Этапы разработки ценовой стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:03, контрольная работа

Краткое описание

ценовая стратегия, методы ценообразования, классификация цен

Файлы: 1 файл

Ценообразование бомба.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

единицах измерения. 

      Например, фирме необходимо определить цену электродвигателя мощностью 20 кВт. В качестве конкурентного принимается электродвигатель мощностью 10 кВт по цене 210 000 грн., все прочие технико-экономические показатели обоих электродвигателей одинаковы. Тогда в соответствии

с методом удельных показателей цена электродвигателя мощностью  20 кВт составит (210000/10) х 20420 = 420000 грн.

      Этот  метод можно применять для  обоснования уровня и соотношений  цен небольших параметрических  групп продукции, имеющих несложную конструкцию и характеризующихся одним параметром. Он крайне не совершенен, поскольку игнорирует все другие свойства изделия, не учитывает альтернативные способы использования продукции, а также полностью игнорирует спрос и предложение.

      Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений.

      Балловый  метод. Состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия.

      Данный  метод применяется при обосновании цен на парфюмерно-косметические изделия, вина, сыры, животные масла и т. д., то есть в том случае, когда важно оценить надежность работы, внешний вид товара и т. п.

      Применение  данного метода связано с большим  количеством субъективизма

      Метод агрегатный заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.

      Предположим, что выпускаемое изделие стоило 18 тыс. грн. Затем к нему добавили еще один узел, стоимость изготовления которого и монтирование на выпускаемом изделии − 2 тыс. грн. Тогда при рентабельности 15% к себестоимости цена нового изделия должна быть равна:

18 + 2 х  1,15 = 20,3 тыс. грн. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Классификация цен
 

      Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянном развитии под влиянием множества  рыночных факторов. Эта система состоит  из отдельных блоков (оптовые цены, закупочные цены, розничные цены и  др.), изводящихся в тесной взаимозависимости не взаимодействии. В основе взаимосвязи цен, образующих единую систему, лежит принцип «сообщающихся сосудов». Изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается «по цепочке» во все другие блоки.

      Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся  топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика, металлургия). Так, изменение цен на энергоносители быстро отражается на уровне цен продукции всех отраслей экономики. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика цен на продукцию сельского хозяйства.

      Различные блоки цен, входящие в единую систему, имеют не только прямые, но и обратные связи. Например, «волна» повышения цен в топливно-энергетическом комплексе через определенное время возвращается в эти отрасли в виде удорожания потребляемых ими материально-технических ресурсов (машин, оборудования, электроэнергии и др.). 

      В административной экономике повышение  цен в базовых отраслях часто  компенсировалось путем предоставления дотаций отраслям, потребляющим энергоносители. При переходе к рынку дотаций  в таких широких масштабах, как  было прежде, быть не может. Это привело  бы искусственному искажению структуры и динамики цен, материально -  вещественных и стоимостных пропорций во многих отраслях, огромному бюджетному дефициту, взрыву инфляции. Отмена широкомасштабных дотаций привела к значительному усилению взаимозависимости всех видов цен, входящих в единую систему, сделала ее более гибкой и динамичной, более соответствующей требованиям рынка.

      Тесная  взаимосвязь и взаимозависимость  цен, входящих в единую систему, обусловлена  в основном двумя важными обстоятельствами:

    • все цены формируются на единой методологической основе, которой являются законы стоимости, предложения и спроса;
    • все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязь предприятий, отраслей может быть производственной, экономической, технологической и др.

      Взаимосвязь и взаимозависимость цен в  единой системе не только не исключает  самостоятельного движения отдельных  блоков цен и цен на конкретные товары внутри них, но и предполагает такое движение.

        Тесная связь существует между  системой цен и экономической  средой, в которой они действуют.  Эту среду составляют основные  элементы рыночной экономики.  [2;с.23]

      В зависимости от экономических признаков все цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям. 

      I. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от дослуживаемой ими сферы товарного обращения. По этому признаку цены подразделяются на следующие виды:

  • оптовые цены на продукцию промышленности;
  • цены на строительную продукцию;
  • закупочные цены;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;  
  • розничные цены;
  • тарифы на платные услуги населению;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

      Оптовые цены на продукцию промышленности − цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями, нередко со сменой форм собственности. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

      В свою очередь оптовые цены на продукцию  промышленности подразделяются на два  подвида: оптовые цены предприятия  и оптовые (отпускные) цены промышленности.

      Оптовые цены предприятия − цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям − другим предприятиям и организациям. При переходе к рынку эти цены обеспечивают возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка (Рис.1).

        На основе оптовых цен предприятия  производятся планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). 
 

  

 
 
 

 
 
 
 

Рис.1. Состав оптовой цены предприятия –  цены изготовителя продукции

      Цена  изготовителя продукции обращена к  производству, тесно связана с  ним. Разновидностью оптовой цены предприятия − изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при коммерческих операциях между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может устанавливаться как на готовые изделия полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы) в том числе управленческие. Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособность. [2; с. 25]

      Оптовые (отпускные) цены промышленности, − цены, по которым предприятия и организации − потребители оплачивают продукцию предприятиям − производителям или сбытовым (оптовым) организациям. ( Рис.2.) 
 

 
 
 

 

 
 

 
 
 

Рис. 2. Состав оптовой  (отпускной) цены промышленности 

      Если  цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой  торговлей).

      Разновидностью  оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

      Закупочные  цены − это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермерами и населением (продукция личных, подсобных хозяйств). На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены фактической реализации в которых учтены цены и количество продукции, реализованной по различным каналам (заготовительным организациям, по прямым связям торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены − договорные цены, устанавливаемые по соглашению сторон. Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных заключается в том, что в ее состав не включаются налог на добавленною стоимость (НДС) и акцизы). НДС не включается также в стоимость

приобретаемых сельским хозяйством материально-технических, ресурсов.

      Важнейшая проблема развития сельского хозяйства  − обеспечение

паритета  цен в обмене продукцией между  промышленностью и сельским

хозяйством, эквивалентности этого обмена. Ценовой паритет в течение длительного времени постоянно нарушался, что приводило к значительным потерям в сельском хозяйстве и отрицательно сказывалось на его экономике, сдерживало развитие этой важнейшей отрасли. Наиболее ощутимый урон сельское хозяйство получает от инфляционного роста цен. Ведь результаты своего труда оно реализует раз в году − после уборки и продажи части урожая, а покупает необходимые материально − технические ресурсы постоянно, на протяжении всего года, когда цены непрерывно растут.

      Поэтому сельскому хозяйству нужна постоянная экономическая и социальная поддержка государства (льготные кредиты, обеспечение материально - техническими ресурсами и т.д.). Такая помощь оказывается, особенно в периоды посевных работ и уборки урожая (обеспечение топливом, удобрениями, сельскохозяйственной техникой и др.). Во многих экономически развитых странах помощь сельскому хозяйству выражается в закупках государством по гарантированным ценам значительной части урожая, финансовой поддержке (субвенциях).

      Цены  на строительную продукцию также имеют несколько разновидностей. Продукция, строительства определяется по трем видам цен: сметная стоимость − предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

  • прейскурантная цена − усредненная сметная стоимость единицы

конечной  продукции типового строительного  объекта (за 1 м² жилой

площади, 1 м² − полезной площади, 1 м² малярных работ и др.);

  • договорная цена, устанавливаемая по соглашению между заказчиками и подрядчиками. Сфера действия этой цены будет расширяться с развитием рыночных отношений.

      Тарифы  грузового и пассажирского транспорта − плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Розничные цены − цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребуются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены показан на рис.3

 

 

 

         Рис.3. Состав цены

      Включенный  в розничную цену акциз − это косвенный налог на потребителя включаемый в цену товара. Перечень товаров, облагаемых акцизом, строго ограничен действующим законодательством. В этот перечень включены главным образом престижные товары и предметы роскоши, а также легковые автомобили, алкогольные напитки и некоторые другие товары.

      НДС, являясь также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. Этот налог, как правило, составляет 20%, но установлены льготные ставки его по отдельным группам товаров (основные продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие). 

Информация о работе Этапы разработки ценовой стратегии