Шпаргалка по "Предпринимательскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:40, шпаргалка

Краткое описание

2.ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО И ЕГО МЕСТО В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
6. ПРАВО НА ЗАНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
9.Правовой статус индивидуального предпринимателя
13. Правовое положение субъектов малого предпринимательства
14. Правовое положение инвестиционных фондов.

Файлы: 1 файл

предпринимательское право ответы.docx

— 152.86 Кб (Скачать)

Одними из характерных средств  государственного регулирования предпринимательской  деятельности и экономики в целом  являются лицензирование и система  налогообложения.

43. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ  ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

Государственный контроль в сфере предпринимательской  деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Виды контроля различаются в  зависимости от оснований его  классификации. Так, объем проверяемой  деятельности позволяет выделить общий  и специальный контроль. К специальному может быть отнесен, например, валютный, налоговый, бюджетный контроль и  др.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль имеет своей целью предупреждение и профилактику соблюдения параметров предпринимательской деятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности. Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов.

В зависимости от того, кем осуществляется контроль, и характера полномочий контролирующих органов выделяются:

– контроль Президента РФ;

– контроль органов законодательной (представительной) власти;

– контроль органов исполнительной власти;

– контроль органов судебной власти. Задачи контроля Счетной палаты РФ:

– организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

– определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

– оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (хотя напрямую она не связана с контролем за предпринимательской деятельностью, однако оказывает существенное влияние на деятельность предпринимателей). Значение налогового контроля для предпринимательской деятельности огромно. Основная его задача заключается в проверке выполнения предпринимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.

Непосредственный контроль за осуществлением предпринимательской  деятельности:

К непосредственному контролю за предпринимательской  деятельностью следует отнести, например, контроль лицензирующим органом  соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Непосредственный государственный  контроль за предпринимательской деятельностью  предусмотрен при международных  автомобильных перевозках.

Одним из характерных примеров непосредственного  контроля за предпринимательской деятельностью  является валютный контроль. Его цель – обеспечение соблюдения валютного  законодательства при валютных операциях.

Важнейшим этапом в развитии государственного контроля явилось принятие Федерального закона «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля.

 

44. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ Монополистической деятельности

ормальному  развитию предпринимательства препятствует монополистическая деятельность предпринимателей (хозяйствующих субъектов) как вид  правонарушения. Согласно ст.4 Закона о  конкуренции, монополистическая деятельность – это действия (бездействия) хозяйствующих  субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Видами  монополистической деятельности являются:

1. Злоупотребление  хозяйствующим субъектом доминирующим  положением на рынке (ст. 5 Закона  о конкуренции). Доминирующее положение  хозяйствующего субъекта означает  его господство на товарном  рынке аналогичных товаров, если  его доля товара составляет 65% и более (ст. 4 Закона о конкуренции  в ред. 1998 г.). Не может быть признано  доминирующим положение хозяйствующего  субъекта, доля которого на рынке  определенного товара не превышает  35%.

Злоупотребление хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке выражается в  том, что антимонопольное законодательство запрещает им совершать такие  действия, как: изъятие товаров из обращения для создания дефицита на рынке; навязывание контрагенту  невыгодных для него условий договора; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих контрагента в  неравное положение по сравнению  с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии включения таких  товаров, в которых контрагент не заинтересован (ст. 5 Закона о конкуренции);

2. Согласованные  действия хозяйствующих субъектов,  ограничивающие конкуренцию (ст. 6 Закона о конкуренции). Запрещаются  и в установленном порядке  признаются недействительными полностью  или частично достигнутые в  любой форме соглашения (согласованные  действия) конкурирующих хозяйствующих  субъектов, имеющих в совокупности  долю на рынке определенного  товара более 35%, если такие  соглашения имеют либо могут  иметь своим результатом ограничение  конкуренции. Подобные соглашения  бывают направлены на:

  • установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (долей), наценок;
  • повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
  • раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или закупок, по кругу продавцов или покупателей.

3. Акты  и действия органов власти  и управления, направленные на  ограничение конкуренции (ст. 7 Закона  о конкуренции);

4. Соглашения (согласованные действия органов  власти и управления, ограничивающие  конкуренцию (ст. 8 Закона о конкуренции);

5. Участие  должностных лиц органов государственной  власти и государственного управления  в предпринимательской деятельности. Согласно ст. 9 Закона этим должностным  лицам запрещается заниматься  самостоятельной предпринимательской  деятельностью; иметь в собственности  предприятия; самостоятельно или  через представителя голосовать  посредством принадлежащих им  акций, вкладов, паев долей  при принятии общим собранием  хозяйственного товарищества и  общества; занимать должности в  органах управления хозяйствующего  субъекта. Эти должностные лица  вправе заниматься научной и  преподавательской деятельностью.

