Контрольная работа по "Ценообразование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

Предложение и спрос как ценообразующие факторы.
Методы прогнозирования цен.

Файлы: 1 файл

ценообразование.docx

— 185.83 Кб (Скачать)

15.Связь административных  цен и инфляции

Инфляция  - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса  и  предложения. В буквальном переводе термин " инфляция " (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы, что  и  вызывает обесценение денежной единицы  и  соответственно рост товарных  цен .

Термин “ инфляция “ появился во второй половине XIX в., перекочевав из медицины. Впервые он стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861--1865 гг.  и  обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии  и  Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие  инфляция  получило в XX в. после первой мировой войны. «По существу этим термином обозначалась денежная  инфляция .-- пишет В. Дроздов,-- Но в дальнейшем под  инфляцией … стал пониматься любой рост  цен , независимо от порождающих его причин» Дроздов В. Критика буржуазных теорий регулирования денежной системы капитализма. М., 1972. С.22..

Однако определение  инфляции  как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным.  Инфляция , хотя она  и  проявляется в росте товарных  цен , не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.  Инфляция  представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Итак, проявлением  инфляции  является повышение  цен , однако не следует забывать, что рост  цен  может быть связан с отсутствием равновесия между спросом  и  предложением, такой рост  цен  на каком-то отдельном товарном рынке - это не  инфляция .  Инфляция  проявляется в повышении общего уровня  цен  в стране.

Для более объективного взгляда на  инфляцию , следует рассмотреть различные теории  инфляции , существующие сегодня. С точки зрения темпов роста  цен  (т.е. количественно)  инфляцию  делят на:

· Ползучая (умеренная)  инфляция 

· Галопирующая  инфляция 

· Гиперинфляция

· Ползучая (умеренная)  инфляция , для которой характерны относительно невысокие темпы роста  цен , примерно до 10% в год. Этот рост  цен , не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше  инфляции ), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода  инфляция  присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой,  и  она не представляется чем-то необычным. Средний уровень  инфляции  по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5% в год.

· Галопирующая  инфляция  (темп роста  цен  - до 300-500% в год). Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая  инфляция  оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов  инфляции ), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии, в 90-е годы в бывших социалистических странах. Ниже приведены индексы потребительских  цен   и  темпы роста номинальных денежных доходов в странах СНГ (1992 г. к 1991 г., в количество раз): ??. ??????? ?.?. «?????????» ?., 1996?. ???.251

 

 
 

Потребительские цены

Среднедушевой доход

 

Азербайджан

12,1

5,0

 

Армения

9,0

2,8

 

Белоруссия 

11,6

8,2

 

Казахстан

10,7

6,7

 

Киргизия 

11,9

4,3

 

Молдавия 

12,1

4,9

 

Россия

15,7

7,5

 

Таджикистан

10,1

3,4

 

Туркменистан

8,7

7,1

 

Узбекистан

5,1

5,2

 

Украина

12,5

--

 
       

· Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом исчислении - более 10000%.). Такая  инфляция  действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом.  Цены  растут астрономически, расхождение  цен   и  заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными  и  убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост  цен  в месяц). Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем  цен , принудительным изъятием продовольствия у производителей  и  т. п.

К примеру, в Аргентине  на апрель 1990 г. зафиксирован рост  цен  в 200 раз (темп роста  инфляции  -- 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство  и  без рыночных отношений можно прожить некоторое время, в Никарагуа, за период гражданской войны, среднегодовой прирост  цен  достигал 33000%.

Наиболее ошеломляющим в  истории является пример гиперинфляции  в Венгрии в 1946 г., когда довоенный  форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единила  с 22 нулями), а доллар США обменивался  на 3*1022 форинтов. ??. ??????? ?.?.. «???? ????????????? ??????» ?????, 1995?. ???.430

Россия по уровню  инфляции  также занимает далеко не последнее место. Ниже приведены показатели уровня  инфляции  за период 1991 -1995гг Данные взяты из журнала «Экономика  и  бизнес» №5 1996 г..

 
 

1991г.

1992г.

1993г.

1994г.

1995г.

 

Инфляция  (на конец года, %)

144

2520

840

224

131

 
             

Вести успешный бизнес в  условиях гиперинфляции практически  невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания  таков: автономность  и  самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних  связей , натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы  и  даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных  и  клиринговых операциях.

С точки зрения критерия- соотносительности роста  цен  по различным товарным группам различают:

· сбалансированная  инфляция ;

· несбалансированная  инфляция .

При сбалансированной  инфляции   цены  различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной -  цены  различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная  инфляция  не страшна для бизнеса. Необходимо лишь периодически повышать  цены  товаров: подорожало сырье - соответственно увеличивается  цена  конечной продукции. В основном, риск потери доходности присущ предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения  цен , это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных  связях .

Несбалансированность  инфляции  - составляет большую проблему для экономики. Но еще сложнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста  цен  останутся лидерами  и  в дальнейшем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать  и  сравнить доходность вариантов инвестирования.

С точки зрения ожидаемости  или предсказуемости  инфляции  выделяют:

· ожидаемую;

· неожидаемую.

Ожидаемая  инфляция  предсказана  и  спрогнозирована заранее, с достаточной степенью надежности. Неожидаемая - явление стихийное, спорадическое, прогноз в данном случае невозможен.

Фактор ожидаемости, предсказуемости  позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния  инфляции  на стратегию бизнеса. Если все фирмы  и  все население знает наверняка, что в следующем году  цены  возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку  цен . Предприятия  и  население, соответственно, повысят  цену  на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила  и  т. д.). Таким образом, основная часть населения существенно не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда, как в случае непредсказуемости, неожидаемости роста  цен  даже при умеренной  инфляции  (по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.

