Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:07, контрольная работа
Предложение и спрос как ценообразующие факторы.
Методы прогнозирования цен.
Классификация цен по территории
действия выделяет цены единые (поясные)
и региональные (зональные). Единые
цены устанавливаются и
Классификация цен по времени
действия делит их на постоянные (относительно
определенного отрезка времени)
Степень свободы цен от воздействия государства при их определении выделяет свободные цены, регулирование цены и фиксируемые цены. Свободные цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения, регулируемые цены формируются также в результате колебаний конъюнктуры рынка, но государство осуществляет либо их прямое ограничение, либо регламентацию рентабельности. Фиксируемые цены устанавливаются федеральными органами управления на ограниченный круг товаров.
Классификация цен по распределению транспортных расходов называется системой франкирования (“франко” - свободный от уплаты). Сущность системы состоит в том, что расходы по перевозке продукции до места назначения, указанного во “франко” несет поставщик продукции, а остальные - покупатель.
13.Взаимосвязь цены, спрос, предложения, затрат
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Для более полного понимания характера взаимодействия системы «спрос — цена — предложение» рассмотрим понятие рыночного равновесия, под которым имеется в виду ситуация, когда спрос и предложение равны друг другу, а цена равна стоимости (при простом товарном производстве) или цене производства ( в условиях свободной конкуренции). Для иллюстрации понятия рыночного равновесия используем графики так называемых кривых спроса и предложения, широко используемых в западной экономической литературе и весьма наглядно отображающих некоторые рыночные процессы. На рис. 1 кривая спроса dd показывает, какое количество товара потребители приобрели бы при различных уровнях цены p. При этом подразумевается, что все прочие факторы спроса остаются неизменными, т.е. не меняется ни общий размер доходов потребителей, ни цены конкурирующих товаров. Иными словами, в данном случае речь идет об отрицательной зависимости спроса от цены, обозначенной на рис. 1 пунктирной линией B.
Кривые спроса и предложения
рис. 1 Как видим на графике, при возрастании цены (например, от уровня p до p1) спрос сокращается (с уровня q до q1). При более высоких ценах из числа потребителей выбывают фирмы с наименьшим свободным денежным капиталом, т.е. компании, которые и ранее функционировали на грани банкротства.
Более сильные в финансовом
отношении фирмы сокращают
Кривая предложения ss иллюстрирует прямую зависимость последнего от цены. На графике видно, что повышение цены (например, с p до p1) приводит к росту предложения (с q до q1) в результате увеличения загрузки производственных мощностей, открытия новых предприятий, появления на рынке в качестве продавцов компаний, деятельность которых при прежнем уровне цен была бы убыточной, а также в результате роста предложения из запасов. При снижении цены соответственно наблюдается противоположная картина.
Следует иметь в виду,
что совокупность точек на кривых
dd и ss отражает не реальные спрос, предложение
и цену. А лишь их потенциальные
возможные величины. Фактически значения
будут стремится к точке
Противоречия между ценой, предложением и спросом разрешаются в точке E, которой соответствует уравновешенная, так называемая конкурентная цена p. Точка равновесия не является чем-то исключительно устойчивым. Фактически она находится в постоянном движении, обусловленным смещением самих кривых спроса и предложения по плоскости, ограниченной осями координат. Экономический смысл этих смещений заключается в том, что «прочие равные условия», принятые в предыдущем примере за неизменные, в реальной действительности постоянно меняются. Они являются результатом воздействия на спрос и предложение многочисленных факторов «внешнего характера» (помимо цены), что в свою очередь приводит к изменениям уровня цен. Для иллюстрации сказанного рассмотрим вариант роста спроса, обусловленный, например, увеличением совокупности платёжеспособности компаний — потребителей (рис. 2)
Кривые спроса и предложения
рис. 2 Новая кривая означает,
что в связи с появлением у
потребителей дополнительного денежного
капитала они при каждом значении
цены способны приобрести больше, чем
раньше, количество товара. В силу того,
что положение кривой предложения
осталось в данном примере неизменным
(т.е. предложение не подверглось
воздействию «внешних»
Рост цен стимулирует увеличение поставок товара продавцами. В приведенном выше анализе рисунок 2 положение кривой предложения означает, что продажи товара увеличиваются не за счет резервов, связанных с уменьшением издержек производства.
Наоборот, в данной ситуации становится выгодным производить товар с большими, чем ранее, затратами на единицу продукции, в связи с чем на рынке увеличивается доля предприятий с относительно низкой производительностью труда, и издержки в среднем по отрасли возрастают.
Рассмотрим далее
рис. 3
Кривые спроса и предложения
На рисунке 3 данный процесс иллюстрируется сдвигом кривой предложения вправо вниз к точке нового равновесия, которому соответствуют более низкая цена и возросший уровень продаж. В процессе движения кривой от ss к s1s1 обостряется конкурентная борьба, разоряются производители с наиболее высокими затратами труда и капитала на единицу продукции.
При этом, однако, их уход с рынка с лихвой компенсируется ростом продаж продукции с предприятий, на которых повысилось производительность труда. В результате устанавливается более низкая уравновешивающая цена, отражающая сократившиеся общественно необходимые затраты на производство данного товара.
Специальных примеров, иллюстрирующих
последствия для рынка
При анализе обще хозяйственной
конъюнктуры вводятся понятия совокупного
спроса и совокупного предложения.
Совокупный спрос — это внутренний
спрос плюс экспорт (внешний спрос).
Внутренний спрос представляет собой
потребность страны в потребительских
товарах, в инвестируемом оборудовании
и товарах текущего производственного
потребления (сырьё, полуфабрикаты, энергия,
компоненты). Факторами совокупного
спроса являются личное потребление, отражающее
потребности населения в
Личное потребление
14.Предложение
и спрос как основные факторы,
Предложение - это все товары и платные услуги, представленные к непосредственной продаже. Стоимость этих товаров и услуг характеризует стоимостной объем предложения.
Главными экономическими факторами, определяющими динамику предложения, являются следующие.
Важнейшим фактором выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке.
В то же время рыночное предложение
имеет смысл только тогда, когда
это подтверждают удовлетворяющие
его цены. При неудовлетворительных
ценах или тенденции к их снижению
потребуется сложная
Выручка предпринимателя от реализации
товарной продукции равна стоимости
единицы товара, умноженной на число
продаж. Из этого следует, что высокая
цена предложения не всегда выгодна
и самим предпринимателям, ибо
она ограничивает объем реализации.
При снижении цены предложения (как
правило, это делается на товары высокоэластичного
спроса), то возросшее число продаж
может даже увеличить объем выручки.
Поэтому в мировой практике конечным
результатом деятельности коммерческого
предприятия считается
На величину предложения влияет и экономическая конъюнктура. Различают четыре состояния экономической конъюнктуры (с позиции предложения) - «повышательную», «высокую», «понижательную», «низкую».
Первые два состояния - это «рынок продавца». Он складывается в условиях превышения спроса над предложением, что гарантирует производителю устойчивый объем реализации его товарной продукции при высоких рыночных ценах. Но именно высокие цены стимулируют увеличение предложения, что приводит в дальнейшем к его превышению над спросом и соответственно к снижению цен.
Величина предложения зависит также от уровня конкуренции в данной отрасли. Если на рынок выносится предложение, превышающее платежеспособную емкость спроса, то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. При недостаточном предложении возникает конкуренция среди покупателей.
Величина и структура
Кроме того, связь производства и
потребления опосредована в рыночной
экономике специфической
Кривая предложения