Уровень и динамика цен. Средние цены

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов, на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………… .стр. 3
Глава 1. Индексы………………………………………………………………………….стр. 5
Глава 2. Инфляция
2.1.Понятие и причины инфляции……………………………………………………….стр.11
2.2 Виды и типы инфляции……………………………………………………………….стр. 14
2.3 Методы оценки инфляции…………………………………………………………….стр. 19
2.4 Потребительская корзина……………………………………………………………..стр. 26
2.5 Оценка ценовой политики предприятия ЗАО «ВАПОР»…………………………..стр. 30
Глава 3. Средние цены…………………………………………………………………….стр.39
Заключение………………………………………………………………………………...стр. 43
Список литературы………………………………………………………………………..стр. 44

Файлы: 1 файл

Курсовая ценообразование.docx

— 159.63 Кб (Скачать)
 

     *1) на  конец периода в процентах  к концу предыдущего периода. 
ИПЦ- индекс потребительских цен
 

Другой важный показатель – дефлятор валового национального  продукта в большинстве стран  рассчитывается по формуле Пааше, и  тем самым расчет максимально  приближен к совокупности товаров, произведенных в отчетном периоде.

В связи с  расхождениями в результатах  между индексами с текущими и  базисными весами возникла теория о так называемых весовых отклонениях (weightbins). Суть ее сводится к утверждению, что использование и текущих и базисных весов ведет к отклонениям в величине индекса от его истинного значения, в первом случае в сторону понижения, а во втором – повышения. Поэтому задача теории индексов состоит в разработке таких формул индексов, которые ликвидировали бы эти отклонения и дали бы результаты, свободные от влияния использования весов за различные периоды.

Однако в данном случае рассматривается не экономическое  содержание индексов, а определенные формальные требования к ним. С позиции экономического содержания одинаково правомерны индексы цен с использованием и базисных и текущих весов. Расхождения между их величинами не есть результат каких-то противоположных отклонений от единственно правильной величины. Правомерен и более высокий результат, полученный на основе формулы Ласпейреса, и более низкий результат, полученный по формуле Пааше, так как в обоих случаях измеряются два различных экономических явления, в первом случае – изменение цен товаров по структуре базисного, а во втором – текущего периода. Экономическое содержание обоих индексов различно, и поэтому должны быть различны их величины.

Тем не менее  ряд экономистов попытались создать  такие формы индексов, которые  были бы «очищены» от подобных отклонений.

Так, например, индекс Фишера, который называют «идеальной»  формулой, вычисляется как средняя  геометрическая из индексов Ласпейреса и Пааше:

Или, например, формула  Эджуорта-Маршалла-Боули, в которой  в качестве весов используются средние количества проданной продукции за базисный и текущий периоды:

Однако все  представленные формулы индексов для  практических расчетов индексов цен  применяются редко.

Индексы цен  строятся на основе определенного товарного  набора, который, в свою очередь, состоит из товаров-представителей, представляющих значительное число других товаров, не включенных в товарный набоор. К цене каждого товара, включенного в индексный набор, приписывается не вес данного товара, а вес той товарной группы, изменение цен которой он представляет в индекск, за исключение тех товаров, которые представляют только самих себя. Эффективность системы представительных весов полностью опроделяется тем, насколько представителен сам товарный набор.

При расчете  индекса необходимо решить вопрос о  выборе базы для индекса цен. Под  базой индекса цен, или, точнее, под базой для сравнения понимается тот период, уровень цен которого принимается за исходный пункт сравнения, то есть за 100. В принципе при наличии готового индексного ряда любой период, охваченный им, может быть принят за базу – для этого достаточно значение индекса для других периодов на значение индекса дя этого периода. При этом необходимо учитывать важные моменты:

  1. Чтобы база индекса совпала с его весовой базой или с последней весовой базой в случае, когда индекс представляет собой сомкнутый ряд и имеет не одну весовую базу;
  2. База индекса не должна быть слишком удалена от текущего периода;
  3. В качестве периода выбирается тот, в пределах которого не было каких-либо резких изменеий цен.

    Индексы цен  периодически подвергаются пересмотрам, так как с течением времени  «устаревает». Представительный товарный набор, иизменяется и  система  взвешивания, реже – изменяется формула для расчета индекса.

    В период пересмотра индексовцен встает вопрос о том, каким образом получить единый индексный ряд. В этом случае чаще всего используется способ смыкания цепным методом. Для этого требуется, чтобы оба индекса, новый и старый, были исчислены хотя бы для общего периода (обычного года).

    Смыкание цепным методом фактически базируется на предположении, что тенденция, показанная для прошлого периода старым индексом, примерно совпадает с той тенденцией, кооторую показал бы для прошлого периода и новый индекс. Тем не менее обычно наблюдается резкий переход от старого индекса со своим набором и структурой весов к новому индексу. Для того, чтобысгладить  резкость и скачкообразность перехода, используются другие более сложные методы смыкания индексов. Один из них состоит в применении для нескольких перекрещивающихся лет «идеальной» формулы, где в качестве двух перемножаемых субиндексов, из которых извлекается геометрическая средняя, используются старый и новый индексы. Другой прием смыкания, называемый «сплетением», заключается в исчислении для нескольких перекрещивающихся лет среднеарифметической из старого и нового индекса, которая и используетсяч в качестве переходного индекса для соответствующих лет. 

