Контрольная работа по "Ценообразование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

Предложение и спрос как ценообразующие факторы.
Методы прогнозирования цен.

Файлы: 1 файл

ценообразование.docx

— 185.83 Кб (Скачать)

Классификация цен по территории действия выделяет цены единые (поясные) и региональные (зональные). Единые цены устанавливаются и регламентируются федеральными органами (газ, электроэнергия). Региональные цены регулируются местными органами самоуправления (коммунальные услуги, закупочные цены, тарифы на платные  услуги населению.

Классификация цен по времени  действия делит их на постоянные (относительно определенного отрезка времени), временные, сезонные, ступенчатые, “на  срок”. В настоящее время в  отечественной экономике постоянных цен нет, т.к. наибольший период их действия определяется уровнем инфляции. Временные  цены устанавливают на период освоения новой продукции, сезонные цены используют в отраслях промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Ступенчатые  цены связаны с этапами жизненного цикла товара, достигают предельно  высоких значений в период роста  и резкого подъема спроса на новый, “пионерный” товар. Цены “на срок”  в настоящее время действуют  как контрактные цены, при наличии  контракта на реализацию какой-либо продукции. Заключение контракта на следующий срок предполагает их изменение. Разновидностью контрактных цен  являются договорные цены.

Степень свободы цен от воздействия государства при  их определении выделяет свободные  цены, регулирование цены и фиксируемые  цены. Свободные цены складываются на рынке под влиянием спроса и  предложения, регулируемые цены формируются  также в результате колебаний  конъюнктуры рынка, но государство  осуществляет либо их прямое ограничение, либо регламентацию рентабельности. Фиксируемые цены устанавливаются  федеральными органами управления на ограниченный круг товаров.

Классификация цен по распределению  транспортных расходов называется системой франкирования (“франко” - свободный  от уплаты). Сущность системы состоит  в том, что расходы по перевозке  продукции до места назначения, указанного во “франко” несет поставщик продукции, а остальные - покупатель.

 




13.Взаимосвязь  цены, спрос, предложения, затрат

Со­стоя­ние рын­ка оп­ре­де­ля­ет­ся  со­от­но­ше­ни­ем ве­ли­чи­ны  спро­са и пред­ложения. Для более  полного понимания характера  взаимодействия системы «спрос —  цена — предложение» рассмотрим понятие  рыночного равновесия, под которым  имеется в виду ситуация, когда  спрос и предложение равны  друг другу, а цена равна стоимости (при простом товарном производстве) или цене производства ( в условиях свободной конкуренции). Для иллюстрации  понятия рыночного равновесия используем графики так называемых кривых спроса и предложения, широко используемых в западной экономической литературе и весьма наглядно отображающих некоторые  рыночные процессы. На рис. 1 кривая спроса dd показывает, какое количество товара потребители приобрели бы при  различных уровнях цены p. При  этом подразумевается, что все прочие факторы  спроса остаются неизменными, т.е. не меняется ни общий размер доходов  потребителей, ни цены конкурирующих  товаров. Иными словами, в данном случае речь идет об отрицательной  зависимости спроса от цены, обозначенной на рис. 1 пунктирной линией B.

 

Кривые спроса и предложения

рис. 1 Как видим на графике, при возрастании цены (например, от уровня p до p1) спрос сокращается (с уровня q до q1). При более высоких  ценах из числа потребителей выбывают фирмы с наименьшим свободным  денежным капиталом, т.е. компании, которые  и ранее функционировали на грани  банкротства.

 

Более сильные в финансовом отношении фирмы сокращают закупки  товара, частично переключаясь на ставший  относительно более дешёвым товар  — субститут. При снижении цены (с p до p2) спрос соответственно возрастает (с q до q4).

 

Кривая предложения ss иллюстрирует прямую зависимость последнего от цены. На графике видно, что повышение  цены (например, с p до p1) приводит к росту  предложения (с q до q1) в результате увеличения загрузки производственных мощностей, открытия новых предприятий, появления  на рынке в качестве продавцов  компаний, деятельность которых при  прежнем уровне цен была бы убыточной, а также в результате роста  предложения из запасов. При снижении цены соответственно наблюдается противоположная  картина.

