Цена
– денежное выражение стоимости единицы
товара.
Тариф
– денежное выражение стоимости единицы
работы, услуги.
Ценообразование
– процесс по установлению, регулированию
цен (тарифов) и контролю за применением
установленного законодательством порядка
ценообразования юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими
свою деятельность без образования юридического
лица*, и другими субъектами ценообразования.
Свободная
цена (тариф) – цена (тариф), складывающаяся
под воздействием спроса и предложения
в условиях свободной конкуренции.
Регулирование
ценообразования – воздействие на процессы
установления и применения цен (тарифов)
со стороны государственных органов путем
принятия законодательных, административных,
бюджетно-финансовых и других мер с целью
стабилизации и стимулирования развития
экономики республики. Оно реализуется
на основе форм прямого (административного)
и косвенного (через воздействие на ценообразующие
факторы путем проведения мероприятий
в области денежно-кредитной, налоговой,
тарифной политики) регулирования.
Регулируемая
цена (тариф) – цена (тариф), устанавливаемая
соответствующими государственными органами,
осуществляющими регулирование ценообразования,
или определяемая субъектом ценообразования
(юридическим лицом, предпринимателем)
с учетом установленных этими органами
определенных ограничений. При этом регулируемая
цена (тариф) может иметь фиксированную
или предельную величину.
Фиксированная
цена (тариф) – регулируемая цена (тариф),
устанавливаемая субъектом ценообразования
в твердо выраженной денежной величине.
Предельная
цена (тариф) – регулируемая цена (тариф),
величина которой ограничена верхним
и (или) нижним пределами.
Предельная
торговая надбавка (скидка) – ограничение
к регулируемой цене, устанавливаемое
государственными органами, осуществляющими
регулирование ценообразования в сфере
обращения.
Предельный
норматив рентабельности – устанавливаемый
предельный показатель отношения прибыли
к затратам, выраженный в процентах.
Декларирование
цен (тарифов) – регистрация цен (тарифов)
юридическими лицами, занимающими доминирующее
положение на товарных рынках республики,
в соответствующих государственных органах,
осуществляющих регулирование ценообразования.
Субъектами
ценообразования в Республике Беларусь
могут выступать:
- юридические
лица и предприниматели;
- республиканские
органы государственного управления;
- областные
и Минский городской исполнительные и
распорядительные органы.
Основными
принципами ценообразования являются:
- определение
основ государственной политики в области
ценообразования;
- сочетание
свободных и регулируемых цен (тарифов);
- разграничение
полномочий субъектов ценообразования
по установлению и регулированию цен (тарифов);
- установление
регулируемых цен (тарифов) на товары (работы,
услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам
хозяйствования покрытие экономически
обоснованных затрат и получение достаточной
для расширенного воспроизводства прибыли
с учетом государственных дотаций и других
мер государственной поддержки;
- государственный
контроль за соблюдением действующего
порядка ценообразования, установленных
нормативов и регулируемых цен (тарифов).
В
Республике Беларусь на товары (работы,
услуги), за исключением случаев, предусмотренных
Законом, применяются свободные цены (тарифы).
Регулируемые
цены (тарифы) в Республике Беларусь
применяются на:
- товары (работы,
услуги) субъектов хозяйствования, занимающих
доминирующее положение на товарных рынках
Республики Беларусь и включенных в государственный
реестр;
- отдельные
социально значимые товары (работы, услуги),
конкретный перечень которых устанавливается
Президентом или по его поручению Советом
Министров Республики Беларусь.
Республиканские
органы государственного управления,
областные и Минский городской исполнительные
и распорядительные органы в пределах
полномочий, предоставленных им законодательством,
осуществляют прямое (административное)
регулирование цен (тарифов) путем установления:
- фиксированных
цен (тарифов);
- предельных
цен (тарифов);
- предельных
торговых надбавок (скидок) к ценам;
- предельных
нормативов рентабельности, используемых
для определения суммы прибыли, подлежащей
включению в регулируемую цену (тариф);
- порядка определения
и применения цен (тарифов);
- декларирования
цен (тарифов).
Государственные
органы, осуществляющие регулирование
ценообразования, вправе принимать
решение о выборе конкретного
способа регулирования цен (тарифов)
исходя из государственных интересов
и складывающейся социально-экономической
ситуации в республике в порядке, установленном
законодательством.
Государственную
политику в области ценообразования
в соответствии с Конституцией Республики
Беларусь определяет Президент Республики
Беларусь.
Государственными
органами, осуществляющими регулирование
и контроль за ценообразованием в
Республике Беларусь, в соответствии
с законодательством являются:
- республиканский
орган государственного управления по
вопросам экономики, на который возложены
функции регулирования и контроля за ценообразованием;
- другие республиканские
органы государственного управления,
на которые возложены функции регулирования
и контроля за ценообразованием;
- областные
и Минский городской исполнительные и
распорядительные органы.
