Уровень и динамика цен. Средние цены

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов, на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………… .стр. 3
Глава 1. Индексы………………………………………………………………………….стр. 5
Глава 2. Инфляция
2.1.Понятие и причины инфляции……………………………………………………….стр.11
2.2 Виды и типы инфляции……………………………………………………………….стр. 14
2.3 Методы оценки инфляции…………………………………………………………….стр. 19
2.4 Потребительская корзина……………………………………………………………..стр. 26
2.5 Оценка ценовой политики предприятия ЗАО «ВАПОР»…………………………..стр. 30
Глава 3. Средние цены…………………………………………………………………….стр.39
Заключение………………………………………………………………………………...стр. 43
Список литературы………………………………………………………………………..стр. 44

Файлы: 1 файл

Курсовая ценообразование.docx

— 159.63 Кб (Скачать)

Формула применяется в том случае, если регистрируется количество проданных товаров или процентные соотношения количества проданных товаров: 
 

где fi – количество проданных товаров в натуральных единицах измерения (метры, литры, килограммы и т п).

  Пример. Имеются  данные о среднемесячных ценах и  объеме реализации картофеля на рынке за 1 квартал: 

  Январь Февраль Март
Среднемесячная  цена за 1 кг в руб. 2,5 3,0 3,5
Реализовано (кг) 9000 10000 8500

Определить среднеквартальную  цену.

х=(2,5*9000+3,0*10000+3,5*8500)/(9000+10000+8500)=2,99

  1. Средняя гармоническая взвешенная

Данная формула  применяется в том случае, если известны обороты в рублях (товарооборот), соответствующие разным уровням цен, то есть в качестве весов используется стоимостной показатель:

 
 
 
 

где w-товарооборот  в рублях

Пример.

  Имеются данные о продажах картофеля на трех рынках г.Санкт-Петербурга в сентябре 1995 г.

Рынок Количество  проданного товара, тыс. руб. Цена за 1 кг в руб.
Сенной 14,0 2,5
Кузнечный 20,0 3,5
Василеостровский 17,5 2,8
 

Определить среднюю  цену 1 кг картофеля.

х=(14+20+17,5)/((14/2,5)+(20/3,5)+(17,5/2,8))=51,5/17,55=2,93 руб.

  В качестве весов в данной формуле можно  использовать число дней торговли. В этом случае предполагается, что ежедневный оборот в рублях практически не меняется.

Пример.

  В начале марта яблоки сорта «Голден» стоили 7 руб., с 10 марта на них повысилась цена до 8 руб., а с 20 марта еще на 0,5 руб. и до конца месяца не изменялась. Определить среднюю цену за март.

х=31/((9/7)+(10/8)+(12/8,5))=7,85 руб.

  На динамику средних цен наряду с изменением номинальных цен влияют и неценовые факторы (изменение удельных весов и качества товаров, входящих в данный период и в данную группу, территориальные сдвиги и др.).

  Величина  такой средней зависит от нескольких факторов: 1) от изменения цены отдельных товаров в товарной группе; 2) от структурных сдвигов вследствие ряда причин: изменения ассортимента или изменения доли того или иного города в объеме продаж, от распределения проданных товаров по сезонам. 

Пример.

Виды  продукции Оптовая цена за 1 м, дан. ад. Количество  проданного товара Структура количества, %
 
базисный  период
отчет, период базисный период отчет, период базисный период отчет, период
Ситец 7500 7500 900 1000 56 45
Сатин 12500 12300 700 1200 44 55
 

х0=(7500*900+12500*700)/(900+700)=9687,5 ден. ед.

х1=(7500*1000+12300*1200)/((1000+1200)=10118,2 ден. ед.

  Как видим, средняя цена по товарной группе возросла на 430,7 ден. ед., хотя цены на отдельные виды продукции были неизменными или сниженными. Видимо, средняя цена по товарной группе является не только показателем изменения цен, но и фактором потребления. В нашем примере в отчетном периоде более всего возросло потребление продукции с более высокой ценой и относительно уменьшилась (с 56% до 45%) доля покупок дешевого ситца.

 
 
 
  Рост  средних цен за счет улучшения  качества и ассортимента товаров  нельзя рассматривать как удорожающий фактор. Его следует рассматривать как фактор реального улучшения качества товаров. 

  С помощью  оценки уровня цен кроме определения  состояния цен, дифференциации их уровня изучают закономерности поведения рыночных цен, взаимное влияние уровней цен различных товаров, соотношения цен.

