Уровень и динамика цен. Средние цены

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов, на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………… .стр. 3
Глава 1. Индексы………………………………………………………………………….стр. 5
Глава 2. Инфляция
2.1.Понятие и причины инфляции……………………………………………………….стр.11
2.2 Виды и типы инфляции……………………………………………………………….стр. 14
2.3 Методы оценки инфляции…………………………………………………………….стр. 19
2.4 Потребительская корзина……………………………………………………………..стр. 26
2.5 Оценка ценовой политики предприятия ЗАО «ВАПОР»…………………………..стр. 30
Глава 3. Средние цены…………………………………………………………………….стр.39
Заключение………………………………………………………………………………...стр. 43
Список литературы………………………………………………………………………..стр. 44

Файлы: 1 файл

Курсовая ценообразование.docx

— 159.63 Кб (Скачать)

Отсюда дефлятор ВВП составил:      22900/1500=15,27.

Размер инфляции равен:                     (15,27-1)·100=1427%.

Количество оборотов денеж·ной массы (отношение ВВП  в текущих ценах к

среднегодовой денежной массе):

в базисном году: 1822,3: 1243,0=l,466;

в текущем  году:  22900,0: 6434,5=3,559.

Ускорение оборачиваемости  в текущем году по сравнению с  базисным: 3,559:

l,466=2,427.

     Дефлятор ВВП также можно определить через изменение денежной массы,

скорости оборота  денег и физического объема ВВП: 15,27=5,177*2,427:0,823.

Таким образом, общий размер инфляции прямо пропорционален росту денежной

массы и увеличению скорости обращения денег и обратно  пропорционален росту

товарной массы ( в постоянных ценах).

     Денежная масса рассчитывается государственной статистикой как оборот и

остатки наличных и безналичных денежных средств,  сумма всех доходов с учетом

размера накоплений, взносов и платежей; товарная масса - как

товарооборот  и продажа услуг, денежные расходы  населения на покупку товаров  и

услуг или ВВП.

     Степень соответствия товарной и денежной массы оценивается с помощью

ряда показателей:

     - соотношения денежной и товарной массы в статистике и динамике;

     - соотношения темпов роста денежной эмиссии и цен;

     - соотношения темпов роста доходов и цен.

Изменение номинальных  доходов ( p1q1-p0q0 ) складывается  из изменения

реальных (пересчитанных  в сопоставимые цены) доходов ( p0q1-p0q0 ) и роста

доходов за счет изменения цен ( p1q1-p0q1 ). Сопоставление  этих показателей

покажет размер потерь (прироста) реальных доходов, или  насколько рост доходов

населения возмещал его потери от обесценения денег. Аналогично

осуществляется  анализ реальных потерь денежных накоплений  населения.

В качестве информационной базы для анализа инфляции используются различные

источники. Цены на товары и услуги-представители  собираются статистикой

методом выборочного  наблюдения; структура потребительских  расходов

определяется  статистикой семейных  бюджетов в ходе регулярных обследований;

система статотчетности получает данные о товарообороте; сведения о денежной

массе статорганы получают от банков; баланс денежных доходов  и расходов

населения позволяет  определять затраты на приобретение товаров и услуг.

Рис. 2 Динамика цен в отдельных секторах экономики

 

 

    В среднем тарифы на перевозки грузов всеми видами транспорта (без трубопроводного) за январь-май 2007 г. выросли на 7,3% (год назад – на 8,6 процента).

    Прирост сводного индекса цен строительной продукции за январь-май 2007 г. составил 5,5% (годом ранее – 3,6 процента).

    С марта 2007 года темпы инфляции на потребительском  рынке стабилизировались – в  марте-мае ежемесячный прирост  цен составлял 0,6% (в апреле-мае 2006 г. прирост цен был ниже – 0,4% и 0,5% соответственно, после значительного  роста цен в I квартале).

    Базовая инфляция (БИПЦ), в значительной мере характеризующая монетарную составляющую, в мае 2007 г. снизилась до 0,3% после ежемесячного прироста на 0,5% в предыдущие три месяца (в мае 2006 г. – прирост на 0,4 процента).  

    

    Рис. 3 Динамика ИПЦ и БИПЦ

    За  январь-май 2007 г. инфляция составила 4,7%, что в 1,3 раза ниже, чем год назад (5,9%). Базовая инфляция замедлилась  в 1,4 раза - до 2,5% против 3,6% год назад.

    На  более низком уровне инфляции за прошедший  период текущего года, прежде всего, сказывается растущее предложение товаров, особенно со стороны импорта (импорт товаров за январь-апрель 2007 г. вырос на 40,4% - ЦБ РФ / 53,9% -таможенная статистика) и усиление его конкуренции (особенно ценовой) по мере продолжающегося укрепления курса рубля.

    В результате этого существенно замедлился рост цен на продовольственные товары – за январь-май прирост на 4,3% против 7% год назад. В условиях роста  предложения товаров сдерживающее влияние на цены оказывает давление на производителей со стороны торговли - прирост цен производителей пищевой продукции за январь-май 2007 г. был еще более низкий - 2,9%, чем 4,5% год назад. Вместе с тем в мае темпы роста цен на продовольственные товары повысились – прирост составил 1% (в феврале-апреле – 0,8% ежемесячно) в основном в связи с повышенным ростом цен на плодоовощную продукцию.

