Контрольная работа по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Однако в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.

Оглавление

Введение
Экономическая сущность цены, ее роль в рыночном хозяйстве
Условия монополизации рынка
Формирование монопольных цен
Стратегия ценообразования в условиях монопольного рынка
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Ценообраование.docx

— 647.20 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

  1. Экономическая сущность цены, ее роль в рыночном хозяйстве
  2. Условия монополизации рынка
  3. Формирование монопольных цен
  4. Стратегия ценообразования в условиях монопольного рынка

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики  успех любого предприятия или  предпринимателя во многом зависит  от того, как правильно они будут  устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так, то просто сделать, потому, что на цены оказывает  существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и  социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством  затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все  факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Однако в настоящее  время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случалось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования, ценообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическая сущность цены, ее роль в рыночном хозяйстве

 

В современной экономической  науке четко обозначилась тенденция  изменения пропорции между теоретическими и практическими вопросами в пользу последних. Практика, однако, свидетельствует, что решение конкретных вопросов тем успешнее, чем масштабнее их оценка. В связи с этим, посвящая большую часть учебного пособия прикладным вопросам ценообразования.

Цена — это количество денег, которое покупатель должен заплатить продавцу за приобретаемый товар. Цена является рыночной характеристикой товара: в ней в равной степени отражаются интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей.

Рыночная цена — это сумма денег, которую покупатель добровольно платит продавцу, чтобы приобрести единицу товара или услуги при условии, что оба они являются независимыми сторонами и руководствуются только коммерческими соображениями.

При этом под коммерческими  соображениями понимается возмещение затрат и получение прибыли продавцом, а также удовлетворение экономических  потребностей покупателем.

В основе цены лежат два  объективных экономических закона, выражающих динамику снижения затрат — "цена — денежное выражение  стоимости"; изменение результата труда, удовлетворяющего человеческие потребности — "закон роста потребительной стоимости".

Цена - элемент, присущий экономике  любого типа, основанной на товарно-денежных отношениях, так как опосредствует их, но формируются и действуют цены в различных системах по-разному. Так как цена является одним из рычагов управления процессами, протекающими в экономике, то она тесным образом связана с типом хозяйствования - методология ценообразования, свойства, функции и виды цен соответствуют механизму функционирования системы управления [1, с. 12].

В рыночной системе хозяйствования каждое предприятие и его собственники самостоятельно принимают все производственные и экономические решения: что, где, когда и сколько производить, кому, по какой цене и на каких условиях продавать. Связи между предприятиями свободные, поэтому трудовые, материальные и финансовые ресурсы  включаются в производственный процесс собственниками предприятий, соответственно они сами несут ответственность за все принимаемые решения и действия. Механизм регулирования деятельности предприятий базируется на использовании экономических методов, таких, как финансово-кредитная система, налоговая, таможенная, инвестиционная и бюджетная политика, поэтому рыночная экономика требует совершенно иного ценообразования: принципы и модели цен здесь качественно другие - цена играет главную структурно определяющую роль, является основным звеном системы рыночного саморегулирования и характеризуется следующими моментами.

Формирование конечного  уровня цены происходит не в сфере  производства (что присуще планово-административной системе), а в сфере реализации продукции, то есть на рынке цена всегда является рыночной величиной

Цены на продукцию, товары, услуги определяются собственниками, субъектами хозяйствования, в результате этого нет отчуждения товаропроизводителей от результатов труда.

Цены выявляют диспропорции между предложением и спросом  и мгновенно реагируют - включается механизм рыночного ценообразования, поэтому цена является равновесной величиной, балансирующей спрос и предложение [3, с. 18].

Цена несет в себе свойство конкурентности, выступая инструментом конкурентной борьбы, перераспределения ресурсов, перелива капиталов. Вообще в основе рыночного хозяйства лежат конкуренция, состязательность и соперничество, так как существует множество собственников, между которыми идет постоянная борьба за выживаемость. С одной стороны, конкуренция проверяет каждого предпринимателя на соответствие производства и его структуры требованиям рынка, характеризует способность приспосабливаться к меняющимся условиям. С другой стороны, конкуренция является механизмом стимулирования постоянного совершенствования производства и управления. Поэтому рыночное хозяйство способно эффективно функционировать только при свободных конкурентных ценах, и это заставляет каждого предпринимателя использовать гибкие методы ценообразования.

Цена - важнейший экономический  параметр любого предприятия, именно уровень цен влияет на его финансовое положение, так как предопределяет размер получаемой прибыли и соответственно возможности его производственного и социального развития, а также размер личного дохода собственника.

Рис. 1. Факторы, влияющие на уровень цен

 

Цена подвержена влиянию множества факторов (рис. 1). Факторы потребительского выбора определяют конкурентоспособность данного товара и его место на рынке: уровень цен на аналогичные товары предприятий-конкурентов; замещаемость товара; уровень цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары.

