Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:07, контрольная работа
Предложение и спрос как ценообразующие факторы.
Методы прогнозирования цен.
Месяц |
Цена (руб.) |
Продажи (тыс. шт.) |
Январь |
6 |
500 |
Сентябрь |
7 |
520 |
Полученные данные позволяют рассчитать эластичность спроса и определить уравнение спроса. Это первый шаг наших расчетов.
Эластичность спроса Е, определяемая по упрощенной формуле (к началу периода), равна:
Е = [520 — 500) / 520] / [(7 — 6) / 6] = 0,04 / 0,16 = 0,25
Параметры спроса, исчисленные по формулам, представленным выше, составят:
a = (6 * 520 — 7*500) / (6 — 7) = -380 / -1 = 380
b = (500 — 520) / (6 — 7) = -20 / -1 = 20
Таким образом, исчисленная на основе фактических данных функция спроса имеет вид:
q = 380 + 20*P
Второй шаг расчетов — необходимо скорректировать полученные данные на влияние инфляции. Очевидно, что это влияние затронуло за рассматриваемый период прежде всего уровень цен. Это значит, что необходимо скорректировать параметр Р2.
Какой показатель выбрать для расчетов влияния инфляции? Очевидно, тот, который наиболее близко отражает динамику уровней цен на рынке сбыта данной продукции. Рассматриваемый нами продукт (хлеб) относится к рынкам розничных продаж потребительских товаров. Поэтому здесь можно использовать индекс потребительских цен за прошедший период. Такие индексы регулярно публикуются Госкомстатом РФ.
За рассматриваемый период индекс цен составил:
Iпотр.цен I-IX= 10% или 1,1.
Отсюда относительная цена за сентябрь (скорректированная на влияние инфляции) составит:
P*2 = 7 / 1,1 = 6,4
Третий шаг расчетов по этому методу — скорректируем объем продаж данных хлебобулочных изделий с учетом внешних (по отношению к данному рынку) факторов, повлиявших на него. Как правило, эти факторы касаются изменения экономической конъюнктуры и вследствие этого — уровней доходов, что повлияло на объем товарооборота.
В нашем случае речь идет о розничном товарообороте, поэтому можно воспользоваться индексом реального (физического) объема розничного товарооборота, который также публикуется Госкомстатом РФ. За рассматриваемый период этот индекс составил:
Iрозн.товарооб. = 107% или 1 ,07.
Тогда относительный спрос (скорректированный на изменение внешнего фактора — общего роста розничного товарооборота) составит:
q*2 = 520 / 1,07 = 486
Проведя указанную коррекцию данных, уточним теперь функцию спроса, пересчитав ее по новым, скорректированным данным:
Месяц |
Цена (руб.) |
Продажи (тыс. шт.) |
Январь |
6 |
500 |
Сентябрь |
6,4 |
486 |
Получим:
a = (6 * 486 — 6,4*500) / (6 — 6,4) = -284 / -0,4 = 710
b = (500 — 486) / (6 — 6,4) = -14 / -0,4 = -35
Таким образом, уточненная функция спроса имеет вид:
q = 720 — 35*P
Как видим, новые и первоначальные данные существенно отличаются.
Соответственно изменяется и показатель ценовой эластичности спроса. Теперь он составит:
Е = [486 — 500) / 500] / [(6,4 — 6) / 6] = -0,42
Итак, мы видим, что для измерения уравнений спроса используются не абсолютные фактические цены, а относительные цены, т.е. цены, скорректированные на воздействие внешних факторов, прежде всего на индекс инфляции.
7.
Общественно необходимые
ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМЫЕ
ЗАТРАТЫ ТРУДА (ОНЗТ) - совокупные затраты
труда на производство какого-либо
товара. Экономическая наука выделяет
два подхода к определению
ОНЗТ. Первый из них (производственный)
был разработан К. Марксом. Он полагал,
что общественно-необходимое
8. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
Каждая фирма, находясь в условиях
монополистической конкуренции, проводит
собственную ценовую политику, не
учитывая ответную реакцию конкурентов.