 

Следует иметь в виду, что совокупность точек на кривых dd и ss отражает не реальные спрос, предложение  и цену. А лишь их потенциальные  возможные величины. Фактически значения будут стремится к точке пересечения  кривых E, в которой как спрос, так и предложение равны одинаковому (q) количеству единиц товара, т.е. находится  в состоянии равновесия. Действительно, при уровне цены p1 предложение q2 будет  выше спроса q1. В этих условиях часть  товара, предлагаемого к продаже, не будет покупаться, что через  механизмы конкуренции между  поставщиками неизбежно приведёт к  падению цены. На практике она, видимо, снизится ниже уровня равновесия (например, до p2). В результате спрос q4 превысит предложение q3, т.е. на рынке возникнет  дефицит товара, преодолеваемый в  условиях свободной конкуренции  через рост цен.

 

Противоречия между ценой, предложением и спросом разрешаются  в точке E, которой соответствует  уравновешенная, так называемая конкурентная цена p. Точка равновесия не является чем-то исключительно устойчивым. Фактически она находится в постоянном движении, обусловленным смещением самих  кривых спроса и предложения по плоскости, ограниченной осями координат. Экономический  смысл этих смещений заключается  в том, что «прочие равные условия», принятые в предыдущем примере за неизменные, в реальной действительности постоянно меняются. Они являются результатом воздействия на спрос  и предложение многочисленных факторов «внешнего характера» (помимо цены), что в свою очередь приводит к  изменениям уровня цен. Для иллюстрации  сказанного рассмотрим вариант роста  спроса, обусловленный, например, увеличением  совокупности платёжеспособности компаний — потребителей (рис. 2)

 

Кривые спроса и предложения

рис. 2 Новая кривая означает, что в связи с появлением у  потребителей дополнительного денежного  капитала они при каждом значении цены способны приобрести больше, чем  раньше, количество товара. В силу того, что положение кривой предложения  осталось в данном примере неизменным (т.е. предложение не подверглось  воздействию «внешних» факторов), на рынке произошло нарушение  равновесия. Новое равновесие должно установится в точке Е0 (цена р1 и количество q1), которая соответствует  пересечению кривых изменившегося  спроса и «неизменного» предложения. В данном случае одновременно действует  как связь «цена — спрос» (повышение  цены ограничивает рост закупок), так  и связь «спрос — цена» (увеличение платёжеспособного спроса приводит к удорожанию товара). При этом роль последней превалирует, что выражается в росте продаж, происходящем вопреки  повышению цен. В то же время здесь  присутствует и отрицательная связь  «цена — спрос», препятствующая достижению уровня закупок товара, равного q2 (что выше реального показателя q1).

 

Рост цен стимулирует  увеличение поставок товара продавцами. В приведенном выше анализе рисунок 2 положение кривой предложения означает, что продажи товара увеличиваются  не за счет резервов, связанных с  уменьшением издержек производства.

 

Наоборот, в данной ситуации становится выгодным производить товар  с большими, чем ранее, затратами  на единицу продукции, в связи  с чем на рынке увеличивается  доля предприятий с относительно низкой производительностью труда, и издержки в среднем по отрасли  возрастают.

 

Рассмотрим далее противоположную  ситуацию, когда «инициатором» нарушения  равновесия выступает предложение. Это может происходить при  росте производительности труда (например: в результате начала промышленной эксплуатации, новых, более богатых месторождений).

 

рис. 3

Кривые спроса и предложения

 

На рисунке 3 данный процесс  иллюстрируется сдвигом кривой предложения  вправо вниз к точке нового равновесия, которому соответствуют более низкая цена и возросший уровень продаж. В процессе движения кривой от ss к s1s1 обостряется конкурентная борьба, разоряются производители с наиболее высокими затратами труда и капитала на единицу продукции.

 

При этом, однако, их уход с  рынка с лихвой компенсируется ростом продаж продукции с предприятий, на которых повысилось производительность труда. В результате устанавливается  более низкая уравновешивающая цена, отражающая сократившиеся общественно  необходимые затраты на производство данного товара.

 

Специальных примеров, иллюстрирующих последствия для рынка противоположных  процессов, т.е. снижение спроса и предложения, видимо, не требуется. Для их понимания  достаточно представить кривые d1d1 и s1s1 соответственно на рисунке 2 и 3 не как  конечный результат, а как исходный пункт происходящих изменений.

