Шпаргалка по "Предпринимательскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:40, шпаргалка

Краткое описание

2.ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО И ЕГО МЕСТО В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
6. ПРАВО НА ЗАНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
9.Правовой статус индивидуального предпринимателя
13. Правовое положение субъектов малого предпринимательства
14. Правовое положение инвестиционных фондов.

Файлы: 1 файл

предпринимательское право ответы.docx

— 152.86 Кб (Скачать)

Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг понимаются действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при  осуществлении предпринимательской  деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота  и причинившие или способные  причинить убытки другим финансовым организациям -конкурентам либо нанести  ущерб их деловой репутации. Перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный  в ст. 15 Закона о конкуренции на рынке финансовых услуг, также не является исчерпывающим.

  • 47.Правовые средства антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство основывается на К РФ, ГК и состоит из ФЗ «о защите конкуренции», ФЗ, регулирующих отношения, могут регулироваться также указами  Президента РФ, которые не должны противоречить  ФЗ. Основные ФЗ: "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", "О  естественных монополиях", "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на финансовых рынках".

Функции ФАС:

1) обеспечение государственного  контроля за соблюдением антимонопольного  законодательства органами исполнительной  власти, органами МСУ, иными осуществляющими  их функции органами и организациями,  государственными внебюджетными  фондами, хозяйствующими субъектами, ф/л;

2) выявление нарушений антимонопольного  законодательства, принятие мер  по прекращению его нарушения  и привлечению к ответственности  за такие нарушения;

3) предупреждение монополистической  деятельности, недобросовестной конкуренции,  других нарушений антимонопольного  законодательства указанными субъектами;

4) осуществление государственного  контроля за экономической концентрацией  в сфере использования земли,  недр, водных и других природных  ресурсов, в том числе при проведении  торгов, в случаях, предусмотренных  ФЗ.

ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ

ПП РФ «Об утверждении положения  о Федеральной антимонопольной  службе» от 30.06.2004 №331 (в редакции от 28.22.1006)

Нормативно-правовое регулирование  конкуренции и ограничения монополистической  деятельности основано на норма КРФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных НПА.

В КРФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного  правопорядка:

1) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;

2) вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

3) определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении РФ;

4) не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ.

Международные договоры РФ (РФ как правопреемница СССР является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности и др.).

ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе  предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ.

Цели ФЗ «О защите конкуренции» — обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Действие ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские и иностранные ю/л, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы МСУ, иные осуществляющие функции указанных органов органы и организации, а также государственные внебюджетные фонды, ЦБ РФ, ф/л, в том числе ИП.

ФЗ «О защите конкуренции» не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции.

Хозяйствующий субъект — ИП, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Положения ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на группу лиц, которой  признаются:

Подзаконные НПА развивают отдельные положения антимонопольного законодательства (постановления Правительства РФ и приказы ФАС РФ).

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (Глава 8 ФЗ «О защите конкуренции»)

Обязательность исполнения решений  и предписаний антимонопольного органа

Коммерческие организации и  некоммерческие организации (их должностные  лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы МСУ (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные  лица), а также государственные  внебюджетные фонды (их должностные  лица), физические лица, в том числе  индивидуальные предприниматели, обязаны  исполнять решения и предписания  антимонопольного органа в установленный  такими решениями и предписаниями  срок.

Ответственность за нарушение  антимонопольного законодательства

1. За нарушение антимонопольного  законодательства должностные лица  федеральных органов исполнительной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ, органов  МСУ, должностные лица иных  осуществляющих функции указанных  органов органов или организаций,  а также должностные лица государственных  внебюджетных фондов, коммерческие  и некоммерческие организации  и их должностные лица, физические  лица, в том числе индивидуальные  предприниматели, несут ответственность,  предусмотренную законодательством  РФ.

2. Привлечение к ответственности  лиц, указанных в части 1 настоящей  статьи, не освобождает их от  обязанности исполнять решения  и предписания антимонопольного  органа, представлять в антимонопольный  орган ходатайства или уведомления  для рассмотрения либо осуществлять  иные предусмотренные антимонопольным  законодательством действия.

Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход

1. В случае систематического  осуществления монополистической  деятельности занимающей доминирующее  положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую  ей доход, суд по иску антимонопольного  органа (в отношении кредитной  организации по иску антимонопольного  органа по согласованию с Центральным  банком РФ) вправе принять решение  о принудительном разделении  таких организаций либо решение  о выделении из их состава  одной или нескольких организаций.  Созданные в результате принудительного  разделения организации не могут  входить в одну группу лиц.