Глава 2. Инфляция

2.1.Понятие и причины инфляции

      Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.

     Термин  инфляция впервые стал употребляться  в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после Первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20х годов.

     Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

     Не  всякое повышение цен служит показателем  инфляции. Цены могут повышаться в  силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

      Наиболее  лаконичное определение инфляции - повышение общего уровня цен, наиболее общее - переполнение каналов обращения  денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение  денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

      Однако  трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения  обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хоть она проявляется только в росте  цен, не является сугубо денежным феноменом. Инфляция есть тонкое социально-экономическое  явление воспроизводства в различных  сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция – одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически всех стран мира

      Суть  инфляции заключается в том, что  национальная валюта  обесценивается по отношению к товарам, услугам  и иностранным валютам, сохраняющим  стабильность своей покупательной способности. Некоторые российские  ученые добавляют к этому перечню еще и золото, придавая ему по-прежнему роль всеобщего эквивалента.

             Причины инфляции можно разделить на две категории:

      1.Внутренние:

      а) недежные- деспропорции в развитии экономики, государственно-монополистическое  ценооборазование

      б) денежные- дефицит бюджета (90годы), неконтролируемая эмиссия, увеличение массы, необеспеченных кредитных денег (векселей) за счет которых в 90-е годы покрывалась нехватка оборотных средств у предприятий.

      2.Внешние  факторы:

      а) мировые кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), вывоз капитала за рубеж, рост цен на оборудование и технологии на мировом рынке, которые российские предприятия должны закупать, следовательно наши предприятия должны платить таможенные пошлины за ввоз этого оборудования, а значит цены на конечную продукцию вырастут.

      Основной  причиной возникновения инфляции является нарушение товарно-денежного равновесия, вызываемое в той или иной форме  переполнения сферы денежного обращения  избыточной денежной массой. Рассмотрим в самом общем виде механизм ее возникновения на конкретном примере.

      Представим, что в стране в течение года производится определенное количество товаров и услуг, совокупный объем  которых называется валовым внутренним продуктом (ВВП).

      Валовый внутренний продукт – это общее  количество всех произведенных товаров  и услуг в стране за определенный период времени, как правило, за год. Измеряется ВВП в рублях.

      Все эти товары реализуются на потребительском  рынке по определенным ценам, которые  в условиях механизма свободного ценообразования формируются под  воздействием спроса и предложения .

      В качестве примера представим, что  за год производится 9 видов товаров  и услуг, количество и цена которых  представлена в табл. 1

      Зная  совокупную стоимость всех товаров  и услуг, несложно рассчитать необходимый объем денежной массы, для чего используется так называемое уравнение обмена:

      МV = PQ

      где М – количество денег в обращении

      V – скорость обращения денег

      P – цены всех продаваемых в стране товаров

      Q – объем продаж товаров и услуг 

      Уравнение обмена представляет собой макроэкономическое соотношение, именуемое уравнением Фишера, оно служит одним из важных инструментов монетаристской доктрины. Согласно уравнению обмена масса денег в обращении прямо пропорциональна уровню цен и объему производства (продаж) товаров и обратно пропорциональная скорости обращения денег. 
 
 
 
 

                                                                  Таблица  2

Наименование  товара Количество  всех товаров, ед. Цена одной  единицы товара,руб. Общая стоимость  всех товаров, руб.
Товар А 50 55 2750
Товар Б 60 70 4200
Товар В 70 60 4200
Товар Г 80 90 7200
Товар Д 90 30 2700
Товар Е 100 20 2000
Товар И 120 15 1800
Товар К 140 10 1400
Товар Л 150 5 750
Итого стоимость ВВП     27 000
 

      Поскольку денежная масса совершает несколько  оборотов в год (в среднем 10), несложно определить необходимый объем денежной массы. Разделив 27 000 руб. на 10 оборотов, получим 2700руб, необходимых для сбалансированного товарно-денежного оборота. Рассмотрим основные виды инфляции на примере табл. 1  и причины возникновения. 

      Конечно, рост производимой и продаваемой  в стране товарной массы требует  и увеличения массы денег для  своего обслуживания. Но если денежная масса увеличивается слишком  быстро в сравнении с ростом товарной массы, то деньги как бы теряют свое «товарное наполнение» и становятся менее ценными, чем прежде (слишком много денег гоняется за слишком малым количеством товаров). В такой ситуации цены, если их измерять в деньгах, начинают расти. Образно говоря, цены «всплывают» на поднявшейся денежной массе. И этот рост, обусловленный избыточным обилием денег, и есть главная причина стойкого роста цен. Особенно отчетливо это видно на примере России, где в 1993г. главной причиной абсолютно неприемлемой инфляции была постоянная «накачка» денежной массы Центральным банком.

Информация о работе Уровень и динамика цен. Средние цены