Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:59, курсовая работа
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов, на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Введение………………………………………………………………………………… .стр. 3
Глава 1. Индексы………………………………………………………………………….стр. 5
Глава 2. Инфляция
2.1.Понятие и причины инфляции……………………………………………………….стр.11
2.2 Виды и типы инфляции……………………………………………………………….стр. 14
2.3 Методы оценки инфляции…………………………………………………………….стр. 19
2.4 Потребительская корзина……………………………………………………………..стр. 26
2.5 Оценка ценовой политики предприятия ЗАО «ВАПОР»…………………………..стр. 30
Глава 3. Средние цены…………………………………………………………………….стр.39
Заключение………………………………………………………………………………...стр. 43
Список литературы………………………………………………………………………..стр. 44
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая — возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.
Несбалансированность и непредсказуемость инфляции в СНГ разрушает психологическую устойчивость людей, которые все менее надеются на торможение роста цен. Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах.
В статистическом анализе инфляции используется также показатель нормы инфляции (ИN), который определяется по формуле
где It и It-1 - индексы смежных периодов.
Норма
инфляции отражает процентное изменение
уровня инфляции за данный период времени.
В статистике принято считать, что
если норма инфляции менее 10%, то имеет
место «ползучая» инфляция; если норма
инфляции около 50%, то имеет место
«гиперинфляция». Норма инфляции 10 - 99%
характерна для стран с переходной экономикой
или для развивающихся стран.
2.3 Методы оценки инфляции
Основная сложность расчета уровня инфляции заключается в том, что сводный индекс цен должен рассчитываться на основе максимально большого количества цен и по всей территории страны. В настоящее время индекс цен рассчитывается по определенному кругу регионов и выборочной группе товаров, что делает расчеты не вполне точными. Однако есть еще один аспект этой проблемы, который вполне упоминается в современной литературе.
В
настоящее время принято
Обусловлен данный подход тем, что оценивается индекс цен традиционной потребительской корзины, в которую входит только набор продовольственных и промышленных (бытовых) товаров и услуг, а продукции машиностроения, строительных материалов и прочей аналогичной продукции учитывается отдельно.
Необходимо отметить, что такой подход оправдан лишь отчасти, поскольку в цену любого товара или услуги автоматически включается стоимость оборудования, на котором данный товар произведен, а также всей промежуточной продукции. То есть в цену конечной потребительской продукции (например, холодильника) автоматически входит стоимость руды, из которой выплавлен металл, стоимость станка, на котором изготовлен компрессор холодильника, стоимость пластмассы и всего остального, чем рядовой потребитель обычно не пользуется.
Разделение индексов на несколько категорий – индекс потребительских цен, индекс цен на промышленную, сельскохозяйственную продукцию – при определении темпов инфляции утрачивает свою специфику, носит чисто условный характер, так как цена конечного товара вбирает в себя цены на промежуточную продукцию. Поэтому при расчетах и прогнозах имеет смысл в основном учитывать динамику индекса потребительских цен. Разумеется, рост индекса цен на промышленную продукцию тоже является своеобразным сигналом для прогнозов, но его нужно учитывать как фактор, влияющий в конечном итоге на индекс потребительских цен. Очевидно, что если производители машиностроительного сектора поднимут цену на свою продукцию, допустим, на 10%, то это через достаточно короткий период времени скажется на ценах потребительского сектора, поскольку станки, купленные на 10% дороже по отношению к предыдущему периоду, автоматически удорожат и производимые на них потребительские товары.
Еще одной особенностью инфляции в ее чисто российском варианте является то, что в нынешних условиях инфляцию достаточно сложно считать. В ведущих промышленно развитых странах, где давно существует высококонкурентная среда, цены не имеют такой динамики, как в России, ни по темпам роста, ни по уровню колебаний в краткосрочном периоде. Российский производитель может сначала поднять в 2-4 раза цену по отношению к уровню себестоимости, что резко нарушит состояние товарно-денежного баланса в данном секторе, а затем начет снижать ее через систему скидок. Данный фактор весьма затрудняем точность подсчета стоимостных характеристик валового внутреннего продукта в конкретном периоде, а это в свою очередь не позволяет рассчитать необходимый объем денежной массы для обращения.
На практике получается, что сначала стоимость валового внутреннего продукта предельно завышена, и платежеспособный спрос по отношению к товарной массе крайне недостаточен. В этих условиях Центральный банк вынужден добавлять в обращение деньги, а производитель- резко сбрасывать цены.
Поскольку эти процессы (рост и снижение цен и динамика денежной массы) по времени практически никогда не совпадают, это и приводит то к спаду производства, то к «неожиданной» инфляции.
Очевидно, что этому способствует и разная ценовая эластичность на различные товарные группы, поскольку рост цен на некоторые товары практически не влияет на объемы реализации. Поэтому можно утверждать: до тех пор пока государство не начнет эффективно регулировать некоторые сектора экономической системы, что должно привести к относительно устойчивому товарно-денежному балансу, высокая инфляция в России побеждена на будет.