Если исходить из степени  вмешательства государства в  рыночные процессы,  инфляцию  также подразделяют на:

· открытую;

· подавляемую.

Открытая  инфляция  характеризуется невмешательством государства в процессы формирования  цен   и  заработной платы. Под подавляемой  инфляцией  подразумевается правительственный контроль над ростом  цен  или заработной платы, либо тем  и  другим одновременно. Это послужило основой создания модели  инфляции  (подавляемой) Б.Хансеном, одним из современных представителей Стокгольмской школы. В последнее десятилетие инфляционным ожиданиям придается большое значение. Использование концепции ожиданий в экономической теории было обосновано Дж.Хиксом в его основной работе «Стоимость  и  капитал». См. подробнее: Браунинг П. Современные экономические теории -- буржуазные концепции. М., 1987. Инфляция  является результатом нарушения равновесия между спросом  и  предложением. Различают  инфляцию  спроса  и   инфляцию  издержек. Нарушение равновесие со стороны спроса - называется  инфляцией  спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается  цена  предложения, возникает  инфляция  предложения. В 50-60-е годы прошлого столетия теории  инфляции  спроса  и  издержек лежали в основе экономической политики буржуазных правительств, а так же были наиболее популярными объяснениями инфляционного процесса. Это послужило поводом переложить на них ответственность за нарастание инфляционных процессов в экономике в 70-е годы. Таким образом, рост  инфляции  связывают с издержками на заработную плату. Профессор Лутц в своей работе « Инфляция  издержек  и  спроса» пишет: «Если одновременно имеющиеся дополнительные финансы для целей инвестиций превышают то, что требуется для покрытия возросшей заработной платы  и  поддержания относительной доли прибылей в производстве, то инвестиции представляют собой дополнительный источник  инфляции ; налицо симптомы  инфляции  спроса. Мы ясно видим наличие сочетания  инфляции  издержек  и   инфляции  спроса». Критика современных буржуазных теорий финансов, денег  и  кредита. С.203-204.

16.Воздействие  монополий на рынок факторов  производства

Любое производство может  осуществляться только с по­мощью определенной совокупности взаимосвязанных фак­торов, будь то земля, труд, капитал и т.п. Поэтому, как правило, только в абстракции можно представить изолиро­ванный фактор производства, даже если таким  фактором является труд. В реальном производстве все факторы взаи­модействуют друг с другом. Может случиться  даже, что ес­ли в некоторых  технологических процессах увеличить  дей­ствие одного фактора, то не только никакого дополнитель­ного, предельного  продукта, но и вообще никакой продук­ции не получится. Допустим, для производства товара тре­буется небольшое количество серебра. Ясно, что его невоз­можно  заменить не только дополнительным трудом, но и другими вещественными факторами, в частности замените­лями серебра, ибо они не соответствуют требованиям  тех­нологии. Такого рода примеров, когда  один фактор нельзя заместить другим, либо когда увеличение одного фактора  ослабляет действие другого, можно  привести немало. На этом основании  неоклассическая теория производства, ос­нованная на производственной функции  и концепции пре­дельного продукта, нередко подвергается довольно аргумен­тированной критике. Ведь факторы производства не могут не влиять друг на друга  и, как правило, именно в результа­те  такого взаимодействия усиливают друг друга, когда ком­бинируются в надлежащей пропорции. Поэтому только надлежащее их сочетание в определенном соотношении  может обеспечить выпуск дополнительного  продукта.

Тем не менее, с учетом сделанных  оговорок, принципы неоклассического подхода к экономической организации  производства оказываются весьма полезными  на практике. Во многих случаях оказывается  возможным подобрать такое сочетание  факторов путем ряда проб и экспериментов, ко­гда выпуск предельного продукта увеличивается, а издерж­ки соответственно уменьшаются. Убедившись в неудовле­творительности существующего сочетания факторов, можно перейти к принципиально новому их сочетанию и в конце концов добиться успеха. Во всяком случае, никогда не сле­дует забывать, что абстрактный подход к экономическим процессам, в том числе и изолированное рассмотрение факторов производства, допустимы лишь в определенных условиях и границах. Поэтому такой подход не исключает, а, скорее, предполагает более полное и всестороннее рас­смотрение взаимосвязи и взаимодействия данного фактора производства с другими, необходимыми для выпуска про­дукции с наименьшими издержками.

Второй момент, на который  хотелось бы обратить вни­мание, заключается  в том, что до сих пор мы предполагали, что спрос и предложение на факторы производства осуще­ствляются  на рынке со свободной конкуренцией. Такое предположение также упрощает реальную ситуацию на рынке современном, где значительную роль играют моно­полии и олигополии разного рода. В этих условиях невоз­можно продать всю  произведенную продукцию по устано­вившейся  цене, поскольку реализация предельного, или дополнительного, продукта заставляет продавцов снижать цены. А снижение цен неминуемо приводит к уменьшению спроса на факторы производства. Таким  образом, в услови­ях несовершенной  конкуренции предприятия и фирмы  вы­нуждены в меньшей степени  использовать факторы произ­водства, что в конечном счете ведет  к снижению производ­ства товаров  в целом. Это, следовательно, еще  раз свиде­тельствует о негативном воздействии монополий на эконо­мику. Поскольку, однако, существование монополий  есть свершившийся факт, то с этим приходится считаться, учи­тывать их влияние на рынок и, по возможности, уменьшать  негативное воздействие с помощью  соответствующей госу­дарственной политики.

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразование"