Эффект операционного рычага

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:58, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повышаются значимость и актуальность долгосрочной и краткосрочной финансовой политики. Очевидно, что от должной организации финансовой политики коренным образом зависит благополучие предприятия. Главная проблема большинства отечественных предприятий состоит в неспособности менеджмента управлять предприятием в соответствии с современными экономическими реалиями. В условиях рыночной экономики необходимо формировать долгосрочную и краткосрочную финансовую политику учитывая не только российскую практику, но и достижения мировой экономической мысли.

Оглавление

Введение

Понятие операционного рычага

Эффект операционного рычага

Особенности использования ЭОР

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

Введение

 

  1. Понятие операционного рычага

 

  1. Эффект операционного рычага

 

  1. Особенности использования ЭОР

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции  повышаются значимость и актуальность долгосрочной и краткосрочной финансовой политики. Очевидно, что от должной организации финансовой политики коренным образом зависит благополучие предприятия. Главная проблема большинства отечественных предприятий состоит в неспособности менеджмента управлять предприятием в соответствии с современными экономическими реалиями. В условиях рыночной экономики необходимо формировать долгосрочную и краткосрочную финансовую политику учитывая не только российскую практику, но и достижения мировой экономической мысли.

По мере развития рыночных отношений в нашей стране вопросы  повышения эффективности проводимой на предприятиях экономической политики приобретает все большее значение.

Функционирование предприятий  в рыночной экономике требует  от них постоянного повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции на основе внедрения научно-обоснованных нововведений. Важнейшая роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности предприятия.

Если текущий уровень  объема производства компании находится ниже объема, в котором достигается минимум средних постоянных издержек, то увеличение масштаба производства приведет к существенной экономии затрат. Возможность получения существенных выгод особенно важна для компаний, работающих в отраслях с высоким уровнем постоянных издержек. К таким относятся предприятия телекоммуникационной отрасли. За счет эффекта операционного рычага рост масштабов производства может привести к существенному сокращению затрат, что обусловило актуальность выбранной темы.

 

 

    1. Понятие операционного рычага

 

В современных условиях на российских предприятиях вопросы  регулирования массы и динамики прибыли выходят на одно из первых мест в управлении финансовыми ресурсами. Известно, что предпринимательская  деятельность связана со многими факторами, влияющими на ее результат. Все их можно разделить на две группы. Первая группа факторов связана с максимизацией прибыли за счет спроса и предложения, ценовой политики, рентабельности продукции, ее конкурентоспособности. Другая группа факторов связана с выявлением критических показателей по объему реализуемой продукции, наилучшим сочетанием предельной выручки и предельных затрат, с делением затрат на переменные и постоянные.

Именно со структурой затрат тесно  связан операционный рычаг. Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage в дословном переводе - рычаг) - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма  операционного рычага является использование маржинального анализа, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле:

                                         M = S – V

 где S — выручка  от реализации;

V — совокупные переменные  затраты. 

    Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход).

    Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

                                    M = (S-V) / Q = p -v

где M — удельный маржинальный доход;

Q — объем реализации;

р — цена единицы продукции;

v — переменные затраты  на единицу продукции.

      Отсюда операционный рычаг рассчитывается по формуле:

                       ОР = МД/П,

Где ОР- операционный рычаг;

МД- маржинальный доход;

П- прибыль.

     Как уже говорилось, на предприятии существуют два вида затрат: переменные и постоянные. Их структура в целом, а в частности уровень постоянных затрат, в общей выручке предприятия или в выручке от единицы продукции могут значительно влиять на тенденцию изменения прибыли или издержек. Рассматривая поведение переменных и постоянных затрат, следует анализировать состав и структуру затрат на единицу продукции в определенном периоде времени и при определенном количестве продаж. Вот как характеризуется поведение переменных и постоянных затрат при изменении объема производства (сбыта).

Таблица. Поведение переменных и постоянных затрат при изменении  объема производства (сбыта)

Объем производства (сбыта)

Переменные издержки

Постоянные издержки

суммарные

на единицу продукции

суммарные

на единицу продукции

Растет

Увеличиваются

Неизменные

Неизменные

Уменьшаются

Падает

Уменьшаются

Неизменные

Неизменные

Увеличиваются


 

Операционный рычаг  является инструментом для определения  и анализа данной зависимости. Другими  словами он предназначен для установления влияния прибыли на изменение объема продаж.

Структура издержек не столько количественное отношение, сколько качественное. Тем не менее  влияние динамики переменных и постоянных затрат на формирование финансовых результатов  при изменении объема производства весьма существенно. Именно со структурой затрат тесно связан операционный рычаг.