    Снижение  темпов инфляции связано и с установленным  Правительством Российской Федерации  более низким предельным размером повышения  тарифов на услуги ЖКХ на 2007 год (15%), чем в прошлом году (20 процентов). За январь-май тарифы повышены на 12,6% (15,7%), что позволило снизить инфляцию на 0,3 процентных пункта.

    В рыночном секторе прирост цен (тарифов) на услуги опережал инфляцию и с  начала года составил 5,7% (6,1% годом ранее) в связи с растущим спросом  населения на них по мере роста  доходов.

    В целом тарифы на платные услуги населению  за январь-май 2007 г. выросли на 9,1% (год  назад – 9,3%), в том числе в  апреле-мае ежемесячный прирост  цен составлял 0,5 процента.

    На  непродовольственные товары за пять месяцев с начала года прирост  цен невысокий - 1,9% (год назад - 2%), несмотря на рост спроса, что является следствием растущей насыщенности рынка, особенно импортной продукцией. 

    

    Рис. 4 Сравнительная динамика цен в отдельных сегментах потребительского рынка 

 

 
2.4 Потребительская корзина

     Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания,

учитывающий диетологические  ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В потребительскую корзину входят также необходимый набор

непродовольственных товаров, услуг, необходимых платежей. Таким образом, в

потребительскую корзину входят продукты, товары и  услуги, необходимые для

сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина разрабатывается для  трех основных

социально-демографических  групп населения", трудоспособное население,

пенсионеры, дети; как в целом по России, так и  по субъектам федерации.

Постановлением  правительства РФ от 18 февраля 1998 года №214 координация работы

по разработке методических рекомендаций по определению  потребительской корзины

возложена на Министерство труда и социального развития РФ. При определении

потребительской корзины должны учитываться природно-климатический  условия,

национальные  традиции и местные особенности  потребления соответствующих

субъектов (например в Санкт-Петербурге по предварительной  оценке стоимость

потребительской корзины в среднем на душу населения  в январе 2001 года

составила 1 536,8 рубля: продукты питания - 755,9 рубля, непродовольственные

товары - 371,9 рубля, услуги - 408,9 рубля).

Индекс потребительских  цен (ИПЦ) - характеризует изменение за какой-то период

стоимости потребительской  корзины товаров и услуг, приобретаемых  населением.

Он представляет собой отношение стоимости потребительской  корзины в текущий

момент к ее стоимости выраженной в ценах  базисного периода (как правило, в

ценах предыдущего  года или месяца) и не учитывает  влияние изменения доходов

населения, количества и структуры его потребления.

Экспертиза проектов потребительской корзины для  основных социально-

демографических групп населения в субъектах  Российской Федерации  проводится в  соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Цель экспертизы: комплексная оценка обоснованности разработанных субъектами Российской Федерации минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг с учетом природно-климатических условий и национальных традиций,

реализация единых подходов к формированию потребительских  корзин в регионах;

выявление соответствия проектов потребительской корзины, представленных

субъектами Российской Федерации общим принципам и  порядку формирования

минимальных наборов  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, а

также примерным  минимальным наборам, предусмотренным  Методическими

рекомендациями  по определению потребительской  корзины для основных социально-

демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах

Российской Федерации.

Проведению экспертизы проектов потребительской корзины  предшествовала работа

по созданию нормативно-правовой базы. Основанием для организации и проведения

экспертизы явилось  постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля

2000 г. № 494 "Об экспертизе проектов потребительской корзины для основных

социально-демографических  групп населения в субъектах  Российской Федерации",

согласно которому экспертиза проектов потребительской  корзины для основных

социально-демографических  групп населения в субъектах  Российской Федерации

проводится Минтрудом  России, Минэкономразвития России, Минздравом России,

Госстроем России.

Работа по экспертизе проектов потребительской корзины  проводилась Минтрудом

России.

Экспертиза проводилась  Минздравом России - по минимальным  наборам продуктов

питания, Минэкономразвития  России - по минимальным наборам

непродовольственных товаров, Госстроем России - по минимальным  наборам услуг.

Минтруд России осуществлял координацию работы по экспертизе проектов

потребительской корзины, анализ и обобщение экспертных заключений федеральных

органов исполнительной власти, подготовку сводного заключения.

Сводное заключение, подготовленное Комиссией по экспертизе на основе

экспертных заключений Минздрава России, Минэкономразвития  России, Госстроя

России, содержит:

·        рекомендации по оценке соответствия предлагаемых минимальных наборов

продуктов питания, непродовольственных товаров и  услуг минимальным наборам,

предусмотренным Методическими рекомендациями;

·        предложения по оценке обоснованности принятых в проекте

потребительской корзины изменений и дополнений в рекомендуемые минимальные

наборы;

·        выводы о возможности использования  объекта экспертизы для

установления  потребительской корзины в субъекте Российской Федерации.

Вместе с тем  существует проблема утверждения в  регионах величины прожиточного

минимума. В настоящее  время этот показатель, установленный  в порядке,

предусмотренном Федеральным законом о прожиточном  минимуме действует только в

Информация о работе Уровень и динамика цен. Средние цены