Прогнозирование основных показателей развития виноградарства в Республике Дагестан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

В экономике, в предпринимательской деятельности прогноз – это научно-аналитический этап процесса планирования. Прогноз определяет возможности, в рамках которых могут ставиться реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия. В прогнозировании и планировании используются математические методы, подчас весьма сложные. Распространение компьютеров, простых и эффективных программных продуктов и делает прогнозирование и планирование широко доступным. Нужно лишь знать, какой в том или ином случае метод выбрать, какой программный продукт применить.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования 3
1.1 Методологические основы прогнозирования. 5
1.2. Роль внутрифирменного прогнозирования. 7
1.3. Прогнозирование сбыта продукции. 9
1.4.Прогнозирование инвестиций. 11
1.5.Прогнозирование хозяйственного риска. 11
1.6 .Зарубежный опыт прогнозирования и планирования 12
1.6.1. Прогнозирование и планирование в сельском хозяйстве США 17
1.6.2. Особенности прогнозирования развития сельского хозяйства в Западной Европе, в том числе во Франции 18
1.6.3. Особенности прогнозирования и планирования развития сельского хозяйства в Японии 20
Глава 2. Методы экономического прогнозирования 21
2.1 Классификация методов прогнозирования 21
2.2 Методы коллективной экспертной оценки. Коллективная генерация идей («мозговая атака»). Дельфийский метод 23
2.3 Виды моделей экономического прогнозирования 30
Глава 3. Прогнозирование основных показателей развития виноградарства в Республике Дагестан 35
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Прогнозирование курсовая.docx

— 456.66 Кб (Скачать)

В любой фирме возможны как текущие, так и долгосрочные проблемы. Для решения долгосрочных проблем полезно абстрагироваться от привычного взгляда на обязательства  и сложившиеся ограничения текущего характера. За пределами текущих  задач предприниматель как бы освобождается от прошлого груза, от инерции и предвзятости привычных  представлений и ранее принятых решений, которые с течением времени  устарели и тормозят развитие фирмы. Фирмы может в ходе прогнозирования пересмотреть все или некоторые свои проблемы с учетом новых идей, новой информации и иных мнений. При взгляде на долгосрочную перспективу, как правило, резко расширяется свобода действий – и в этом тоже заслуга прогнозирования. Обращение к будущему может обеспечить стабильные долговременные доходы. И если прогнозы в состоянии обеспечить нормальную деятельность, стабильность и конкурентоспособность в течение достаточно длительного времени, то они признаются необходимыми. Если же предприниматель считает, что ситуация на рынке меняется так стремительно, что нет необходимости тратить время на разработку долгосрочной перспективы, то и в этом есть определенный смысл. Однако в условиях нормально функционирующей экономики предприниматель всегда осознает необходимость прогнозирования своей будущей деятельности.

Фирмы используют различные  временные прогнозы – от оперативных до дальнесрочных. Но основное место занимают  долгосрочные прогнозы.

Прогнозирование фирмы включает:

Составление прогнозов показателей  внешней среды хозяйствования. Эти  показатели не поддаются планированию и отражают объективно складывающиеся условия бизнеса.

Разработку прогнозов, которые  будут использованы при планировании показателей. Это прежде всего показатели внутренней среды хозяйствования.

Прогнозы показателей  внешней среды являются исходными  для экономических расчетов, определяют последующие прогнозы  и планы  объемных и качественных показателей  фирмы. К этой первой группе относятся  прогнозы:

  • экономического состояния региона;
  • отдельных предприятий конкурентов;
  • спроса на товары, продаваемые или производимые фирмой;
  • конъюнктуры рынка;
  • новых потребностей и технологий на рынке товара и другие.

Ко второй группе относятся  прогнозы большей части объемных  и качественных показателей деятельности фирмы. Фирме для обоснования  своей долгосрочной перспективы  нет необходимости сразу выполнять  планирование с его детальной  проработкой мер управления. На начальном  этапе обоснования показателя достаточно составить прогноз, а далее, в  случае соответствующего решения  высшего  руководства фирмы, возможен непосредственный  переход к планированию с разработкой  конкретных мер достижения поставленных целей силами работников фирмы.

Фирма может разрабатывать  следующие основные виды прогнозов  состояния среды:

  • экономический;
  • спроса и объема сбыта;
  • технологический;
  • объема инвестиций;
  • хозяйственного риска.

Экономический прогноз представляет информацию о будущем состоянии  экономики страны или конкретного  региона. Возможен экономический прогноз  по отдельной сфере, на пример в области  финансов, банковской деятельности, налогообложения  и так далее.

Прогноз спроса является частью экономического прогноза, но имеет  самостоятельное значение. Он определяет реальный уровень спроса на товары фирмы в будущем.

Технологический прогноз  охватывает уровень технического прогресса  или будущее состояние технологического  развития в сферах, оказывающих непосредственное влияние на деятельность фирмы. Прогноз  технологических прорывов подскажет нужно ли: а) проводить интенсификацию существующих мощностей; б) увеличивать инвестиции в расширение уже имеющегося производства; в) ориентироваться в будущем на новые технологические проекты.  Прогноз технологий тесно связан с прогнозом инвестиций фирмы.

1.3. Прогнозирование сбыта продукции.

Прогноз сбыта продукции  включает определение основных объемных показателей  деятельности фирмы  и осуществляется на основе прогноза спроса, определенного для масштабов  фирмы.

С объемом сбыта связаны следующие объемные показатели деятельности фирмы:

  • в промышленности и сельском хозяйстве – объем производимой промышленной продукции;
  • в сельском хозяйстве – стоимость продукции растениеводств и животноводства, а так же стоимость услуг, оказанных организациями  по обслуживанию сельского хозяйства;
  • в торговле – оборот розничной торговли и оборот оптовой торговли;
  • в сфере услуг – объем услуг;
  • в общественном питании – оборот общественного питания;
  • на транспорте – грузооборот и оборот перевозимых грузов и пассажиров;
  • в строительстве – объем работ.

Прогнозирование сбыта есть целенаправленный процесс превращения  потоков ресурсов в полезную продукцию.

При разработке прогноза сбыта  пользуются той же типовой информацией, что и при прогнозе спроса. Это  сведения: о конъюнктуре рынка, состоянии  экономики в целом, в том числе  и в регионе, о перспективах товарного  предложения и так далее.

Прогноз конъюнктуры рынка  во многом связан с прогнозом спроса, который должен дополняться прогнозом  товарного предложения, в том  числе за счет импорта.

Прогноз состояния экономики  в целом базируется на прогнозе социально-экономических  показателей, разрабатываемых по заказу правительственных ведомств.

Для прогноза существования  фирмы важно учитывать:

  • динамику её цен на продукцию;
  • возможные изменения в каналах распределения продукции;
  • изменения в программах продвижения продукции;
  • любые новые виды продукции или их модернизацию;
  • изменения в производственных мощностях;
  • квалификацию персонала;
  • дилерскую и иную сеть;
  • финансовое состояние фирмы.

Применяются следующие основные методы прогнозирования сбыта:

  • Метод экспертных оценок (в том числе мнение группы руководителей и комбинация мнений работников сбыта).
  • Экстраполяция тенденций и цикла.
  • Прогнозирование по портфелю заказов.

Моделирование, в том числе: на основе математической статистики; моделей разного периода упреждения; одновариантных и многовариантных  моделей.

Практика показывает, что  в прогнозировании сбыта наиболее успешно могут применяться следующие  модели:

  • модель постоянного потребления;
  • прямо пропорциональная модель;
  • сезонно-постоянная модель;

сезонная модель с  последовательным ростом.

 

1.4.Прогнозирование инвестиций.

Для прогноза инвестиций требуется  обоснование эффективности вариантов  проектов и выбор из них наилучшего. Для этих целей чаще всего используются следующие методы:

Метод потока денежной наличности. Он основан на применении данных о  начальных инвестициях и сроке  окупаемости. Метод предполагает расчет суммы прибыли по годам эксплуатации объекта. Эта сумма и является итоговым экономическим эффектом от вложения инвестиций.

Преимуществами рассматриваемого метода потока денежной наличности являются: а) простота расчетов; б) возможность  ранжирования проектов в зависимости  от сроков окупаемости; в) определенность суммы инвестиций. Однако у данного  метода есть и недостатки: а) недооценка прибыльности как отдачи от вложенных  инвестиций; б) одинаковая оценка основного  капитала в первый и восьмой год  эксплуатации.

Метод нормы рентабельности капитала основан на учете эффективности  инвестиционных проектов.

Метод дисконтирования средств  построен на приведении суммы прибыли  будущего в текущие соизмерители и сопоставлении её с суммой инвестиций: при превышении прибыли над инвестициями можно говорить о целесообразности  вложений. Существует несколько вариантов данного метода, но все они построены на допущении того, что деньги, получаемые в будущем, будут иметь меньшую стоимость, чем сегодня. Это связано с тем, что имеющаяся сегодня сумма инвестиций будет сокращаться под воздействием разных факторов (инфляция) и ставки процента на заемный капитал.

1.5.Прогнозирование хозяйственного риска.

Деятельность фирмы в  условиях рынка всегда подвержена риску, так как любая фирма предпринимает  действия по укреплению своего положения  в ущерб другим предприятиям-конкурентам. Соответственно на рынке действия одной  фирмы вступают в противоречие с  действиями других фирм, что и порождает  риск, то есть возможную ситуацию опасности, когда предприятие может получить меньше прибыли или даже убытки вместо предусмотренного положительного результата. В случае неблагоприятных обстоятельств  фирма несет ответственность  своим именем и имуществом. Поэтому  важной задачей, входящей в сферу  прогнозирования фирмы является: а) осознание и определение степени  риска; б) разработка мер его снижения или выбор иного варианта действий.

