Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 12:51, курсовая работа
В экономике, в предпринимательской деятельности прогноз – это научно-аналитический этап процесса планирования. Прогноз определяет возможности, в рамках которых могут ставиться реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия. В прогнозировании и планировании используются математические методы, подчас весьма сложные. Распространение компьютеров, простых и эффективных программных продуктов и делает прогнозирование и планирование широко доступным. Нужно лишь знать, какой в том или ином случае метод выбрать, какой программный продукт применить.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования 3
1.1 Методологические основы прогнозирования. 5
1.2. Роль внутрифирменного прогнозирования. 7
1.3. Прогнозирование сбыта продукции. 9
1.4.Прогнозирование инвестиций. 11
1.5.Прогнозирование хозяйственного риска. 11
1.6 .Зарубежный опыт прогнозирования и планирования 12
1.6.1. Прогнозирование и планирование в сельском хозяйстве США 17
1.6.2. Особенности прогнозирования развития сельского хозяйства в Западной Европе, в том числе во Франции 18
1.6.3. Особенности прогнозирования и планирования развития сельского хозяйства в Японии 20
Глава 2. Методы экономического прогнозирования 21
2.1 Классификация методов прогнозирования 21
2.2 Методы коллективной экспертной оценки. Коллективная генерация идей («мозговая атака»). Дельфийский метод 23
2.3 Виды моделей экономического прогнозирования 30
Глава 3. Прогнозирование основных показателей развития виноградарства в Республике Дагестан 35
Список литературы 42
В практике экономически развитых
стран государственные
Рис. 1. Основные макроэкономические цели управления агрокомплексом в зарубежных странах.
Прибыльность
Указанные способы обеспечения прибыльности сельскохозяйственного производства во многом предопределяют главные направления, по которым осуществляется государственное регулирование агросистемы экономически развитых стран. Одним из важнейших направлений государственного регулирования является субсидирование сельского хозяйства, то есть его финансирование на возвратной, а чаще на безвозвратной основе.
Хозяйственное управление построено на основе кооперации и интеграции хозяйствующих субъектов, входящих в агрокомплекс и занимающихся не только выращиванием, но также переработкой сельскохозяйственной продукции, сбытом, поставкой средств производства, агросервисом и другими видами деятельности.
К основным принципам создания
кооперативных и
Большую роль в развитии аграрного сектора в зарубежных странах играют фермерские кооперативы, союзы фермеров и семейные фермерские ассоциации, имеющие в своем распоряжении складские помещения, оборудование, компьютерную технику.
Анализ данных FAO STAT показывает,
что производственная структура
аграрного сектора США в
Следует отметить, что аграрный
сектор Соединенных Штатов Америки
всегда был ориентирован на производство,
превышающее потребности
По мере увеличения экономических и физических размеров ферм, сокращения их общего количества и дополнения основного рода занятий сельхозпроизводителей другими видами работ, аграрный сектор США трансформируется в интенсивно развивающуюся отрасль национальной экономики. На основе договоров контрактации функции сельскохозяйственного производства, переработки аграрного сырья и реализации продовольственных товаров соединяются в одном технологическом процессе. В его рамках домохозяйства, мелкие и средние фермы, перерабатывающие и торговые предприятия попадают в сферу влияния суперферм, производственно-коммерческая деятельность которых базируется на олигополистической рыночной структуре.
Такие хозяйства обеспечивают более устойчивую связь фермеров производителей с другими участниками рассматриваемого технологического процесса, поскольку имеют собственные мощности для хранения и транспортировки готовой продукции к местам ее реализации. Располагая сетью элеваторов в сельскохозяйственных регионах США, суперфермы закупают аграрное сырье у домохозяйств, а также у мелких и средних ферм, и осуществляют его транспортировку потребителям через маркетинговые службы нескольких покупателей. Это образует сельскохозяйственную олигополию крупных ферм, контролирующих технологический цикл от источников производства до мест реализации продовольственных товаров.
Фермерские союзы и
ассоциации на национальном и местном
уровнях работают в тесном контакте
и обеспечивают обслуживание фермерских
хозяйств: первые дают консультации общего
политического направления
Прогнозирование в США
считается одной из важнейших
форм регулирования экономики. На современном
этапе большое внимание уделяется
обеспечению надежного
Прогнозные разработки выполняют государственные подразделения различного уровня, исследовательские организации, коммерческие прогнозные фирмы, частные промышленные, банковские и торговые корпорации. Прогнозируются экономика на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, отдельные фирмы, товарные рынки. Осуществляется прогноз отдельных аспектов развития.
Прогнозные исследования становятся более глубокими, применяются многообразные методы и новейшие средства электронно-вычислительной техники.
Большинство макроэкономических прогнозов разрабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: методы экспертных оценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, эконометрическое моделирование, модель «затраты – выпуск».
В США выделяются три уровня
организации прогнозных исследований:
прогнозирование и системе
Широкое развитие регионального
и отраслевого прогнозирования
наблюдается в США, оно позволяет
уточнить и оптимизировать общегосударственные
прогнозы и программы по регулированию
сельскохозяйственного
Американские исследователи все прогнозы подразделяют на три большие группы. В основу разработки прогнозов первой группы положены экстраполяционные методы, т.е. перенос сложившейся тенденции на будущее. Такой прогноз (проекция) предполагает, что в будущем развитие будет происходить по тем же закономерностям, что и в настоящем. Основой разработки прогнозов второй группы является максимальная точность наступления событий в будущем. При прогнозировании используется множество методов, включая экономико-математические.
При разработке прогнозов третьей группы возникает необходимость в формировании модели идеального будущего. Это своеобразная системная цель, которая может быть ориентиром для общества, предприятия в будущем его развитии.
Особое внимание при прогнозировании развития сельского хозяйства США уделяется спросу, производству и ценам.
При прогнозировании технико-
На средства МСХ США проводится прогнозирование развития сельского хозяйства в ЕС, России и других странах. Это объясняется тем, что США ежегодно увеличивают экспорт сельскохозяйственной продукции.
В Великобритании прогнозы сельскохозяйственного производства и ежегодные балансы продовольствия составляются с учетом внутренних потребностей, внешних рынков и уровня мировых цен.
Для Дании важнейшее значение имеют прогнозы развития внешних рынков сельскохозяйственной продукции (примерно 75% этой продукции идет на экспорт).
Все страны Западной Европы в перспективе стремятся иметь самообеспечение свининой, мясом птицы и другими продуктами. Основой прогнозирования в этой области являются прогнозные продовольственные балансы. В прогнозировании развития сельскохозяйственного производства в этих странах участвуют министерства сельского хозяйства и множество научно-исследовательских учреждений. Так, в Великобритании эти проблемы решает Оксфордский университет экономики сельского хозяйства, Лондонский университет и ряд колледжей; в Бельгии — Антверпенский институт экономических и социальных исследований; в Нидерландах — Гаагский институт сельскохозяйственной экономики; в ФРГ — Мюнхенский институт экономических исследований и сеть сельскохозяйственных университетов и факультетов; во Франции — Национальный институт сельскохозяйственных исследований и Национальный институт статистики и экономических исследований.
Во Франции при прогнозировании используются два важнейших подхода: экстраполяция сложившихся тенденций, графические методы и моделирование будущего развития сельского хозяйства. Во всех странах прогнозирование сельского хозяйства становится составной частью общегосударственных и межгосударственных целевых программ.
Французская система планирования - своеобразный продукт рыночной экономики. Вместе с развитием национального рынка она прошла через три крупных этапа планирования. Первый этап относится к послевоенному периоду. С 1945 до 1960 г. для Франции было характерно директивное планирование, перенятое в бывшем СССР. В конце 60-х годов был осуществлен переход к индикативному планированию, позволяющему координировать позиции государства и частного бизнеса. В начале 90-х годов во Франции стало развиваться стратегическое планирование в связи со сближением рынка Франции с национальными рынками западных стран.
Направления стратегического
развития разрабатываются в виде
целевых государственных
Среди важнейших средств достижения намечаемых целей во Франции следует выделить поощрение развития конкуренции. Для развития конкуренции государство поощряет создание малых предприятий. Им оказывается содействие в получении долго- и краткосрочных кредитов, повышении квалификации управленческого персонала. Предоставляются налоговые льготы, коммерческая информация. Создаются законодательные гарантии по предотвращению банкротства.
Воздействие государства на производство осуществляется, через систему госзаказа не только в государственном секторе, но и в рыночном. Система госзаказа именуется во Франции системой государственных рынков. Управление госпредприятиями осуществляется на принципах контрактации. Плановый контракт, заключенный государством со своими предприятиями, выступает как форма управления государственным сектором. Госзаказ можно рассматривать как метод взаимодействия с рыночным сектором экономики.
Но Франции осуществляется государственное управление ценами. Государство регулирует в основном цены на энергоносители, общественный транспорт, телефон, тарифы на проезд по автодорогам, на продукцию и услуги монополистов (производителей и продавцов), а также на продукты питания, жилье, медицинскую помощь и на другие товары и услуги, имеющие социальное значение. Используются различные методы регулирования: прямое установление цен, заключение соглашений об уровне цен с союзами предпринимателей исходя из динамики и индексов цен на отдельные виды продукции и др.