Особенности определения силы воздействия операционного рычага (левериджа) в ценообразовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучить особенности определения силы воздействия операционного левериджа в ценообразовании предприятия.
Для решения данной цели были представлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и использование операционного рычага;
2) изучить эффект операционного рычага;
3) рассмотреть взаимосвязь эффекта операционного рычага и образования цены на предприятии.

Файлы: 1 файл

ценообразование.docx

— 18.31 Кб (Скачать)

Введение

 

В условиях рыночной экономики благополучие любого предприятия зависит от правильной политики ценообразования, и, следовательно, величины получаемой прибыли. Одним из инструментов управления и влияния на ценообразование предприятия является операционный леверидж (рычаг). Он позволяет оценить экономическую выгоду в результате изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.

В общем виде операционный производственный рычаг (леверидж) представляет собой процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание прибыли, т.е. это некий фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей, дать так называемый эффект рычага или леверажный эффект.

Цель данного исследования – изучить особенности определения силы воздействия операционного левериджа в ценообразовании предприятия.

Для решения данной цели были представлены следующие задачи:

1) рассмотреть  понятие и использование операционного  рычага;

2) изучить  эффект операционного рычага;

3) рассмотреть  взаимосвязь эффекта операционного  рычага и образования цены на предприятии.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что каждое предприятие сегодня стремится максимизировать свою прибыль, а операционный или производственный рычаг – это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости, цены и объема выпуска продукции.

 

 

 

 

Особенности определения силы воздействия операционного рычага (левериджа) в ценообразовании

 

В современных условиях на российских предприятиях вопросы регулирования массы и динамики прибыли выходят на одно из первых мест в управлении финансовыми ресурсами. Решение данных вопросов входит в рамки операционного (производственного) финансового менеджмента. Известно, что предпринимательская деятельность связана со многими факторами, влияющими на ее результат. Все их можно разделить на две группы. Первая группа факторов связана с максимизацией прибыли за счет спроса и предложения, ценовой политики, рентабельности продукции, ее конкурентоспособности. Другая группа факторов связана с выявлением критических показателей по объему реализуемой продукции, наилучшим сочетанием предельной выручки и предельных затрат, с делением затрат на переменные и постоянные.

Именно со структурой затрат тесно связан операционный рычаг. Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage в дословном переводе - рычаг) - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма операционного рычага является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Как уже говорилось, на предприятии существуют два вида затрат: переменные и постоянные. Их структура в целом, а в частности уровень постоянных затрат, в общей выручке предприятия или в выручке от единицы продукции могут значительно влиять на тенденцию изменения прибыли или издержек. Это происходит из-за того, что каждая дополнительная единица продукции приносит некоторую дополнительную контрибуцию, которая идет на покрытие постоянных затрат, и в зависимости от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре издержек компании, общий прирост контрибуции от дополнительной единицы товара может выразиться в значительном скачкообразном изменении прибыли. Как только достигается уровень безубыточности, появляется прибыль, которая начинает расти быстрее, чем объем продаж. Операционный рычаг является инструментом для определения и анализа данной зависимости. Другими словами он предназначен для установления влияния прибыли на изменение объема продаж.

Уровень операционного рычага рассчитывается как:

ОР = Затраты постоянные / Затраты переменные

Где ОР – уровень операционного рычага.

Если изменение постоянных и переменных затрат в большинстве случаев подконтрольны менеджменту, то изменение цены в большинстве случаев продиктовано требованием рынка. Изменение цены на продукцию обычно влияет на рыночное равновесие и прямо воздействует на объем продукции в натуральном выражении. Как результат, анализа изменения цены будет не достаточно, что бы определить его влияние на безубыточность, так как в результате изменения цены так же изменится объем реализуемой продукции. Другими словами, изменение цены может непропорционально сильно отразится на объеме реализуемой продукции. Повышение цены может сместить точку безубыточности влево, но одновременно значительно снизить объем реализуемой продукции, что приведет к потере прибыли. Так же повышение цены может сместить точку безубыточности вправо, но одновременно так увеличить объем реализации, что прибыль возрастет очень значительно

 

В результате снижения цены продукции на 100р. Точка безубыточности сместилась 100 шт. вправо. То есть сейчас чтобы достигнуть того же уровня прибыли, что и раньше компания должна продавать 100 шт. дополнительно. Как мы видим изменение цены сказывается на внутренних результатах, но зачастую оно имеет еще больший эффект на рынок. Поэтому, если сразу после уменьшения цены конкуренты на рынке так же снизили цены, то данное решение было ошибочным, так как у всех уменьшилась прибыль. Если же преимущество в увеличившемся объеме реализации может быть получено в течение долгого промежутка времени, то решение о снижении цены было правильным. Поэтому при изменении цены нужно больше учитывать требование рынка, а не внутренние потребности предприятия.