  В качестве обобщающего уровня цен рассматривается показатель стоимости фиксированной потребительской корзинки, который объединяет различные уровни цен в качественно новый обобщающий уровень цен. Данный показатель будет характеризовать не только обобщающую цену фиксированного набора товаров, но и «цену жизни», в этом своем качестве он также активно используется в статистике цен.

  Показатель  уровня цены может быть рассчитан  как относительная величина, выражающая покупательную способность денежного дохода потребителей (по отдельным социальным группам, в целом по стране или по отдельным регионам):

  • отношение цены (индивидуальной или средней) к среднему денежному 
    доходу населения;
  • отношение стоимости потребительской корзины к среднему денежному 
    доходу населения.

  Относительный уровень цены обеспечивает дифференцированную характеристику уровня цен и международные сравнения.

 

Заключение

   В настоящее  время инфляция - один из самых опасных  процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом; инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций; искажает реальную картину финансовых результатов производства, уровень и динамику потребления товаров и услуг; не позволяет правильно определять и взимать налоги, оценить имущество, реально определить доходы и расходы населения и предприятий.

        В мировой статистической практике применяются разные методы и приёмы измерения уровня, динамики и степени влияния инфляционных процессов на различные экономические показатели. Но самым надёжным и доступным методом измерения инфляционных процессов считается индексный метод, который может применятся для оценки влияния инфляции как на макроэкономические показатели, так и на результаты финансовой деятельности предприятий.

             Наибольшее применение в российской статистической практике находит индекс потребительских цен. Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:

  • данных об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;
  • данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.

   Индексный метод применим и для учёта  влияния инфляции на макроэкономические показатели. Используя для каждого  показателя соответствующий индекс, можно получить значение этого показателя в постоянных ценах и проанализировать его изменение.

    Инфляция  оказывает значительное влияние  на финансовые результаты деятельности  нефинансовых предприятий. Причём отрицательное влияние инфляции на себестоимость реализованной продукции меньше, как правило, чем положительное влияние на выручку от реализации, то есть прибыль и рентабельность предприятия снижаются.

   Для статистического  анализа влияния инфляции на уровень  жизни населения используются не только размеры текущих доходов и заработной платы в сопоставимых ценах, но также динамика цен на услуги, продовольственные и непродовольственные товары. 

 

Список  литературы

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2000 г. № 494 "Об экспертизе проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации"
  2. Асфатуллин В.Г. Инфляционные процессы в РФ. Калуга,2007.
  3. Балоцкий Е., Гриценко Г. Движение денежной массы и общего индекса цен // Экономические науки, 2005, № 2.
  4. Гольдина Л., Пахомов Ю. Об индексе потребительских цен // Вестник статистики, 2007, № 10.
  5. Давыдов А.Ю. Инфляция в экономике. М., 2006.
  6. Есипов В. Е. Цены и ценообразование. Спб.: Питер, 2006 г.
  7. Инфляция: причины и закономерности // Вопросы экономики, 2007,. № 2.
  8. Ключник В.П. Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы. Владивосток, 2005.
  9. Красавина Л.Н.  Инфляция в условиях современного капитализма. М.: Финансы, 2005
  10. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., 2008, гл. 7, 8.
  11. Методологические положения по статистике. М.: Логос, 2006.
  12. Проблематика доходов населения в переходный период // Российский социально-политический вестник, 2008, № 1.
  13. Российский статистический ежегодник. М., 2008.
  14. Социальное развитие и уровень жизни // Вестник экономики, 2009, № 6.
  15. Статистика цен на современном этапе // Вестник статистики, 2005, № 7.
  16. Статистический словарь. М., 2006.
  17. Уровень жизни населения и структура доходов // Экономист, 2005, № 10.
  18. Усенко Д.Н. Инфляция: причины и следствия. СПб.,2004.
  19. Чобану К. Методика расчёта влияния инфляционных процессов на финансовые результаты деятельности предприятий // Вопросы статистики, 2006, № 4.
  20. Чобану К. Статистическая оценка уровня воздействия инфляции на показатели СНС // Вопросы статистики, 2007, №7.
  21. Экономическая статистика/ Учебник. М.: Инфра-М, 2008.
  22. http://www.esp-izdat.ru/index.php?article=713
  23. http://euroasia.cass.cn/2006Russia/Russia/moni200705/003.htm

Информация о работе Уровень и динамика цен. Средние цены