Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:04, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена активным развитием в последние годы арендных отношений, прежде всего потому, что создаваемые в огромном количестве предпринимательские структуры (компании, фирмы, общества и т.д.) рано или поздно сталкиваются с «проблемой размещения». Наиболее приемлемым путем ее решения является аренда.
1.3. Нормативно–правовые основы арендных отношений
Достаточно сложные и масштабные арендные отношения не могли остаться вне сферы правового регулирования. Необходимое обеспечение, с точки зрения современного права, они получили с принятием части второй Гражданского кодекса РФ.
Традиционно, как уже отмечалось, в отечественном праве институт аренды регулировался в гражданских кодексах. С момента введения части второй Гражданского кодекса Российской Федерации 1.03.1996г. именно она стала основным источником арендного права.
Если обратиться к нормативным актам, регулирующим арендные правоотношения, то в их числе, наряду с собственно законодательными актами, окажутся документы многочисленных исполнительных органов различного уровня, включая местные органы управления.
Совокупность источников арендного права выглядит достаточно пестро. Прежде всего, из–за того, что в нее входит большое количество разнородных документов, принимаемых органами управления всех уровней. Привести имеющийся перечень документов по аренде недвижимости не представляется возможным, да и нет особой необходимости, так как он содержится в любой компьютерной правовой базе данных, использование которых в повседневной практике становится обыденным делом очень многих хозяйствующих субъектов.
Сдача в аренду объектов имущества (кроме недвижимого имущества), закрепленного за государственным, муниципальным предприятием на праве полного хозяйственного ведения на срок не более одного года, осуществляется этим предприятием самостоятельно, а на больший срок – по согласованию с соответствующим комитетом по управлению имуществом.
Термин
«имущество» применяется в
Имущество
является основным объектом в правоотношениях
аренды, а поскольку нет однозначного
определения термина «
Как уже отмечалось, Гражданский кодекс выделяет аренду зданий и сооружений в особый объект договора, в связи с тем, что они входят в состав недвижимости, которой присуща неразрывная связь с земельным участком, на котором указанные объекты находятся, и их перемещение технологически невозможно.
Указание в § 4 главы 34 Гражданского кодекса только на здания и сооружения ограничивают возможности аренды. Понятие «здание» технически характеризует строение как капитальное. При этом надо отметить, что понятие «строение», равно как и «нежилое помещение» самостоятельно законом не употребляются.
Если понятие «здание» употреблять в том контексте, как это отмечалось выше, то из его состава выпадают сборно–разборные строения без фундамента облегченного типа: киоски, ларьки, буфеты, павильоны и т.п.
Здания делятся на две взаимоисключающие группы: жилые и нежилые. В аренду могут передаваться в основном только объекты нежилого фонда. Юридические лица ограничены в аренде жилых домов (жилых помещений), при этом они могут использовать их только для проживания граждан (п. 2 ст. 671 ГК РФ).
Объектом аренды может быть только индивидуально–определенная вещь (п. 1 ст. 607 ГК РФ). Поэтому здание или сооружение, являющееся предметом договора аренды, по своим характеристикам, в частности по функциональному назначению, должно совпадать с данными, которое оно имеет в качестве объекта государственной регистрации недвижимости (ст. 131 ГК РФ).
В качестве объекта аренды может быть здание, которое принято в эксплуатацию и есть документальные подтверждения:
факта завершения строительства;
факта государственной регистрации;
факта технической инвентаризации
Не «может служить объектом аренды самовольная постройка (жилой дом, другое строение, сооружение и т.п.) в соответствии с положениями п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса.
Таким образом, договор аренды зданий (сооружений, нежилых помещений) заключается в соответствии с функциональным назначением конкретных объектов аренды недвижимого имущества.
Ранее были рассмотрены общие нормы, касающиеся арендных отношений.
Изучим
особенности регулирования
В Москве Московской городской Думой, до настоящего времени, не принят закон «Об аренде объектов государственной и муниципальной собственности города Москвы».
В настоящий момент действующим нормативным документом, определяющим порядок сдачи в аренду нежилых помещений принадлежащих городу Москве является постановление Правительства Москвы N 689 от 13.08.1996г., «О поступлении средств по итогам первого полугодия 1996 года от приватизации, аренды земли и нежилых помещений и дополнительных мерах по совершенствованию учета городского имущества и повышению эффективности его использования» (в ред. постановлений Правительства от 11.11.1997 N 795 (ред. 11.06.2002), Москвы от 10.03.1998 N 169, от 31.03.1998 N 248, от 22.09.1998 N 725, от 08.02.2000 N 98, от 15.02.2000 N 131, от 17.10.2000 N 813, от 26.12.2000 N 1019, распоряжений Мэра Москвы от 28.12.2000 N 1385–РМ, от 06.02.2001 N 86–РМ, постановлений Правительства Москвы от 03.04.2001 N 305–ПП, от 28.08.2001 N 789–ПП, от 09.10.2001 N 902–ПП, от 16.10.2001 N 924–ПП, от 24.10.2001 N 956–ПП, от 22.01.2002 N 68–ПП, от 03.09.2002 N 712–ПП (ред. 15.04.2003), от 15.04.2003 N 251–ПП).