Производственный рычаг является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного рычаг может изменяться под влиянием:

- цены  и объема продаж;

- переменных  и постоянных затрат;

- комбинации  любых перечисленных факторов.

Анализ свойств операционного рычага, вытекающих из его определения, позволяет сделать следующие выводы:

1. При  одинаковых суммарных затратах  операционный рычаг тем больше, чем меньше доля переменных  затрат или чем больше доля  постоянных затрат в общей  сумме издержек.

2. Операционный  рычаг тем выше, чем ближе к  точке безубыточности «расположен  » объем фактических продаж, с  чем и связан высокий риск.

3. Ситуация  с низким операционным рычагом  сопряжена с меньшим риском, но  и с меньшим вознаграждением  в формуле прибыли.

По результатам операционного анализа можно сделать вывод, что предприятие привлекательно для инвесторов, поскольку оно имеет:

а) достаточный (более 10 %) запас финансовой прочности;

б) благоприятное значение силы воздействия операционного рычага при разумном удельном весе постоянных затрат в общей сумме затрат.

Можно отметить, что чем слабее сила воздействия операционного рычага, тем больше запас финансовой прочности. Сила воздействия операционного рычага, как уже отмечалось, зависит от относительной величины постоянных расходов, которые при снижении доходов предприятия трудно поддаются уменьшению. Высокая сила воздействия операционного рычага в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса потребителей означает, что каждый процент снижения выручки ведет к существенному падению прибыли и возможности вхождения предприятия в зону убытков. Если определить риск деятельности конкретного предприятия как предпринимательский риск, то можно проследить следующие взаимосвязи силы действия операционного рычага и степени предпринимательского риска: при высоком уровне постоянных расходов предприятия и отсутствии их снижения в период падения спроса на продукцию предпринимательский риск увеличивается. Для небольших предприятий, специализирующихся на производстве одного вида продукции, характерна высокая степень предпринимательского риска. В этом же направлении действует неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, цен на сырье и энергетические ресурсы.

 

 

Заключение

 

Управление затратами в связи с использованием эффекта операционного рычага позволяет оперативно и комплексно подходить к использованию финансов предприятия. Для этого можно воспользоваться правилом «50/50»

Все виды продукции подразделяются на две группы в зависимости от доли переменных затрат. Если она больше 50 %, то поданным видам продукции выгоднее работать над снижением затрат. Если доля переменных затрат меньше 50 %, то предприятию лучше увеличить объемы реализации — это даст больше валовой маржи.

Освоив систему управления затратами, предприятие получает следующие преимущества:

- возможность  увеличить конкурентоспособность  производимой продукции (услуг) за  счет снижения издержек и увеличения  рентабельности;

- разработать  гибкую ценовую политику, на ее  основе увеличить оборот и  вытеснить конкурентов;

- сэкономить  материальные и финансовые ресурсы  предприятия, получить дополнительные  оборотные средства;

- оценить  эффективность деятельности подразделений  предприятия, мотивацию персонала.

Анализ свойств операционного рычага, вытекающих из его определения, позволяет сделать следующие выводы:

1. При  одинаковых суммарных затратах  операционный рычаг тем больше, чем меньше доля переменных  затрат или чем больше доля  постоянных затрат в общей  сумме издержек.

2. Операционный  рычаг тем выше, чем ближе к  точке безубыточности «расположен  » объем фактических продаж, с  чем и связан высокий риск.

3. Ситуация  с низким операционным рычагом  сопряжена с меньшим риском, но  и с меньшим вознаграждением  в формуле прибыли.

 


Информация о работе Особенности определения силы воздействия операционного рычага (левериджа) в ценообразовании