К факторам, обусловленным  альтернативными производственными возможностями, относят предельную замещаемость продуктов, альтернативных издержек и технологий, предельную замещаемость факторов производства.

Итак, в условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации [6, с. 9]

  1. Условия монополизации рынка

 

Монополия представляет собой  рынок, на котором единственная фирма  осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов. При монополии понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореалистична, в масштабе всей страны встречается весьма редко. Однако если взять более скромный масштаб, например маленький город, то ситуация, где наблюдается «чистая» монополия, будет довольно типичной (единственный аэропорт, одна железная дорога, одна электростанция, одна бензоколонка и т. п.).

В этих условиях производитель  полностью контролирует объем предложения, т. е. обладает монопольной властью  и оказывает сильное влияние  на цены.

Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) назывется монопсонией. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

Монополия — тип структуры  рынка, который характеризуется  следующим чертами:

-на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;

-нет близких заменителей продукта монополиста;

-барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен;

- отсутствие стратегического поведения.

Барьеры для входа в  отрасль могут возникнуть вследствие различных причт

- получения исключительного права от правительства (примером может служит государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции);

- имеющихся патентов и авторских прав, которые могут обеспечить монопольные позиции производителю, однако лишь на ограниченное число лет (например, по российскому законодательству патент действует в течение 20 лет);

- контроля со стороны монополиста всего предложения какого-либо производственного ресурса (примером могут служить художники, актеры, спорт смены, обладающие монополией на использование своих услуг);

- необходимости осуществления больших единовременных вложений в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть (например, затраты на создание специализированного оборудования);

- высоких транспортных расходов, способствующих формированию изолированных местных рынков.

В отличие от совершенного конкурента, монополист сам устанавливает  не толь ко количество предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса.

Поскольку монопольное предприятие  сосредоточило в своих руках  весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли, и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации [2, с. 142].

Таким образом, при определении, как установить объем выпуска, монополист должен иметь в виду, что по мере расширения своего производства он не только что-то приобретает (стоимость дополнительно выпущенной продукции), но и что то теряет (часть стоимости прежнего объема производства из-за снижения цены).

 

 

 

 

 

  1. Формирование монопольных цен

 

Рассмотрим спрос и  выручку(рис.2). Отметим, что дополнительный доход, получаемый в результате выпуска дополнительной единицы продукции (МR), обладает следующим свойством.

Рис. 2. Спрос, общая и предельная выручка монополии

 

Произведя одну дополнительную единицу продукции и продавая ее по цене Р, мы получим доход: TR = PxQ=1xP = P. Но фирма сталкивается с кривой спроса, имеющей наклон вниз, и поэтому производство и продажа данной дополнительной единицы приводят к небольшому снижению в цене, которое уменьшает доход от всей проданной продукции.

Величина отклонения MR от Р зависит от эластичности спроса по цене:

Как видно на рис. 2, когда  предельный доход положителен (MR > 0), общий доход возрастает при сокращении цены, спрос эластичен. Когда предельный доход отрицателен (MR < 0), общий доход сокращается при понижении цены, спрос неэластичен. Общий доход максимален, когда MR = 0 (ED = 1). То есть фактически монополист не действует на участке неэластичного спроса.

Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

МС = MR ≠Р.

Итак, стремясь к максимуму  прибыли, монополия выбирает объем  производства, при котором МС = MR. Точка пересечения этих кривых обозначена точкой К (рис. 4.7), так как точку максимизации прибыли монополией называют точкой Курно. Прибыль монополии в расчете на единицу продукции монопольного объема QM равна длине отрезка FN(Рм> АС). Суммарная прибыль монополии на весь выпуск равна площади PFNL (на рис. 4.7 — заштрихованная область) [4, с. 111].

Монополист, как правило, производит меньше, чем при совершенной  конкуренции, и по более высоким ценам.

Обладание монополией, однако, не гарантирует прибыли. В коротком периоде фирма-монополист может как получать экономическую прибыль, так и терпеть убытки.

В условиях долгосрочного  периода монополия должна функционировать по крайней мере безубыточно. Ситуация минимизации убытков не может быть долгосрочным равновесием: фирма уйдет с рынка, если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки.

В отличие от совершенной  конкуренции долгосрочное равновесие в условиях монополии не обязательно  должно устанавливаться в точке  минимума кривой долгосрочных средних  издержек (LACmjn). Оно может быть достигнуто как при условии выпуска ниже объема в точке LACmin, так и при уровне выпуска, превосходящем минимум кривой LAC. Покупателю же на монополизированном рынке в любом случае приходится платить за товар цену, превышающую кик величину минимально возможных средних затрат, с которыми мог бы быть произведен товар, так и величину фактических средних затрат производства товара, позволяя тем самым производителю получать положительную экономическую прибыль.

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразованию"