Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:04, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена активным развитием в последние годы арендных отношений, прежде всего потому, что создаваемые в огромном количестве предпринимательские структуры (компании, фирмы, общества и т.д.) рано или поздно сталкиваются с «проблемой размещения». Наиболее приемлемым путем ее решения является аренда.
К
сожалению, в Москве такие структуры,
как управа, АПУ, консалтинговые фирмы
и структуры поддержки
Достаточно
большой процент
Одной из причин нехватки достоверной и оперативной информации является плохая организация информационных потоков между арендодателями – официальными государственными структурами – и потенциальными арендаторами. Многие из предпринимателей отметили, что для распространения такой информации часто применяются устаревшие методы, которые не позволяют получать необходимую информацию быстро и оперативно. Все это пока не позволяет говорить о достаточной прозрачности в решении вопросов, связанных с получением в аренду зданий и сооружений для осуществления предпринимательской деятельности.
Без сомнения, для каждого региона существуют свои схемы и подходы. Однако только реальная возможность оперативного получения предпринимателем достоверной информации позволит существенно упростить сам процесс оформления недвижимости в аренду.
На следующем этапе были изучены вопросы, касающиеся самой процедуры оформления недвижимости в аренду. Проведенные опросы показали, что практически все чиновники и 80% экспертов считают, что существующие процедуры оформления в аренду помещений и земельных участков, а также порядок их прохождения, в основном известны большинству предпринимателей. Более детальные знания им не нужны, так как такими знаниями должны обладать только специалисты, постоянно работающие в этой области, в то время как предприниматели сталкиваются с ними лишь время от времени.
Многие предприниматели (57% в Москве) подтвердили, что они в общих чертах знакомы с процедурой оформления аренды, однако считают, что более подробные сведения помогли бы им в решении многих спорных вопросов. Тем более, что почти все из них не считают саму процедуру достаточно прозрачной и открытой. Более того, около 34% предпринимателей в Москве находят ее непростой, неконтролируемой и непредсказуемой. В результате только незначительная доля опрошенных предпринимателей (5% в Москве) считает реальной возможность планирования процедуры оформления арендных отношений. Большое число опрошенных (68% в Москве) убеждено в том, что данный процесс может быть спланирован только отчасти. На основании имеющегося опыта респонденты полагают, что в процессе сбора, согласования и оформления документов велика вероятность возникновения дополнительных трудностей.
Исследования показали, что в большинстве случаев сложность оформления арендных отношений для предпринимателей была связана с необходимостью оформления документов во множестве инстанций, деятельность которых зачастую не согласована. Оказалось, что 37% чиновников в Москве считают, что необходимо сократить чрезмерное количество требуемых документов, полагая, что это облегчило бы и их собственную работу.
Что касается процедуры согласования, то мнение большинства чиновников оказалось достаточно единодушным. Они уверены, что процесс согласования сам по себе несложен и лишь в отдельных случаях может вызвать определенные затруднения. В то же время почти 90% предпринимателей отметили, что при согласовании документации они испытывали значительные трудности. При этом все опрошенные отметили многочисленность согласующих инстанций и отсутствие координации их работы.
Действительно, нигде не регламентировано количество организаций, в которых предприниматель должен оформлять и согласовывать документы. Опыт показывает, что, как правило, процедура оформления договора аренды занимает несколько месяцев. Наибольшие сложности ожидают предпринимателей в комитете по управлению имуществом и территориальном отделе регулирования землепользования (Земельная кадастровая палата). Далее следуют окружная земельная комиссия и АПУ округа.
Наличие
большого количества оформляющих и
согласующих организаций и
Что касается финансовых затрат предпринимателей на решение этих вопросов, то как и в случае с затратами времени, 50% чиновников из Москвы считают их приемлемыми и в основном совпадающими с ожидаемыми.
Такая ситуация в Москве, по нашему мнению, во многом связана с отсутствием каких–либо ограничений на устанавливаемые городской нормативной базой расценки на работы и услуги организаций имущественно–земельного и градостроительного комплексов. В отличие от этого в органах Минюста России, обеспечивающих подготовку необходимой документации для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок и ним, максимальная плата за услуги ограничивается федеральным законодательством в размере, кратном МРОТ, в зависимости от стоимости данного имущества и объема сделки. Например, если стоимость кадастровой справки в конце 2002 года для организации, финансируемой из бюджета, была равна 1090 рублей, то с 1.01.2003 года она составляет 4700 рублей.
Один из последних вопросов в опросе касался необходимости создания типовых схем (процедур) оформления арендных отношений. Оказалось, что большинство респондентов (свыше 80% предпринимателей в Москве) считает совершенно необходимым разработку таких схем, поскольку это оказало бы существенную помощь предпринимателям в решении процедурных вопросов и сделало процесс оформления аренды ясным и прозрачным. Московские чиновники проявили в данном вопросе «странный» консерватизм–40% от числа опрошенных посчитали создание таких схем не особенно нужным.