2. Решение суда о принудительном  разделении коммерческой организации  или выделении из состава коммерческой  организации одной или нескольких  коммерческих организаций принимается  в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

существует возможность  обособления структурных подразделений  коммерческой организации;

отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных  подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее  процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых  услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

существует возможность  самостоятельной деятельности на соответствующем  товарном рынке для юридических  лиц, созданных в результате реорганизации.

3. Решение суда о принудительном  разделении коммерческой организации  либо выделении из состава  коммерческой организации одной  или нескольких коммерческих  организаций, а также о таком  разделении или выделении в  отношении некоммерческой организации,  осуществляющей деятельность, приносящую  ей доход, подлежит исполнению  собственником или уполномоченным  им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен  указанным решением и не может  быть менее чем шесть месяцев.

  • 48. Правовое положение субъектов естественных монополий. Государственное регулирование их деятельности.

Государственное регулирование деятельности естественных монополистов носит комплексный  характер и осуществляется различными методами и способами, прежде всего, путем установления тарифов на их услуги. Эти тарифы устанавливаются (изменяются) с целью достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, а также учета социальных факторов. Согласно ст. 424 ГК РФ цены являются свободными, они определяются соглашением сторон соответствующего договора; регулируемые государством цены (тарифы, расценки, ставки) могут применяться только в установленных законом случаях. К этим случаям и относится деятельность естественных монополистов. Единая политика цен на услуги субъектов естественных монополий остается прерогативой Правительства РФ, исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеет Федеральная служба по тарифам.

Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (оказание услуг). При этом учитываются  издержки реализации услуг, налоги, потребность  в инвестициях, стоимость основных производственных средств, доходность деятельности естественного монополиста. Важно подчеркнуть, что тарифы устанавливаются  индивидуально для каждого субъекта, а не для определенного вида деятельности. Плата за регулируемые услуги монополистов (например, за технологическое присоединение  к электрическим сетям) не может  быть установлена ни единолично самим  субъектом, ни по соглашению с контрагентом, даже если соответствующий вид тарифа государством не утвержден. Завышение  или занижение регулируемых государством цен (тарифов, ставок и т.п.) является нарушением порядка ценообразования  и влечет административную ответственность  на основании ст. 14.6 КоАП РФ.

Особым способом государственного воздействия на естественных монополистов являются определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения, если их потребности  невозможно удовлетворить в полном объеме. «Неэластичные» цены на товары (услуги) субъектов естественных монополий  позволяют последним выборочно  удовлетворять запросы потребителей, поэтому здесь необходимо государственное  вмешательство. Законодательством  установлено только одно основание, по которому монополист вправе отказаться от заключения соответствующего договора, — отсутствие у лица договора с  системным оператором на оказание услуг  по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

При разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации  к заключению публичного договора считается, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю  товары, выполнить соответствующие  работы, оказать услуги возложено  на коммерческую организацию. По аналогии это правило должно применяться  и к договорам, заключаемым субъектами естественных монополий. Хотя монополисту  крайне сложно доказать отсутствие технической  возможности предоставления соответствующей  услуги, такие прецеденты в судебно-арбитражной  практике есть. Предварительному контролю, требующему ходатайства в ФАС  России, подлежат сделки, в результате которых субъект естественной монополии  приобретает право собственности (или пользования) на основные средства, не предназначенные для производства (реализации) товаров, в отношении  которых применяется регулирование, если их балансовая стоимость больше 10% собственного капитала естественного  монополиста по последнему утвержденному  балансу.

 Кроме этого, предварительному  контролю подлежат инвестиции  субъекта естественной монополии  в производство (реализацию) товаров,  в отношении которых не применяется  регулирование, если такие инвестиции  превышают 10% собственного капитала  субъекта естественной монополии.  Наконец, ФАС России дает согласие  на продажу, аренду и другие  сделки, если хозяйствующий субъект  приобретает право собственности  (владения, пользования) частью основных  средств субъекта естественной  монополии, предназначенных для  производства (реализации) товаров,  в отношении которых применяется  регулирование, а их стоимость  превышает 10% собственного капитала  субъекта естественной монополии.

 Справедливости ради следует  сказать, что перечисленные сделки  государством фактически не контролируются. Объясняется это тем, что почти  все естественные монополисты  обладают настолько крупными  активами, что даже значительные  капиталовложения или расходы,  как правило, не превышают 10% стоимости этих активов. В заключение  данной темы следует сказать,  что самой распространенной мерой  ответственности за нарушение  антимонопольного законодательства  являются административные штрафы, размер которых для юридических  лиц может доходить до 5 тыс.  МРОТ (ст. 19.5, 19.8 КоАП РФ). В редких  случаях в качестве меры ответственности  используется перечисление прибыли,  полученной хозяйствующим субъектом  в результате неправомерных действий, в доход федерального бюджета.

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательскому праву"