 

45. формы злоупотребления субъектом предпринимательства своим доминирующим положением на рынке

При определении понятия «доминирующее  положение» «Закон о защите конкуренции» использует качественный и количественный признаки доминирующего положения. В соответствии со ст. 5 «Закона о  защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп  лиц) на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать  решающее влияние на общие условия  обращения товара на соответствующем  товарном рынке, и (или) устранять с  этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Качественный признак доминирующего  положения дополняется количественным. Доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта (за исключением  финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией  не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение  хозяйствующего субъекта (за исключением  финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара составляет менее, чем 50%, если доминирующее положение  такого хозяйствующего субъекта установлено  антимонопольным органом, исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям его доли на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих  конкурентам, возможности доступа  на этот товарный рынок новых конкурентов, либо исходя из иных критериев, характеризующих  товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке  определенного товара не превышает 35%.

Федеральными законами могут устанавливаться  случаи признания доминирующим положения  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее, чем 35%. Кроме того, может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара составляет менее чем 35% в  случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 5 «Закона  о защите конкуренции». Согласно данной норме доминирующим признается положение  каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются  в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более  чем трех хозяйствующих субъектов,  доля каждого из которых больше  долей других хозяйствующих субъектов  на соответствующем товарном  рынке, превышает 50% или совокупная  доля не более чем пяти хозяйствующих  субъектов, доля каждого из  которых больше долей других  хозяйствующих субъектов на соответствующем  товарном рынке, превышает 70% (настоящее  положение не применяется, если  доля хотя бы одного из указанных  хозяйствующих субъектов менее  чем 8%);

2) в течение длительного периода  (в течение не менее чем одного  года или, если такой срок  составляет менее чем один  год, в течение срока существования  соответствующего товарного рынка)  относительные размеры долей  хозяйствующих субъектов неизменны  или подвержены малозначительным  изменениям, а также доступ на  соответствующий товарный рынок  новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый  хозяйствующими субъектами товар  не может быть заменен другим  товаром при потреблении, рост  цены товара не обусловливает  соответствующее такому росту  снижение спроса на этот товар,  информация о цене, об условиях  реализации или приобретения  этого товара на соответствующем  товарном рынке доступна неопределенному  кругу лиц.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 «Закона  о защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся  в состоянии естественной монополии.

Что касается доминирующего положения  финансовой организации (за исключением  кредитной организации), то условия  признания и порядок установления ее положения доминирующим устанавливаются  Правительством РФ, а условия признания  и порядок установления доминирующим положения кредитной организации  — Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. «Закон о защите конкуренции» устанавливает  лишь минимальный размер доли финансовой организации, при котором ее положение  не может быть признано доминирующим. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в РФ товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар  обращается также на иных товарных рынках в РФ.

«Закон о защите конкуренции» закрепил право хозяйствующего субъекта представлять доказательства того, что его положение  не может быть признано доминирующим.

  • 46.Недобросовестная конкуренция на товарном рынке и на рынке финансовых услуг.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности действия хозяйствующих  субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут  причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации. Признаки недобросовестной конкуренции:

а) недобросовестная конкуренция, в  отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными  действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия  не предусмотрена;

б) данные действия будут рассматриваться  как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям  добропорядочности, разумности, справедливости;

в) субъектами недобросовестной конкуренции  могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные  организации, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;

г) целью активных действий субъектов  недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности;

д) в результате действий конкурентам  могут быть причинены убытки или  нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения  ущерба деловой репутации для  квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

Наиболее характерные проявления данного вида правонарушения:

распространение ложных, неточных или  искаженных сведений, способных причинить  убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой  репутации;

введение потребителя в заблуждение  относительно характера, способа и  места изготовления, потребительских  свойств, качества товара;

некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых им товаров  с товарами других хозяйствующих  субъектов;

продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств  индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг;

получение, использование, разглашение  научно-технической, производственной или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца. Следует иметь в  виду, что перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 10 Закона, не является исчерпывающим.

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательскому праву"