Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 12:51, курсовая работа
В экономике, в предпринимательской деятельности прогноз – это научно-аналитический этап процесса планирования. Прогноз определяет возможности, в рамках которых могут ставиться реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия. В прогнозировании и планировании используются математические методы, подчас весьма сложные. Распространение компьютеров, простых и эффективных программных продуктов и делает прогнозирование и планирование широко доступным. Нужно лишь знать, какой в том или ином случае метод выбрать, какой программный продукт применить.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования 3
1.1 Методологические основы прогнозирования. 5
1.2. Роль внутрифирменного прогнозирования. 7
1.3. Прогнозирование сбыта продукции. 9
1.4.Прогнозирование инвестиций. 11
1.5.Прогнозирование хозяйственного риска. 11
1.6 .Зарубежный опыт прогнозирования и планирования 12
1.6.1. Прогнозирование и планирование в сельском хозяйстве США 17
1.6.2. Особенности прогнозирования развития сельского хозяйства в Западной Европе, в том числе во Франции 18
1.6.3. Особенности прогнозирования и планирования развития сельского хозяйства в Японии 20
Глава 2. Методы экономического прогнозирования 21
2.1 Классификация методов прогнозирования 21
2.2 Методы коллективной экспертной оценки. Коллективная генерация идей («мозговая атака»). Дельфийский метод 23
2.3 Виды моделей экономического прогнозирования 30
Глава 3. Прогнозирование основных показателей развития виноградарства в Республике Дагестан 35
Список литературы 42
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования 3
1.1 Методологические основы прогнозирования. 5
1.2. Роль внутрифирменного прогнозирования. 7
1.3. Прогнозирование сбыта продукции. 9
1.4.Прогнозирование инвестиций. 11
1.5.Прогнозирование хозяйственного риска. 11
1.6 .Зарубежный опыт прогнозирования и планирования 12
1.6.1. Прогнозирование и планирование в сельском хозяйстве США 17
1.6.2. Особенности прогнозирования развития сельского хозяйства в Западной Европе, в том числе во Франции 18
1.6.3. Особенности прогнозирования и планирования развития сельского хозяйства в Японии 20
Глава 2. Методы экономического прогнозирования 21
2.1 Классификация методов прогнозирования 21
2.2 Методы коллективной экспертной оценки. Коллективная генерация идей («мозговая атака»). Дельфийский метод 23
2.3 Виды моделей экономического прогнозирования 30
Глава 3. Прогнозирование основных показателей развития виноградарства в Республике Дагестан 35
Список литературы 42
Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное на определенных данных. План – это намеченный на определенный период порядок работы. Прогнозирование и планирование – условия успешной деятельности любой организации.
Методы прогнозирования и планирования постоянно обогащаются и совершенствуются ускоряющимися темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый – это экономические кризисы, которые вынудили экономистов и менеджеров в разных странах изыскивать новые адекватные методы управления. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства сделали общедоступными анализ перспектив и прогнозирование. Они позволили автоматизировать, упростить и ускорить выполнение огромного числа функций планирования и контроля.
Недооценка планирования – одна из главных причин разорения и банкротства фирм. Отказ от планирования и прогнозирования – это разорение и банкротство предприятия. Это глубочайший кризис в стране или регионе.
Можно ли предвидеть, предсказать
наступление кризисов? Можно ли подготовиться
к ним или вовсе их избежать?
Можно ли выявить факторы, которые
определяют успех экономического развития
государства или дают предприятию,
предпринимателю шансы
В экономике, в предпринимательской деятельности прогноз – это научно-аналитический этап процесса планирования. Прогноз определяет возможности, в рамках которых могут ставиться реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия. В прогнозировании и планировании используются математические методы, подчас весьма сложные. Распространение компьютеров, простых и эффективных программных продуктов и делает прогнозирование и планирование широко доступным. Нужно лишь знать, какой в том или ином случае метод выбрать, какой программный продукт применить.
Для реалистичного планирования необходимо понимать суть процессов, протекающих в экономике, ситуацию, складывающуюся на предприятии. Это непростые проблемы. Выбрать методы прогнозирования, оценить управленческую ситуацию помогают знания и опыт успешного прогнозирования и управления. Цель данного курса - научить основным методам прогнозирования и планирования и познакомить с опытом в этой области.
Прогноз является следствием действительности как единого целого, а будущее, отраженное в прогнозе, – это результат сложного комплекса причин и условий. В прогнозе отражаются реальные условия и противоречия, обусловливающие изменение прогнозируемого явления. Прогноз – это выводы эмпирических данных и обоснованных предположений; представляет аргументированное заключение о направления развития в будущем.
Вероятность возникновения
будущего, как следствия реальных
событий, имеет элемент случайности.
Случайность рассматривается
Прогноз, обладающий потенциалом
будущего, испытывает влияние различных
признаков действительности или
моделирует эти признаки. При отсутствии
изученных закономерностей
Для составления прогноза необходимы научные исследования количественного и качественного характера, включая количественную оценку на будущее.
Прогноз является ориентиром для планирования, обусловливает исследовательскую основу для подготовки плана.