Республиканский
орган государственного управления
по вопросам экономики, на который в
соответствии с законодательством
возложены функции регулирования
и контроля за ценообразованием:
- вырабатывает
предложения об основах государственной
политики в области ценообразования и
обеспечивает ее реализацию в республике;
- определяет
формы и способы государственного ценового
регулирования, порядок установления
и применения цен (тарифов), а также порядок
их декларирования, осуществляет методическое
руководство ценообразованием, что обеспечивает
единство ценовой политики на всей территории
Республики Беларусь;
- координирует
работу других республиканских органов
государственного управления, областных
и Минского городского исполнительных
и распорядительных органов по осуществлению
регулирования и контроля за ценообразованием;
- осуществляет
регулирование цен (тарифов) на товары
(работы, услуги) субъектов ценообразования
(юридических лиц, предпринимателей), применяя
способы, предусмотренные законодательством;
- принимает
обязательные для субъектов ценообразования
(юридических лиц, предпринимателей) решения
о введении, изменении или прекращении
регулирования ценообразования в случаях,
предусмотренных законодательством;
- осуществляет
контроль за установлением и применением
субъектами ценообразования регулируемых
цен (тарифов), соблюдением ими установленного
порядка применения цен (тарифов);
- дает обязательные
к исполнению указания об устранении выявленных
в процессе контроля нарушений, отменяет
цены (тарифы), установленные субъектами
ценообразования с нарушением действующего
порядка ценообразования, вводит режим
регулирования цен (тарифов) в отношении
субъектов ценообразования (юридических
лиц, предпринимателей), систематически
нарушающих этот порядок;
- дает предписания
другим республиканским органам государственного
управления, областным и Минскому городскому
исполнительным и распорядительным органам
об отмене или изменении принятых ими
решений по вопросам регулирования и контроля
за ценообразованием, не соответствующих
требованиям законодательства Республики
Беларусь о ценообразовании;
- осуществляет
иные полномочия, возложенные на него
законодательными актами Республики Беларусь.
Другие
республиканские органы государственного
управления Республики Беларусь, на которые
в соответствии с законодательством
возложены функции регулирования и контроля
за ценообразованием, осуществляют регулирование
цен (тарифов) и контроль за соблюдением
установленного порядка ценообразования
в соответствующих отраслях экономики
в соответствии с законодательством.
Областные
и Минский городской исполнительные
и распорядительные органы в пределах
административно-территориальных единиц:
- обеспечивают
реализацию государственной политики
в области ценообразования;
- осуществляют
регулирование цен (тарифов) на товары
(работы, услуги) и контроль за применением
установленного порядка ценообразования,
а также иные полномочия, возложенные
на них законодательными актами Республики
Беларусь.
Юридическое
лицо, предприниматель в области ценообразования
имеют право:
- самостоятельно
или по согласованию с покупателем установить
цену (тариф) на товар (работу, услугу),
если в отношении их в соответствии с законодательством
о ценообразовании не применяется государственное
ценовое регулирование;
- обжаловать
в установленном законодательством порядке
решения, принятые в отношении их республиканскими
органами государственного управления,
областными и Минским городским исполнительными
и распорядительными органами, а также
их должностными лицами с нарушением законодательства
о ценообразовании. Обжалование в установленном
законодательством порядке решений не
приостанавливает их выполнения.
При
установлении и применении цен юридическое
лицо, предприниматель обязаны:
- выполнять
решения государственных органов, осуществляющих
регулирование и контроль за ценообразованием,
принятые ими в пределах полномочий, установленных
законодательством;
- соблюдать
установленный порядок ценообразования,
а также порядок исчисления затрат, относимых
на себестоимость, учитывать в полном
объеме включаемые в цену (тариф) налоги
и другие обязательные платежи, предусмотренные
законодательством, не допускать нарушения
установленных соответствующими государственными
органами регулируемых цен (тарифов) и
действующего порядка их регулирования;
- представлять
соответствующим государственным органам,
осуществляющим регулирование ценообразования,
полную и достоверную информацию, необходимую
для установления регулируемых цен (тарифов)
и контроля за соблюдением установленного
порядка ценообразования.
Юридические
и должностные лица, предприниматели
несут ответственность за:
- нарушение
установленных соответствующими государственными
органами уровней регулируемых цен (тарифов),
завышение или занижение цен (тарифов),
в том числе предельных торговых надбавок
(скидок), а также установленного порядка
их определения;
- применение
свободных цен (тарифов), торговых надбавок
(скидок) на товары (работы, услуги), в отношении
которых применяется государственное
регулирование;
- нарушение
установленного порядка исчисления затрат,
включаемых в себестоимость товаров (работ,
услуг) при определении цен (тарифов);
- нарушение
установленного порядка декларирования
и применения цен (тарифов).
Руководители
юридического лица и другие должностные
лица, предприниматели несут ответственность
за нарушение законодательства о
ценообразовании в соответствии с законодательными
актами Республики Беларусь.
Должностные
лица республиканских органов государственного
управления, областных и Минского
городского исполнительных и распорядительных
органов, осуществляющих регулирование
и контроль за ценообразованием, несут
в соответствии с законодательством ответственность
за разглашение представляемой им информации,
являющейся коммерческой тайной субъектов
ценообразования (юридических лиц, предпринимателей),
а также за нарушение законодательства
о ценообразовании.
Принятие
решений по вопросам, касающимся введения,
изменения или прекращения регулирования
ценообразования, применения административных
взысканий к субъектам ценообразования
(юридическим лицам, предпринимателям)
за нарушение ими законодательства
о ценообразовании, а также обжалование
этих решений осуществляются в установленном
законодательством порядке.
ЗАДАНИЕ
3
Обосновать
цены реализации электромясорубок производства
различных фирм с учетом их качественных
параметров. За базу для сравнения взять
цену и качественные характеристики электромясорубки
фирмы Bosch. Коэффициенты значимости (весомости)
различных качественных параметров для
потребителя определены экспертным путем.
Таблица 3 – Исходные
данные
|
Цена в дол.
США |
Мощность, Вт |
Масса, кг |
Количество
фарша, получаемого за 1 мин., г. |
Остаток мяса в
мясорубке, г |
Коэффициент
весомости |
|
0,3 |
0,1 |
0,5 |
0,1 |
Bosch |
78 |
450 |
3,0 |
843,2 |
15,4 |
Panasonic |
|
180 |
2,11 |
1158,3 |
22,4 |
Флора |
|
100 |
2,93 |
260,2 |
33,7 |
Белвар |
|
120 |
3,24 |
897,3 |
39,7 |