Одной из самых важных характеристик состояния экономики любой страны является
уровень инфляции, который проявляется в росте общего уровня цен. Рост уровня
цен неравнозначен понятию «инфляционный рост цен», так как может включать
изменение цен, обусловленное изменением качества продукции и услуг. Не
существует единого статистического показателя, способного отделить один из
другого, тем более что оценка изменения качества не возможна без привлечения
экспертных методов. Поэтому адекватная оценка инфляции возможна только с
использованием
развернутой системы
Для наиболее общей характеристики уровня инфляции в мировой практике
используются два показателя. Индекс потребительских цен (ИПЦ) позволяет оценить уровень инфляции на потребительском рынке.
%
Рис. 1 Текущий индекс потребительских цен (по результатам еженедельного наблюдения в 132 городах России) 2005 год.
Дефлятор
валового национального
называется дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП)) оценивает
степень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в
государстве, учитывает не только изменение цен товаров народного потребления,
но и цен товаров, используемых в государственных интересах, инвестиционных,
экспортируемых и импортируемых товаров и услуг. В большинстве стран ИПЦ
публикуется ежемесячно, в кризисных условиях - еженедельно. Периодичность
расчета ДВВП квартальная или годовая. Это связано с относительной сложностью
его расчета. ИПЦ рассчитывается по формуле Ласпейреса.
Отечественная практика расчета ДВВП имеет некоторые особенности: сначала с
помощью индексов цен или физического объема (в зависимости от имеющейся базы)
производится постатейная переоценка ВВП, рассчитанного по методу конечного
использования, в ценах предыдущего года. Затем по формуле Пааше
рассчитывается цепной ДВВП. Базисный ДВВП одределяется путем перемножения
всех годовых ДВВП в промежутке от отчетного до - базисного года.
Кроме основных (обобщающих) показателей инфляции статистика рассчитывает
показатели, характеризующие уровень инфляции в отдельных секторах экономики
и т. д. (индекс цен производителей, индекс оптовых цен на отдельные товары,
конечную и промежуточную продукцию, сырье и материалы).
Для измерения инфляции используется индекс покупательной способности
денежной единицы, показывающей, во сколько раз обесценились деньги:
IП.С.= 1 / Ip
Например, если индекс цен составил 125%, т. е. цены вы росли на 25% по
сравнению с каким-либо уровнем, то покупательная способность рубля за этот же
период времени снизилась на 20%:
Этот показатель может исчисляться по отношению к денежной единице текущего
или базисного года; например, динамический ряд покупательной способности
рубля в условиях инфляции может иметь вид: 5,838 1,903 1,529 1,281
1,000 (текущий год принят за базу) 1,000 0.326 0,262 0,220 0,171
Темп инфляции текущего периода по сравнению с начальным периодом ряда Тинф(t)
определяется двумя способами:
1) Тинф(0) =(П.С.Р.(о) -1) ·100,
где П.С.Р.(0) - покупательная способность рубля начального (базисного) периода;
2) Тинф(1) = П.С.Р.(1) 100,
( 27 )
где П.С.Р.(1) - покупательная способность рубля в последнем (текущем) периоде.
(1-0,171 )/0,171 * 100=484.
При построении прогноза уровня инфляции применяются традиционные методы
прогнозирования: метод экспертных оценок, экстраполяции и т. д. Кроме того,
исчисляется показатель количества лет (месяцев) - t , за которое уровень цен
изменится в n раз:
t= lgTn.
Например, увеличение цен в 3 раза при имеющемся темпе роста ( Т ) за год
125% произойдет за 5 лет.
Одной из составляющих инфляции является денежная масса, не
обеспеченная
соответствующим количеством
массы зависит от количества денег в обращении и от скорости их обращения.
Теоретически относительный рост денежной массы при замедлении оборота денег
может не привести к инфляции, например, если повышены процентные ставки на
депозиты. Но, как правило, не обеспеченный товарами выпуск денег побуждает
покупателей к быстрой их реализации, что увеличивает скорость оборота денег и
усиливает разбег инфляции. Величина товарной массы,
второй составляющей инфляции, зависит от ее физического объема и цен товаров.
Поскольку товарная и денежная масса стремятся к рыночному равновесию, то рост
средних цен товарной массы определяется размером изменения ее физического
объема, массы денег в обращении и скорости их обращения.
Рассмотрим пример
Динамика денежной массы
Исходные данные, млрд, руб | Базисный год | Текущий год | Темп роста |
Денежная масса: | |||
на начало года | 945,0 | 1541,0 | 1,631 |
на конец года | 1511,0 | 11328,0 | 7,497 |
в среднем за год | 1243,0 | 6434,5 | 5,177 |
В В П: | |||
в текущих ценах | 1822,3 | 22900,0 | 12,567 |
в постоянных
ценах
базисного года |
1822,0 | 1500,0 | 0,823 |