Уровень операционного  рычага рассчитывается как:

 

где ОР - уровень операционного рычага,

З пост - постоянные издержки (затраты),

З пер - переменные издержки (затраты).

 

 

    1. Эффект операционного рычага

             Операционный леверидж проявляется в случаях, когда у предприятия имеются постоянные издержки независимо от объема производства (продаж).

 

 Эффект производственного рычага возникает из-за неоднородной структуры затрат предприятия.

Операционный  рычаг показывает насколько процентов  изменится прибыль при изменении  выручки на 1%. Эффект операционного  левериджа заключается в том, что изменение выручки от реализации (выраженное в процентах) всегда приводит к более сильному изменению прибыли (выраженному в процентах). Сила воздействия операционного левериджа является мерой предпринимательского риска, связанного с предприятием. Чем она выше, тем больший риск несут предприниматели.

 

Найденное с помощью  формулы значение эффекта операционного левериджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:

 

,

 

где D ВР - изменение выручки в %;

D П - изменение прибыли в %.

Пример 1.

Руководство предприятия "Технология" имеет намерение за счет роста объемов продаж электротоваров увеличить выручку от реализации на 10% (с 50 000 р. до 55 000 р.), не выходя при этом за пределы релевантного периода. Общие переменные затраты составляют для начального варианта 36 000 р. Постоянные затраты равны 4 000 р. Можно рассчитать сумму прибыли в соответствии с новым объемом выручки от реализации продукции традиционным методом или с помощью операционного рычага.

Традиционный метод:

1. Начальная прибыль равна 10 000 р. (50 000 - 36 000 - 4 000).

2. Переменные затраты  на запланированный объем продукции  возрастут на 10%, то есть будут равны 39 600 р. (36 000 х 1,1).

3. Новая прибыль: 55 000 - 39 600 - 4 000 = 11 400 р.

Метод операционного рычага:

1. Сила влияния операционного рычага: (50 000 - 36 000 / / 10 000) = 1,4. Это означает, что 10% роста выручки должны принести прирост прибыли на 14% (10 х 1,4), то есть 10 000 х 0,14=1 400 р.

 

         Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов и себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И, наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов падает и воздействие операционного рычага падает.

 

Уровень операционного  рычага:

 

 


1 — выручка  от реализации;

2 — операционная  прибыль;

3 — операционные убытки;

4 — общие  затраты; 

5 — точка  безубыточности;

6 — постоянные  затраты.

 

Существует прямая зависимость  между операционным рычагом и  предпринимательским риском. То есть чем больше операционный рычаг (угол между выручкой и суммарными издержками), тем больше предпринимательский риск. Но, одновременно, чем выше риск, тем больше величина вознаграждения.

Как правило, чем выше постоянные затраты предприятия, тем  выше связанный с ним предпринимательский риск. В свою очередь, высокие постоянные затраты обычно являются результатом наличия у компании дорогостоящих основных средств, нуждающихся в обслуживании и периодическом ремонте.

 

Порог рентабельности (точка  безубыточности) — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам. То есть это тот объем продаж, при котором хозяйствующий субъект не имеет ни прибыли, ни убытка.

На практике для вычисления точки безубыточности используются три метода: графический, уравнений  и маржинального дохода.

При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика  «затраты — объем производства -прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем: на графике строится линия постоянных затрат, для чего проводится прямая, параллельная оси абсцисс; на оси абсцисс выбирается какая-либо точка, то есть какая-либо величина объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитывается величина совокупных затрат (постоянных и переменных). Строится прямая на графике, отвечающая этому значению; вновь выбирается любая точка на оси абсцисс и для нее находится сумма выручки от реализации. Строится прямая, отвечающая данному значению.


 

Прямые показывают зависимость  переменных и постоянных затрат, а  также выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при  котором выручка от реализации равна  ее полной себестоимости. После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, то есть того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производств (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше — получает прибыль. Зная порог рентабельности можно рассчитать критический объем производства:

                   V кр =               R     


                                 Цена ед. пр.

 

Где V кр – критический объем производства,

R – порог рентабельности,

Цена ед. пр. – цена за единицу продукции.

       Запас финансовой прочности. Это разница между выручкой предприятия и порогом рентабельности. Запас финансовой прочности показывает, на какую величину может уменьшиться выручка, чтобы предприятие все еще не несло убытков. Запас финансовой прочности рассчитывается по формуле:

Информация о работе Эффект операционного рычага