Прогноз носит вариантный характер и является многовариантным.
Временные и пространственные горизонты прогноза зависят от сущности рассматриваемого явления; он удобен как итеративный, то есть повторяющийся и непрерывный процесс.
При разработке прогноза не ставятся конкретные задачи и исключается детализация.
Точность прогноза проверяется временем.
При разработке прогноза от
специалиста требуется
Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.
Экономическое прогнозирование имеет больше общего с природой плана, чем с прогнозом вообще. Экономический прогноз не просто интерпретирует закономерности и внешние условия развития, а используется для поиска нужных решений. Он может рассматриваться как начальная стадия планирования, определяющая выбор путей достижения целей этого плана.
Экономический прогноз хотя
и носит вероятностный
В дополнение к ранее указанным общим характеристикам прогноза, отметим, что экономический прогноз позволяет:
Назначение экономического прогноза выражается в его функциях. К основным функциям прогноза относят:
В прогнозировании выделяют понятия «объект» и «прогнозный фон». К объекту прогнозирования относятся процессы, явления и события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. Прогнозным фоном называется совокупность внешних по отношению к объекту условий, существенных для обоснованности прогноза.
Типовая классификация экономических прогнозов предусматривает их деление с учетом следующих критериев:
В соответствии с
проблемно-целевым критерием
Поисковый прогноз (исследовательский,
трендовый, генетический) – это прогноз
определения возможных
Нормативный прогноз (программный, целевой) выполняется с целью определения путей и сроков достижений возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели.
Основным методом
По критерию природы объекта выделяют прогнозы социальные, ресурсные, научно-технические, общественных и личных потребностей.
По критерию времени выделяют прогнозы: оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные.
По критерию сложности различают прогнозы: сверхпростой, простой, сложный, сверхсложный.
По степени
По критерию характера развития объекта во времени различаются прогнозы: дискретные, для которых характерен тренд со скачкообразными изменениями в фиксированные периоды времени, апериодические, для которых характерна непериодическая функция времени, циклическая, для которой характерна периодическая функция времени.
По критерию количественной оценки различаются прогнозы: интервальные и точечные.
По критерию масштабности объекта различают прогнозы: сублокальные, локальные, суперлокальные, глобальные.
Для отдельной фирмы речь может идти, как правило, только о первых трех видах.
Методология научного экономического предвидения включает совокупность принципов, методов и показателей, применяемых в процессе прогнозирования.
К основным принципам прогнозирования относятся: системность, согласованность, вариантность, непрерывность, верифицируемость, то есть определение достоверности и эффективность.
Прием прогнозирования –
это одна или несколько математических
или логических операций, направленных
на получение конкретного
Метод прогнозирования – это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Совокупность специальных правил, приемов и методов составляет методику прогнозирования.
К наиболее распространенным
методам прогнозирования
Экстраполяция – это метод, при котором прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее по выявленной закономерности развития.
При нормативном методе прогнозирования определяются пути и сроки достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели.
Интерполяция – это способ вычисления показателей, недостающих в динамическом ряду явления, на основе установленной взаимосвязи.
Метод экспертных оценок используется преимущественно в долгосрочных прогнозах. Прогнозирование осуществляется на основе суждения эксперта относительно поставленной задачи.
Метод экспертных оценок имеет несколько видов:
Метод аналогии предполагает перенос знаний об одном предмете (явлении) на другой. Различают аналогию историческую и математическую.
Моделирование является саамы
сложным методом
С помощью математических моделей определяют:
Главной задачей прогнозирования на уровне фирмы является стремление предвидеть, осознать и своевременно приспособиться в своих целях и возможностях к складывающимся обстоятельствам бизнеса. Именно это заставляет предпринимателя составлять прогнозы на будущее. Другими задачами прогнозирования на уровне предприятия являются:
Прогнозные расчеты фирмы предусматривают использование: во-первых, поисковых прогнозов, особенно при определении перспективы: функционирования, развития, формирования ограничений по ресурсам, основных показателей деятельности; во-вторых, нормативных прогнозов, особенно при определении потребностей покупателей.
Фирма, ориентирующаяся только на текущий экономический успех, может выиграть в прибыли сегодня, но, потеряв время, проиграть будущую прибыль и в конечном счете потерять свой рынок товара. На смену цели – максимизация сегодняшней прибыли – приходит понимание иной цели – выигрыш в перспективной борьбе за рынок. Эта борьба требует предвидения, начальным этапом которого является прогноз.
Предприниматель всегда нацелен на получение прибыли, которая зависит от его действий на рынке. Зачастую ему не хочется поступаться текущей прибылью ради будущей, поэтому обращение к будущему происходит лишь тогда. Когда это действительно может обеспечить предпринимателю будущие доходы. Для этого необходим качественный прогноз: фирме нужен объективный разбор вариантов будущего состояния, что способен выполнить лишь квалифицированный специалист. Однако расходы на выполнение качественного прогноза не должны превышать возможные доходы от будущего преимущества фирмы, достигнутого за счет предвидения грядущих обстоятельств деятельности.