ищу свой интерес к  бытию этого человека. Как живет  этот человек? Что интегрирует эту  личность? Как его самоощущение соотносится  с его существованием? Каковы отношения  между его сознательной идентификацией и его бытием? Как будет проявляться  его уникальность (а также его  “общечеловечность”)? Какой язык, образ, метафоры этот человек будет использовать? Какова его уникальная история? Какие  основные парадигмы межличностных  взаимоотношений были усвоены им в детстве, как они проявляются  в его нынешней жизни и как  отразятся на наших с ним отношениях? Как его способ существования  подкреплялся или отвергался другими? Где будет первоначально располагаться  центр внимания – в интрапсихическом, межличностном или трансперсональном  измерении?

Каковы были “пробные камни”, главные события и значения в  его жизни, благодаря которым  я начну понимать его личный уникальный контекст? Каков будет преобладающий  стиль его самозащиты? Где возникнет  сопротивление терапевтическим  взаимоотношениям, и где произойдет будущий рост?

Самым важным для диалогической  перспективы будет являться то, как  я начну создавать наш контакт. Где мы соприкоснемся? В какой  момент он окажется открыт к выразительному диалогу? Как я должен представить  себя, чтобы поддержать эту открытость и возможность установления истинного  диалога? Мне приходится задавать так  много вопросов, поскольку так  много различных пластов опыта  в ответе за наши взаимоотношения, а  также потому, что ответы на эти  вопросы уникальны для каждой личности и каждой встречи.[7-С.23]

 

Как биологические индивидумы, мы являемся животными, как социальные существа - мы играем роли и игры. Как  животные, мы убиваем, чтобы выжить, как социальные существа, мы убиваем  ради славы, алчности, мщения. Как биологические  существа, мы ведем жизнь, связанную  с природой и погруженную в  нее, как социальные существа, мы проводим жизнь "как если бы" (Вайхингер "Философия "как если бы""), в которой присутствует изрядная путаница реальности, фантазии и притворства.[10- С.10]

 

 

Сопротивления - это, в основном, напряжения мускулов глаз, как при  пристальном смотрении. Может помочь, если вы закроете глаза, как будто  спите. Может быть, вы и действительно  заснете, но со временем вы можете научиться  удерживаться на пограничной линии  между сном и полной пробужденностью, в том состоянии, в котором  появляются так называемые "гипногогические" образы. Если они появятся, они могут  быть шизофренического, бессвязного  типа; но доверьтесь им, это совсем не значит, что вы сходите с ума, - не отгоняйте их из-за их бессмысленности. Они могут быть мостом к восстановлению вашей способности визуализировать  и вспоминать.

Такие же упражнения могут  применяться к слышанию и другим сенсорным модальностям. Обратите внимание на сопротивления при попытках вспоминать голоса людей. Если это вам совершенно не удается, - может быть, вы вообще не слушаете на самом деле людей? Может  быть, вы заняты тем, что вы сами собираетесь  сказать, когда удастся вставить словечко, или, может быть, вы с большей, - чем кажется - неприязнью относитесь к говорящему?

Звуки, вкусы, движения не так  легко пережить вновь так же живо,- это уже похоже на галлюцинацию. Если вам удастся ярко вспомнить  что-нибудь такого рода, вы заметите, что  эти чувства эмоционально нагружены. Эмоция - это объединяющий гештальт экстероцепций и проприоцепций, как мы увидим подробнее позже. Видение  и слышание, будучи "дистантными" чувствами, могут быть сравнительно легко отвлечены от живого соучастия  и стать "безэмоциональными", - если не говорить о реакции на изобразительные  искусства и музыку, которые стремятся  пробиться через мышечную блокировку. Вкус и запах, "близкие" модальности, могут сохранять эмоциональный  тон, хотя отсутствие чувств вкуса и  запаха - довольно часто встречающиеся  сопротивления.

Теперь повторите эксперимент  воспоминания, но на сей раз не центрируйтесъ  исключительно на видении, попытайтесь  включить как можно больше чувств, - вспомните не только то, что вы видели, но и то, что слышали, нюхали, чувствовали  на вкус, осязанием, как вы переживали собственные движения; попытайтесь  восстановить эмоциональный тон, который  сопровождал этот опыт.

Избегаете ли вы вспоминания  определенного человека? Замечаете  ли вы, что можете вспомнить неживые  объекты, или фотографии людей, но не самих людей? Когда вы вспоминаете  ситуации, остаются ли они статическими, или появляется движение? Присутствует ли нечто драматическое - мотивация? Возникают ли только отрывки, или  вы можете прослеживать детали, не теряя  целого? Удаляются ли образы или  затуманиваются?