Отсюда следует, что в рамках данной
рыночной структуры выпускается
меньший объем производства, чем
при совершенной конкуренции, но
с более высокими затратами на
единицу продукции. Снижение объема
продаж и повышение затрат на единицу
продукции – все это
В российских условиях имеются большие
возможности для развития монополистической
фирменной конкуренции и
- безалкогольные напитки —
- водка, коньяки, ликеры, вина;
- пиво бутылочного и баночного разлива;
-сигареты и сигары, другие табачные изделия;
- многие виды лекарств, имеющих заменители, витамины;
- кондитерские изделия —
- зубная паста, паста для
- духи, моющие средства;
- многие виды одежды, особенно с фирменным знаком;
- многие спортивные товары;
- телевизионная и радиотехника, видео- и аудиотехника;
- часы, фотоаппаратура и
- большинство видов бытовой
техники, например
- стиральные машины, пылесосы, микроволновые печи и т.д.;
- компьютерная техника;
- фирменная мебель;
- фирменные бытовые услуги — чистка одежды, ремонт квартир,
парикмахерские и др.;
- многие магазины и палатки розничной торговли в городах.
На рыночном сегменте небольшое предприятие может занимать монопольную позицию (кстати, отсюда и название типа рынка) и диктовать цены: при их определении оно закладывает размер собственной прибыли. В зарубежной практике она составляет 5 — 8%, в то время как в среднем эта величина составляет 1 — 3%.
При монополистической конкуренции
линия спроса на продукцию производителя
имеет отрицательный наклон, поскольку
на рынке продаются товары – заменители,
что даёт возможность получить монопольную
прибыль в краткосрочном
Одной из важных характеристик дифференциации
продукта является ограниченный контроль
над ценами со стороны производителей
и продавцов в условиях монополистической
конкуренции из-за относительно большого
числа фирм, действующих в конкретном
секторе рынка. При монополистической
конкуренции потребители
Кривая спроса, с которым сталкивается
продавец в условиях монополистической
конкуренции, является в высокой
степени эластичной, но не совершенно
эластичной. Степень эластичности кривой
спроса фирмы в условиях монополистической
конкуренции зависит от числа
конкурентов и степени
9. Ценообразование на мировых рынках
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно для характеристики и внутреннего рынка, и внешнего.Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название ценообразующие факторы.
По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять групп:
1) Общеэкономические - действующие
независимо от вида продукции
и конкретных условий ее
· экономический цикл;
· состояние совокупного спроса и предложения;
· инфляция.
2) Конкретно экономические
- определяемые особенностями
· издержки;
· прибыль;
· налоги и сборы;
· предложение и спрос на конкретные товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
· потребительские свойства: качество, надежность, престижность.
3) Специфические — действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:
· сезонность;
· эксплуатационные расходы;
· комплектность;
· гарантии и условия сервиса.
4) Специальные — связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:
· государственное регулирование;
· валютный курс.
5) Внеэкономические:
· политические;
· военные;
· религиозные;
· этнические и др.
Цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет свои особенности, поэтому его следует рассматривать с учетом действия ценообразующих факторов. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие мировой товарный рынок означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм - поставщиков и покупателей.И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего, естественно относится состояние спроса и предложения. Практически на цену предлагаемого товара влияют:
· платежеспособный спрос покупателя данного товара - наличие денег;
· объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;
· полезность товара и его потребительские свойства.
На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:
· количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
· издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
· цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.
Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя (товаром-заменителем). На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие как экономические, так и внеэкономические факторы.
На мировом рынке возможны
случаи «искажения соотношения спроса
и предложения». В случае громадного
спроса на товар может возникнуть
ситуация, при которой на рынок
будет выброшен товар, произведенный
в наихудших условиях, по
национальной цене, которая по существу
и будет какое-то время определять
мировую цену и наверняка будет
весьма высокой. И, наоборот, нередко
предложение значительно
При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать их различия с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации.
Во-первых, существуют понятия цены продавца, т. е. цены предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и цены покупателя, т. е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие.
Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры рынок продавца, на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и рынок покупателя, на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.
В последние два - три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое обслуживание, шефмонтаж, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60%-ную долю в цене поставки.