Постановление определяет порядок управления объектами нежилого фонда (зданиями, сооружениями, нежилыми помещениями), относящимися к собственности города Москвы независимо от того, на чьем балансе они учитываются и на каких правах.
В нем даются следующие понятия:
нежилой фонд–нежилые помещения (здания, сооружения);
нежилые помещения–отдельные строения и их часть, неиспользуемые для проживания граждан;
отдельные
строения–здания, сооружения и
другие объекты, расположенные на определенном
земельном участке и
управление объектами–принятие решений, направленных на более полное и эффективное использование нежилого фонда, и оформление документов в отношении имущественных прав, связанных с объектами городской собственности Москвы;
объекты
городской собственности–
государственные
(муниципальные) унитарные предприятия–
Правительство
Москвы уполномачивает управлять и
распоряжаться объектами
В соответствии с Положением о порядке учета и оформления прав на объекты нежилого фонда в городе Москве передача нежилого помещения в аренду реализуется, как правило, на основании результатов аукциона или конкурса, обязательным условием которых является обязанность арендатора застраховать арендуемое помещение на время действия договора аренды.
Передача нежилого помещения в аренду без аукциона или конкурса может быть произведена юридическим и физическим лицам на основании распоряжения Мэра, постановления Правительства Москвы, распоряжения Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы в следующих случаях:
обеспечение органов представительной и исполнительной власти и управления Российской Федерации, области;
обеспечения выполнения городских программ, утвержденных Правительством Москвы;
развитие
сети организаций здравоохранения,
народного образования и
при выводе арендаторов из высвобождаемых памятников истории, культуры, культовых сооружений, а также в связи с реконструкцией или сносом зданий, сооружений;
обеспечение выполнения соглашений между Правительством Москвы и суверенными государствами СНГ, республиками, краями, областями Российской Федерации;
обеспечение межгосударственных соглашений Российской Федерации;
размещение
государственных и
по ходатайству представительных органов власти, префектов административных округов, Общественно–Экспертного Совета по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы для отдельных структур с целью их поддержки и становления;
обмена нежилых помещений или замены.
Указанные
распорядительные документы Правительства
Москвы и Департамента государственного
и муниципального имущества могут
быть приняты при наличии
При передаче нежилых помещений организациям с иностранными инвесторами должно быть заключение компетентных органов.
Особенностью
типового договора аренды нежилого фонда
города Москвы, является его трехсторонний
характер. Арендодателем по таким
договорам выступает
В случае, если Балансодержателем является ДЕЗ, Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы не только выступает Арендодателем, но и решает вопрос об Арендаторе.
Поэтому
решение о сдаче в аренду и
выбор арендатора принимается Балансодержателем,
государственным унитарным
Средства от аренды поступают на счет Арендодателя.
Вся сумма полученной арендной платы идет в бюджет города (предприятиям, оформившим права хозяйственного ведения возвращается 47,5%). Арендная плата от сдачи в аренду нежилых помещений: закрепленных за государственными, муниципальными учреждениями города Москвы на правах оперативного управления, в полном размере зачисляется в бюджет города. При этом исходят из того, что собственник выделяет средства, необходимые для содержания недвижимости, закрепленной за учреждением на правах оперативного управления в пределах смет.
Типовой договор на аренду нежилых помещений составлен с учетом нового ГК РФ
Так согласно п.3 ст.607 ГК и разделу 1 типового договора обязательно должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных договор считается незаключенным. Характеристики помещений указываются в выписке из технического паспорта БТИ и являются неотъемлемой частью договора аренды.
Срок договора аренды определяется соглашением сторон. Если срок не определен, то он считается заключенным на неопределенное время. В этом случае, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив другую сторону за 3 месяца.
Как правило, в Москве договора аренды заключаются на срок 3–5 лет. Лишь в договорах аренды приватизированных (бывших арендных) предприятий срок аренды нежилых помещений и зданий установлен 25 лет.
2.
Деятельность Зеленоградского
территориального
агентства
Департамента имущества
города Москвы
по управлению арендными
отношениями
2.1. Организационная структура территориального агентства
Департамент
государственного и муниципального
имущества города Москвы (уполномоченный
Правительством Москвы) управляет и
распоряжается объектами