Таким образом, результаты проведенных исследований убедительно продемонстрировали громоздкость и неэффективность процедуры оформления в аренду объектов недвижимости с точки зрения временных и финансовых затрат предпринимателя. Такое положение дел обусловлено множеством факторов: от законодательных и организационных до субъективных (значительная доля предпринимателей не желает вникать в существо нормативной базы, регулирующей арендные отношения). Необходимо заниматься совершенствованием этих вопросов и процедур.
В целях содействия развитию и повышению эффективности функционирования системы городского управления в области имущественных направлений, упрощению схемы взаимодействия юридических и физических лиц с органами исполнительной власти города Департамент имущества города Москвы выпустил распоряжение от 21 июня 2003 г. N 2592-р «О переходе Департамента имущества города Москвы к работе в режиме "ОДНО ОКНО".
Основным принципом режима
На первом этапе режим "одного окна" применяется по следующим направлениям:
- оформление (переоформление) прав хозяйственного ведения и оперативного управления;
-
оформление прав аренды по
результатам проведенных
- переоформление прав аренды на новый срок;
-
внесение изменений и
- согласование и постановка на учет договоров субаренды;
-
уточнение состава
- продажа нежилых помещений;
- оформление прав собственности города на объекты недвижимости, объекты инженерной инфраструктуры, доли в общей собственности и др.
В 2004г. служба «одно окно» создана во всех территориальных агентствах. В Зеленоградском агентстве она входит в структуру отдела инвентаризации нежилых помещений.
Служба «одного окна» в настоящее время находится в стадии становления и развития. Возможно в дальнейшем сюда будут передаваться дополнительные функции. Создание таких подразделений в значительной мере позволило упростить процедуру оформления различных документов, в т.ч. по оформлению аренды.
3. Пути повышения эффективности арендных отношений
В
настоящее время повышение
1. За счет нового строительства. В Зеленоградском округе в 2004 году планировалось введение 6800 кв. м. площадей в новостройках.
2. За
счет освоения подвалов и
3.
За счет передачи
В последние годы наращивание арендного фонда в Зеленограде в значительной мере осуществлялось за счёт введения в хозяйственный оборот подвалов, технического подполья, щитовых, колясочных и прочих помещений. Эти нежилые помещения предприниматели реконструировали за свой счёт и параллельно оплачивали аренду. Такая схема экономически была оправдана и обеспечивала устойчивый прирост арендного фонда до июля 2002 года. Но сейчас и эта схема стала обременительной за счёт повышения арендной платы и реализуется с большим трудом.
Инвестиционная привлекательность проектов, в которых помещения непригодны к аренде без существенных вложений, но удачно расположены, с коммерческой точки зрения, могла бы быть повышена, если бы в аренду передавалось помещение с уже подготовленной исходно–разрешительной документацией на переоборудование. В этом случае цикл освоения для арендатора мог бы быть сокращён в 2 раза.
Обеспечение субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями является одной из приоритетных задач Правительства Москвы. Но после июля 2002 года доля предприятий малого бизнеса, арендующих нежилые помещения, снизилась до 40% в 2003 году и до 20% на начало 2004 года. Эта тенденция, наряду с возрастающей потребностью предпринимателей в аренде нежилых помещений, создаёт необходимость для проведения ряда мероприятий по обеспечению субъектов малого предпринимательства округа современными и функциональными помещениями. В числе предлагаемых мероприятий – создание многофункциональных деловых центров, специализированных территорий на Восточной коммунальной зоне и в Алабушеве. Особое внимание должно быть уделено районным объектам для размещения предприятий бытового обслуживания, здравоохранения, социального обеспечения, досугового назначения и ЖКХ, в том числе на первых этажах жилых домов. В этой связи на коллегии префектуры Зеленоградского административного округа в 2004г. был заслушан вопрос «Об адресной программе развития и реконструкции нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства Зеленоградского АО на 2004-2010гг.». В проекте адресной программы цифра общей площади новых объектов составила 186 тыс. кв. м (из них к 2006 г. – 100 тыс. кв. м).
На
сегодня спрос со стороны малого
предпринимательства на нежилые
помещения гораздо выше, чем предложение.
Но отсутствуют глубокий анализ ситуации,
строгие расчёты баланса между спросом
и предложением, количественная оценка
нежилых помещений, которыми будут располагать
вводимые в эксплуатацию новые жилые корпуса.
Эти важные замечания будут непременно
учтены при корректировке долгосрочного
плана.
Правительством РФ принято Постановление от 29.11.2000 г. N 903 «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в РФ», которое определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики.
Данная концепция формулирует проблемы в сфере управления недвижимостью и намечает основные пути их решения. Среди них:
- формирование полного реестра государственной недвижимости (баланс недвижимости), содержащего количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства;
-
четкое разграничение и