Прогнозирование хозяйственного риска выполняется, как правило, одновременно, а иногда и после  выполнения плановых расчетов, связанных  с определением долгосрочных целей  развития фирмы. Так, вначале на основе прогнозов спроса, сбыта и инвестиций  фирме рассчитываются варианты стратегического плана, по которым затем можно определить прогноз риска. Это поможет выбрать из имеющихся вариантов стратегии развития наименее рискованную.

Различают методы прогнозирования  как самого риска (его степени), так и ситуаций  в условиях рисковой среды.

Рейтинг фирм относится к  наиболее популярным методам определения  риска – это оценка фирм путем  отнесения к определенному классу, разряду или категории. Так широко известны методы рейтинга по индексам Dow Jones, Nikkei и другие.

Примерно по этому же принципу построен метод прогнозирования риска – ранжирование. Ранжирование – это упорядочение количественных характеристик каждого из признаков явления по степени убывания  их значений.  В прогнозировании риска метод предусматривает: во-первых, присвоение веса каждому фактору риска по его значению для безопасной деятельности фирмы и, во-вторых, определение объективно-эмпирическими методами вероятности наступления рискованного события этого фактора. На основе произведения этих двух величин определяется общий показатель риска данного события.

Более сложные методы прогнозирования  риска и мер его уменьшения связаны с применением правил минимизации риска. Здесь определяется оптимальный вариант действий фирмы  по получению прибыли при различных  складывающихся обстоятельствах. Считается, что риска тем больше, чем меньше полнота и точность информации, чем  протяженнее период прогнозируемого  решения.  Ходе изучения риска рассматриваются  варианты событий с оценкой вероятного недополучения планируемой прибыли с учетом следующих основных правил минимизации риска:

  • Выбор наиболее вероятного варианта развития события.
  • Определение общего показателя ожидания события.
  • Принцип минимакса. Он основан на задаче полного исключения риска.

Принцип минимаксного риска. В этом случае происходит минимизация  максимального риска.

1.6 .Зарубежный опыт прогнозирования и планирования

Во всех зарубежных странах  существует единое мнение, что АПК  как важнейший сегмент экономики  требует для своего нормального  развития долговременных прогнозов  и программ. Только долгосрочное прогнозирование  позволяет разумно инвестировать  основные сферы АПК. Существующие в  мире прогнозы условно можно разделить  на две большие группы: прогнозы объемов производства сельскохозяйственной продукции и прогнозы ее потребления.

Для прогнозирования объемов  производства сельскохозяйственной продукции  в рыночных условиях широко применяется  моделирование экономических процессов, используются коэффициенты эластичности в зависимости от цен реализации продукции и уровня цен на средства производства. Фермерам довольно сложно приспосабливаться к ценам реализации продукции, обусловленным рыночными условиями. Так, сравнительно небольшое повышение цен на рынке зерна приводит к очень быстрому переполнению последнего. И наоборот, при снижении цен фермеры стремятся увеличить объем поставок на рынок зерна с тем, чтобы сохранить общую сумму дохода. Зерновая отрасль более гибко может приспособиться к рынку. Сложнее прогнозировать ситуацию в животноводстве, так как повышение или понижение цен на продукцию этой отрасли может привести к цикличности производства. Такой цикл в свиноводстве длится четыре-пять лет, в мясном скотоводстве — девять лет.

Существенное влияние  на изменение цен и объемов  производства оказывают составляющие издержек производства, т.е. стоимость  поставок удобрений, техники, комбикормов.

Для прогнозирования потребления  сельскохозяйственной продукции широко, используется экономико-математический аппарат, коэффициенты эластичности. При  этом исходят из так называемого  закона Эйнгеля, который гласит, что  по мере роста доходов населения  относительно снижается доля доходов, идущих на продовольствие. Соотношение  определяется с помощью коэффициента эластичности.

Расчеты проводятся по результатам  бюджетного обследования конкретных групп  населения. Таким образом, прогноз  потребления продукции тесно  связан с объемами ее производства и прогнозом уровня доходов населения.

В странах – членах ЕС на основе прогнозирования осуществляется государственное регулирование национальной и аграрной политики. Ежегодно в рамках Общего рынка устанавливаются единые цены на сельскохозяйственную продукцию. В этих странах искусственно поддерживается высокий уровень закупочных цен и всячески стимулируется экспорт сельскохозяйственной продукции. Экспортные субсидии по сравнению с внутренней закупочной ценой по многим видам продукции превышают 30%. В прогнозировании производственных и социальных тенденций на мировом уровне широко используются приемы экстраполяции прошлых лет, метод «Дельфы», балансовый метод. Наряду с прогнозами в мире разрабатываются и целевые программы. Наибольший интерес в этом отношении представляют программы, регулярно разрабатываемые МСХ США. В странах Западной Европы наибольший интерес представляет план Мансхолта, прогнозы французских ученых Веделя, Бергмана, немецких — Бюкенхофа и др.

Информация о работе Прогнозирование основных показателей развития виноградарства в Республике Дагестан