Роль Франчайзинга в предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследовать поведение потребителей и разработать предложения по совершенствованию его маркетинговой деятельности и выработать практические рекомендации для франчайзинговой сферы услуг, на примере ресторана IL-Патио.

Файлы: 1 файл

Франч.docx

— 166.40 Кб (Скачать)

2. Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).

Мелкая  фирма здесь не просто выступает  под торговой маркой франчайзора  и реализует его продукцию  и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной  корпорации, выполняя равные с ней  требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности  малого предприятия. Газета «Маркетинг и практика предпринимательства», № 20(88) от 30.09.2002 (электронное издание), «ГОСУДАРСТВО ФРАНЧАЙЗИНГ».

Этот  вид франчайзинга наиболее широко представлен  в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola, лидирующая на мировом рынке безалкогольных напитков, а в Казахстане открытый по сублицензии турецкого лицензиара одноименной торговой марки начала активные действия на рынке станы в 1994г. По сути реализуется создание крупной сети заводов на основе франчайзингового договора, в соответствии с которым Coca-Cola передает новым предприятиям технологию и концентраты. Таким образом, несмотря на то, что Coca-Cola не инвестирует сама, предоставляя это делать Inchape, вместе со своим партнером она контролирует развитие предприятий. Этому опыту последовали и другие компании, которые продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. Само собой разумеется, что товар в Нью-Йорке не должен отличаться от товара в Сан-Франциско.

3. Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора. Газета «Маркетинг и практика предпринимательства», № 20(88) от 30.09.2002 (электронное издание), «ГОСУДАРСТВО ФРАНЧАЙЗИНГ».

        Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).

      При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.

       В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:

· франшиза рабочее место -- рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзор создает  хорошо подготовленное рабочее место  для предпринимателя; основные инвестиции -- покупка прилавка-фургона;

· франшиза-предприятие -- коммерческая франшиза (Business franchise), требующая  более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;

· инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой -- возврат первоначальной суммы  инвестиций.

       Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана быстрого обслуживания мировой франчайзинговой системы Ростик’с KFC.

Торговая  марка «РОСТИК’С-KFC» :

    -создана с использованием мирового опыта и технологий, на основе глубокого знания российского рынка;

    -эксклюзивно представлена в России и странах СНГ

. В данный  момент здесь можно наблюдать  очень активное развитие этой  франчайзи, открытие новых закусочных  и т.д.

       Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзора, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т. д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках: 1) продолжительность отношений франчайзора и франчайзи, 2) к кому франчайзи может обращаться за поддержкой, 3) кому он платит установленные взносы.

      Корпоративный франчайзинг - современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.

       Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.

1.2.ПОРЯДОК  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА

Так, существует четыре способа передачи прав на объект интеллектуальной собственности:

  • лицензионный договор
  • договор уступки
  • договор франчайзинга
  • авторский договор

По условиям лицензионного договора происходит передача прав на объект интеллектуальной собственности третьему лицу во временное  пользование. В данном случае Лицензиату (принимающей стороне) предоставляется  исключительная либо неисключительная лицензия на использование объекта  интеллектуальной собственности.

Ситуация: Вы намерены расширить границы своего бизнеса.

Решение: Для этого Вы заключаете лицензионный договор с фирмой «Х», на основании которого эта фирма получает право пользования Вашей интеллектуальной собственностью. Данное право, к примеру,  может заключаться в праве на реализацию либо производство  продукции под Вашим товарным знаком.

Результат: Вы получаете доход от права пользования Вашей интеллектуальной собственностью с такой периодичностью, которая Вам больше подходит.

По договору уступки происходит полная передача прав на объект интеллектуальной собственности. При этом после заключения договора Вы не будете иметь никаких прав на переданный объект интеллектуальной собственности. По сути, в данном случае, происходит продажа права на интеллектуальную собственность.

Ситуация: Вы покидаете страну и решили продать свое фирменное наименование, которое Вы не намерены больше использовать в Казахстане.

Решение: Вы заключаете договор уступки права на интеллектуальную собственность с фирмой «Х» и при этом лишаетесь всех прав на ее возможное использование в Казахстане.

Результат: Вы получаете соответствующее вознаграждение за уступку права на Вашу интеллектуальную собственность.

Согласно  договору франчайзинга принимающая  сторона получает комплексную предпринимательскую  лицензию, включающую в себя не только права на объекты интеллектуальной собственности, но также и всю  структуру самого бизнеса Франчайзера.

Ситуация: Вы хотите продавать качественные товары под раскрученным брендом фирмы «Х» и при этом перенять гудвил компании (репутация компании) и ноу-хау по организации и ведению такого бизнеса.

Решение: Вы заключаете договор франчайзинга с фирмой «Х», и, в зависимости от условий договора, фирма «Х» может сама найти вам помещение, обучить вас пользоваться ее оборудованием и даже может обеспечить вас своими клиентами.

Результат: Вы покупаете наработанный бизнес и интеллектуальную собственность фирмы «Х» и получаете от этого доход.

По авторскому договору обладатель авторских прав может передать их во временное пользование  третьему лицу (юридическому, либо физическому) и также получить за это вознаграждение.

Ситуация: Вы являетесь разработчиком программного обеспечения и желаете получить от него прибыль.

Решение: Вы заключаете авторский договор на передачу авторских прав на программное обеспечение.  

Результат: Вы получаете доход от права пользования  вашей интеллектуальной собственностью.

Порядок осуществления франчайзинга и контроль над его соблюдением регулируется законом РК «О Комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) от 24 июня 2002 года, Гл.4 ст.22-24 Заключительного положения.

2.ИССЛЕДОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В СФЕРЕ УСЛУГ НА ПРЕДПРИЯТИИ АЛМАТИНСКОГО РЫНКА

    2.1 Современное состояние франчайзинга в области общественного

               питания, на примере «Росинтер Ресторантс Холдинг»

      Использование франчайзинговой системы ведения бизнеса сейчас можно уверенно назвать характерной чертой современного бизнеса в сфере общественного питания. В частности, в Казахстане 40% сетевых компаний быстрого питания и 20% сетевых компаний ресторанного формата используют франчайзинг как способ развития сети своих заведений.Прежде всего, продажа франшизы - это особый бизнес, требующий исключительно профессиональный подход.

      Франчайзинг имеет только косвенную связь с основным бизнесом. Франчайзинг по сути своей направлен на объединение и тесное сотрудничество предпринимателей, на развитие их взаимодействия в решении общих проблем. Франчайзор и все его франчайзи традиционно выступают единым фронтом против натиска конкурентов, и их сотрудничество основано на позитивном уважительном отношении друг к другу.

      Необходимо отметить, что у казахстанских предпринимателей очень своеобразный подход к франчайзингу. В современном Казахстане правильное представление о франчайзинге коренным образом искажается.       Для нашего франчайзинга более адекватным является правило «каждый сам за себя». То есть, очевидно, что казахстанская компания при открытии франшизного предприятия стремится даже не столько избежать инвестиций, сколько не хочет рисковать собственной структурой и отправляет на «минное поле» неизведанных или сомнительных территорий своих франчайзи.

      Тема взаимоотношений франчайзоров и франчайзи с государством продолжает оставаться актуальной для Казахстана. Не секрет, что часто возможность франчайзи работать находится в прямой зависимости от его способности договориться с властями.

     В Казахстане по прежнему на ура идут недорогие франшизы. Исходя из своей практики, сейчас казахстанские предприниматели готовы приобретать франшизы, но при условии, что общие затраты на открытие бизнеса не превысят 100-120 тыс. долларов США.

      Для сравнения, франшиза «Ростик'с- KFC» стоит 40900 долларов США - паушальный взнос, плюс роялти в размере 6% от объема реализации и отчисления в маркетинговый фонд 5% от объема реализации. Для открытия предприятия быстрого обслуживания «Ростик'с-KFC» в торговом центре необходимы инвестиции в размере от 250 тыс. долларов США, для предприятия с отдельным залом площадью 250-300 кв.м. размер инвестиций на оборудование и подготовку к открытию составит от 450 тыс. долларов США.

      При заключении договора на покупку франшизы «IL Патио» лицензиат оплачивает паушальный взнос в размере 40 тыс. долларов США. После открытия предприятия лицензиат ежемесячно выплачивает лицензионное вознаграждение в размере 6% от выручки и от 2 до 4% на национальный маркетинг и рекламу. Стандартный ресторан «IL Патио» общей площадью 320-350 кв.м. требует затрат из расчета 1500 долларов США на кв.м. 

Примерные инвестиции для открытия кафе «Baskin 31 Robbins» составляют 20-60 тыс. долларов США в зависимости от площади  помещения, необходимых работ по реконструкции, строительству, оборудованию. Вступительный взнос партнера составляет 11 тыс. долларов США.

      Общий объем инвестиций, необходимых для открытия ресторана "Сбарро", составляет около 400-500 тыс. долларов США. Для ресторана на фуд-корте объем необходимых инвестиций составляет около 170-220 тыс. долларов США.

Информация о работе Роль Франчайзинга в предпринимательской деятельности