Приводя реакции на этот эксперимент, начнем с напоминания, что "доказывание своих возможностей" - наиболее опасный самообман из всех сопротивлений: "Я не встретился ни с какими трудностями в этом задании. Я могу с полной ясностью вспоминать сцены, события, ситуации, людей, как недавно происходившее, так  и давно прошедшее. Я не нахожу никаких особых напряжений или блокировок в протекании вспоминания".[10-С.292-293]

 

Попробуйте на основе сознавания любой наличной ситуации произносить  фразы, более или менее адекватно  выражающие эту ситуацию с точки  зрения тела, чувств, речевых привычек, социальных отношений и пр. Например: «Я стискиваю челюсти и напрягаю пальцы... Иными словами, я сержусь, но не даю своему гневу выразиться... Иными словами, мой голос звучит с нервной дрожью, но он мягок  и сдержан... Иными словами, в нашем  обществе возможность длительного  контакта между людьми зависит от определенных ограничений в их поведении...»

Каждая из таких формулировок - имеющий отношение к делу и  существенный взгляд на живую ситуацию. Учитесь легко менять точку зрения, это углубит и расширит вашу ориентацию в том, где вы находитесь и что  нужно делать.[4-С.125]

 

Доводы за более широкое  применение организационного консультирования могут создать впечатление, что  методы, предназначенные изначально для использования в индивидуальной работе, будут менее значимы в  будущем. Однако можно сделать выводы, что такие методы будут как  раз более важны в будущем. Поскольку мы продолжаем жить в мире непредсказуемой среды, в которой  ежедневно и повсюду сталкиваемся со сложными вопросами, навыки внимания, наблюдения и коммуникации будут  невероятно важны для того, чтобы  помогать другим становиться энергичными  и динамичными. И вопрос будет  стоять не в выборе между осознаванием или действием, а в способе  синтеза этих двух процессов. С понятием жизненного цикла в гештальт-терапии  связан способ, с помощью которого мы можем сделать это. Цикл выражает врожденную способность людей воспринимать ощущения, мысли и чувства (осознавать); энер-гетизироваться с помощью этого  первого звена; выбирать подходящий способ действия из имеющихся в наличии  и удовлетворять тем самым  насущную потребность. Всегда существует настоятельная необходимость в  действии; вопрос в выборе действия, которое совершается при наличии  полного осознания всех составляющих частей. Кроме того, акцент гештальт-подхода  на повышение близости в работе с  парой и семьей применим и в  работе с большими системами.

Таким образом, вопрос состоит  в том, чтобы экстраиолиро вать понятия  и методы гештальт-терапии на большие  системы. Интерес к работе с ними сигнализируег о растущей готовности расширять фокус нашего внимания. Но методы, применяемые в индивидуальной работе и с малыми группами, не могут  быть просто перенесены на более высокий  общественный уровень. Обычного акцента  гештальт-терапии на выражении эмоций и плотного контакта в межличностных  отношениях будет мало в такой  работе, но будет мало и типичного  подхода управленческого принятия решений. Большая разница заключается  в том, что показывает работа в  режиме диалога: обеспечение процесса, в котором индивиды могут обмениваться мыслями с членами организации, работа которых зависит от данной информации, при этом не задействуется  обратная связь до тех пор, пока вся  группа не заинтересуется обсуждаемой  темой. Это очень эффективный  путь сфокусироваться на осознании, как подготовке к действию.[9-С.31-32]

 

Внутреннее осознание — это действительно выражение всего моего бытия, так же, как чувство любви, гнева, голода или эмоциональной вовлеченности в какое-либо занятие. В этом своем качестве внутреннее видение информирует меня, насколько то, что я переживаю в данный момент, соответствует моей внутренней природе. Поскольку оно является основой моего знания — где я и как обстоят дела в моем субъективном существовании, — оно служит мне примерно так же, как мое внешнее видение. Оно дает мне ориентацию и помогает выбрать нужное направление внутри меня.

Органом моего внутреннего  осознания является не глаз, позволяющий  мне заглядывать внутрь себя, и  не ухо, которым я прислушиваюсь  к своему внутреннему опыту. Скорее, это все мое бытие, паттерн  или гештальт, заключающий в себе смысл того, кто я есть. Однако будет полезно говорить о внутреннем осознании всего моего бытия, как если бы для этого существовал  определенный орган чувства. Таким  образом, я надеюсь силой вернуть  обратно то утраченное, от отсутствия чего мы так страдаем.[1-С.17]

 

“Почему ты это сделал?” — спрашивает мама, и она редко собирается на самом деле вникать в твой ответ. Вопрос, который большинству из нас знаком с ранних лет, в действительности является обвинением: “Ты опять сделал что-то не так”. Однако в вопросе все же заключена модальность “почему?”, — если мы только успеем ухватить ее. Если мы быстро ответим: “Ну, правила говорят, что я должен был” или дадим какой-нибудь другой ответ, уводящий в сторону, мы можем избежать наказания. Ясно, что бесполезно отвечать: “Потому что мне так захотелось” или “Я действовал импульсивно”. Это означало бы накликать беду. Нет, ничто из того, что указывает на внутренние причины, не может помочь нам в данной ситуации. Что-нибудь внешнее, что-нибудь общепринятое и в каком-то смысле официальное только и может служить наиболее веской причиной.

Информация о работе Альтернативное творческое задание по психологии