Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 02:22, реферат
В период существования в СССР, в России централизованной плановой экономики проблемы ценообразования на мировом рынке сравнительно мало интересовали конкретного производителя. Все операции - торговые и платежные - производились специализированными учреждениями внешнеторговыми объединениями и Внешторгбанком. Сразу после появления соответствующих законодательных актов о выходе предприятий самостоятельно на международный рынок появилось большое число новых субъектов рынка, как мощных крупных поставщиков, например, Магнитка или Газпром и его структуры, так и маломощных, но многочисленных "челноков".
В период существования
в СССР, в России централизованной
плановой экономики проблемы ценообразования
на мировом рынке сравнительно мало
интересовали конкретного производителя.
Все операции - торговые и платежные
- производились
Приблизительно
до 1992-93 гг. внутренние цены на производимую
в России продукцию были ниже мировых
в расчетах на конвертируемую валюту.
Кроме того, другие составляющие цены
товара, как-то: транспортные расходы,
портовые услуги, расходы на энергозатраты
и некоторые другие, - в общей структуре
цены не занимали значительную долю, о
чем было хорошо известно зарубежным покупателям.
А вкупе с отсутствием в тот период квалифицированного
персонала для внешнеторговой деятельности
приводило к выбросу товара на мировой
рынок по ценам, гораздо ниже мировых.
В этой связи не случайно против России
только ЕС открыл 15 антидемпинговых процедур
расследований, ввел ограничительные
квоты на поставку в эти страны на большое
количество товарных позиций.
В настоящее
время в России внутренние цены на
многие экспортируемые товары (нефть,
зерно и др.) выше мировых. Причин
для этого много. Кризис в российской
экономике привел к падению объемов
производства, что незамедлительно оказалось
на себестоимости продукции. Ежегодное
сокращение инвестиций привело к обветшанию
производственных фондов, отсутствию
новых технологий. Большое и, вероятно,
негативное влияние оказывает наличие
в России нескольких крупнейших монополистов,
в руках которых сосредоточены практически
все рычаги постановлению цен и
тарифов на услуги, и от которых в условиях
нашей страны зависят
все. Речь идет о РАО "Газпром", РАО
"ЕЭС", о транспортниках (не случайно,
именно транспортные тарифы выросли беспрецедентно).
В настоящее
время крупные фирмы и
Что касается системы
ценообразования, то российские компании
придерживаются общепринятых правил игры,
присущих современному мировому рынку.
Однако следует отметить одну очень существенную
деталь. Сегодня, если подходить к вопросу
с чисто экономической точки зрения, многим
российским компаниям экспорт не выгоден,
что в свою очередь, ограничивает импорт.
Цены внутреннего рынка гораздо выше мировых
по многим товарным позициям. Отсутствие
же на российском рынке финансовых средств
приводит к неплатежам или к примитивным
бартерным сделкам или к появлению различных
финансовых суррогатов в виде векселей,
либо других "ценных" бумаг. Предприятие,
не получая за уже поставленную продукцию
деньги от покупателя, вынуждено искать
покупателя на внешнем рынке. Отрицательная
разница в ценах затем "перебрасывается"
на внутреннюю цену товара, который еще
более дорожает, хотя само предприятие
после экспортной сделки имеет денежные
поступления на свой банковский счет.
Отдельным важным
практическим вопросом в области внутреннего
ценообразования, связанным с ВЭД, является
формирование цен на импортируемые товары
и услуги. Здесь на смену "изобретениям"
советских времен, жестко привязывавшим
цены на импорт к ценам соответствующей
отечественной продукции, что нередко
порождало всякие несуразицы, теперь внедряется
международный опыт, оправданная мировая
практика. Это тем более важно, что, как
отмечалось выше, значение импорта для
экономики России в настоящее время исключительно,
в том числе и для рядового потребителя.
С учетом мирового опыта и международных
рекомендаций внутренние цены на импортные
товары определяются исходя из их таможенной
стоимости, т.е. совокупности валютных
затрат на импорт на момент пересечения
таможенной границы, фиксируемых в декларации
таможенной стоимости ввозимого товара,
или рассчитываемых определенными способами,
предусмотренными в разделе IV Закона Российской
Федерации "О таможенном тарифе".
Он предписывает последовательное применение
шести следующих методов, если предшествующий
невозможен:
• по цене сделки
с ввозимыми товарами;
• по цене сделки
с идентичными товарами;
• по цене сделки
с однородными товарами;
• вычитание
стоимости;
• сложение стоимости
и, наконец, резервный. Эта величина
пересчитывается в рубли по валютному
курсу и после добавления налогов (НДС,
акцизов, сборов, расходов по перевозке,
хранению т.д.) и с учетом прибыли формируют
внутреннюю цену.
В России принимаются
меры по рационализации импортного тарифа.
Основные его положения сводятся
к устранению ставок выше 30% . На сегодняшний
день средний уровень ставок составляет
14% , а средний уровень на подавляющее большинство
товаров находится в пределах от 5 до 30%
. Сейчас импортный тариф России в среднем
почти в три раза выше, чем в промышленно
развитых странах-членах ГАТТ/ ВТО, но
по многим позициям он ниже. В целом же
протекционизм, особенно в области тарифов,
его искусственное поддержание ведет
к развитию монополизма, снижению эффективности
производства и завышению потребительских
цен.
Безусловно, с восстановлением потенциала российской промышленности, с укреплением финансового рынка, рынка услуг и капиталов, с ростом управляемости и контроля за происходящими в экономике процессами ценообразование будет более предсказуемым и будет отвечать общей экономической логике