 

При анализе обще хозяйственной  конъюнктуры вводятся понятия совокупного  спроса и совокупного предложения. Совокупный спрос — это внутренний спрос плюс экспорт (внешний спрос). Внутренний спрос представляет собой  потребность страны в потребительских  товарах, в инвестируемом оборудовании и товарах текущего производственного  потребления (сырьё, полуфабрикаты, энергия, компоненты). Факторами совокупного  спроса являются личное потребление, отражающее потребности населения в предметах  потребления краткосрочного и длительного  пользования; валовые инвестиции, характеризующие  спрос на элементы основного капиталы; общий уровень текущего производства, определяющий спрос на сырьё и  полуфабрикаты; физический и объем  и структура экспорта, отражающие внешний спрос на продукцию данной страны.

 

Личное потребление определяется размером вновь созданной стоимости  её распределением между различными классами и слоями общества. Совокупная заработная плата рабочих и служащих определяет их покупательную способность  на самые массовые продукты личного  потребления. Совокупные доходы фермеров, предпринимателей, торговцев и банкиров определяют размеры их личного потребления, накопления и затраты на расширенное  воспроизводство, т.е. спроса на средства и орудия производства. Структура  спроса на средства производства в  значительной мере определяется делением прибавочной стоимости на предпринимательский  доход, ссудный процент, ренту и  торговую прибыль, а так же соотношением между I и II подразделениями. Размеры  платёже способного спроса изменяются в зависимости от уровня цен. Общей  закономерностью является расширение спроса при понижении цен и  сокращение спроса пре повышении  цен на товары. Особо важное значение приобретает изучение спроса населения  на продовольственные товары, масштабы и структура которого варьируется  в зависимости от уровня доходов. В целях изучения реакции спроса на продовольствие в зависимости  от уровня доходов вводится понятие  эластичности спроса по доходам.

14.Предложение  и спрос как  основные факторы,  влияющие на формирование цен

Предложение - это все товары и  платные услуги, представленные к  непосредственной продаже. Стоимость  этих товаров и услуг характеризует  стоимостной объем предложения.

Главными экономическими факторами, определяющими динамику предложения, являются следующие.

Важнейшим фактором выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят  доходы и продавцов, и фирм-производителей. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке.

В то же время рыночное предложение  имеет смысл только тогда, когда  это подтверждают удовлетворяющие  его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская  деятельность по экономии или переориентации ресурсов, изменению технологий, корректировке  объемов выпуска товаров.

Выручка предпринимателя от реализации товарной продукции равна стоимости  единицы товара, умноженной на число  продаж. Из этого следует, что высокая  цена предложения не всегда выгодна  и самим предпринимателям, ибо  она ограничивает объем реализации. При снижении цены предложения (как  правило, это делается на товары высокоэластичного  спроса), то возросшее число продаж может даже увеличить объем выручки. Поэтому в мировой практике конечным результатом деятельности коммерческого  предприятия считается показатель объема продаж в фактических ценах  реализации.

На величину предложения влияет и экономическая конъюнктура. Различают  четыре состояния экономической  конъюнктуры (с позиции предложения) - «повышательную», «высокую», «понижательную», «низкую».

Первые два состояния - это «рынок продавца». Он складывается в условиях превышения спроса над предложением, что гарантирует производителю  устойчивый объем реализации его  товарной продукции при высоких  рыночных ценах. Но именно высокие цены стимулируют увеличение предложения, что приводит в дальнейшем к его  превышению над спросом и соответственно к снижению цен.

Величина предложения зависит  также от уровня конкуренции в  данной отрасли. Если на рынок выносится  предложение, превышающее платежеспособную емкость спроса, то производители  начинают соревнование за покупателя, цены падают. При недостаточном предложении  возникает конкуренция среди  покупателей.

Величина и структура предложения  отражают налоговую политику государства. Введение каких-то налогов стимулирует  производство менее трудоемкой продукции, а налоговые льготы способны увеличить  предложение определенных товаров.

Кроме того, связь производства и  потребления опосредована в рыночной экономике специфической отраслью - торговлей. Торговля также имеет  специфические экономические интересы. Поэтому на конкретной величине предложения  в каждый данный момент сказывается  и политика торговых агентов.

Кривая предложения перемещается и при изменении других факторов предложения. На ее движение сильное  влияние оказывает изменение  затрат производителей. Если один производитель  сумел свести свои затраты к минимуму, а другие - нет, то цена у первого  производителя может быть снижена. Если изменятся цены на сырье и  технологические товары, входящие в  состав производимой продукции, то это  приводит к существенному изменению  выпускаемой продукции в целом. Такое же воздействие оказывает  и увеличение налогов на данный товар.

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразование"