Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:07, курсовая работа
Увеличение оборота и рост производства на малых и средних предприятиях решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Убыстряющиеся изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы малых и средних предприятий должны быстро перестраиваться. Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом.
I. Введение…………………………………………………………………………...3
II. Предпринимательство в области инноваций……………………………………6
1) Особенности развития инновационного предпринимательства и обоснование дополнительных мероприятий по управлению рисками
2) Проблемы инновационной деятельности
III. Сфера малого и среднего предпринимательства……………………………16
1) Фазы инновационного процесса
2) Рамочные условия, стимулирующие инновации
3) Понятие "инновация" и ее признаки
4) Инновационный менеджмент на малых и средних предприятиях
5) Малые инновационные фирмы (эксплеренты)
IV. Заключение…………………………………………………………….………31
V. Библиографический список………………………………………………….33
Задача инкубаторов (теплиц) - помочь становление малого бизнеса с минимальными издержками. Так, арендная плата за помещения для них гораздо ниже рыночной. Дирекция теплиц может централизованно получать различные услуги, помощь в поиске источников финансирования и др. Здесь реализуются знания и опыт ученых и специалистов в укреплении технологической и индустриальной инфраструктуры страны. С помощью “теплиц” создается промышленная база для внедрения изобретений и инновационных идей на самой ранней стадии разработки, связанной с наибольшим риском. "Теплица" берет на себя формирование коллектива исследователей, проверку идеи на осуществимость, изучение рынка, составление детального бизнес-плана. Срок разработки проекта в “теплице” ограничен. По его завершению проект должен обрести способность развиваться самостоятельно.
Инкубатор типа “теплицы” имеет статус самостоятельного юридического лица (как правило, это ассоциация или некоммерческая компания), деятельность которой регулируется общественным комитетом. В каждой "теплице" может одновременно разрабатываться 10-20 проектов. В течение первых двух лет на разработку проекта выделяется сумма, покрывающая 100% расходов. Если начальная стадия разработки заканчивается успешно, могут быть предоставлены и более крупные субсидии.
Принято считать, что мотивацией всех видов предпринимательской деятельности является получение предпринимательского дохода или прибыли. Такой подход не учитывает важнейших качественных изменений, происходящих по мере увеличения риска: в нем наиболее мотивированной являлась бы деятельность в инновационном предпринимательстве с ожиданием наибольшего дохода. Математическое ожидание, равное произведению дохода на величину вероятности его получения (остатка от единицы за вычетом размера риска), также подтверждает этот вывод, так как именно инновации выступают в качестве главного движителя экономического роста.
В действительности на развитие предпринимательства по видам влияет сложная связь величины ожидаемого результата, вероятность его получения и математического ожидания. Сравнительно небольшой доход в области малых рисков компенсируется высокой вероятностью его получения, что является мощным мотивом для участия в бизнесе хозяйствующих субъектов. Можно сказать, что области предпринимательства, в которых выигрывает большинство участников, привлекают к себе повышенное количество желающих участвовать в игре.
Величина и изменение рисков решающим образом обуславливают необходимость применения разных подходов к воздействию внешней среды на их регулирование. В мало- и среднерисковых видах деятельности весь риск ложится на предпринимателей, для которых внешняя среда (государство) устанавливает так называемые «правила игры» в части регистрации, налогообложения, регулирования фондовой и экономической деятельности, участия финансовых и инвестирующих учреждений.
При высоких рисках этих правил недостаточно. Главным становится усиление мотивации посредством распределения рисков между участниками инновационной деятельности и исключения катастрофических потерь для непосредственных инноваторов в случае недостижения ими ожидаемого результата.
В нашей стране отдельные исследователи инновационной деятельности в качестве признаков, характеризующих её подъём, приводят три аргумента: организация финансово-промышленных групп (ФПГ), рост количества малых предприятий и создание всевозможных внебюджетных фондов. Несостоятельность этих аргументов показана в ряде работ: в них, кроме критики, содержаться отдельные меры по поддержке малого предпринимательства , их тщательного анализа в пределах данной работы, следует иметь ввиду дополнительные меры, отсутствующие среди предложений, но вошедшие в мировую практику инновационного предпринимательства. В нашей стране в настоящий момент отсутствует, к сожалению, правовая, экономическая и организационная база для мотивации инновационной деятельностью. Поэтому можно в данной главе говорить не о мотивации инновационной деятельностью, а о проблемах мотивации инновационной деятельности. Наиболее общим проявлением технологического кризиса стала тенденция технологической деградации российской экономики. Поэтому перед российской экономикой стоит исключительно важная стратегическая задача - выйти из технологического кризиса и осуществить прорыв на узловых направлениях формирования постиндустриального технологического способа производства. Среди таких ключевых направлений можно отметить технологии и товары в области космоса, авиации, композитов, биотехнологии, электроники и информации, транспорта. Учитывая специфику России, кроме стимулирования приоритетных направлений развития отраслей высоких технологий, необходимо кардинальное техническое переоснащение отраслей потребительского комплекса, прежде всего производящих продовольствие. Это необходимо, чтобы оградить российский рынок от экспансии импортных, более дешевых, но менее качественных, чем российские, продовольственных товаров, поддержать российских производителей. Необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Государство должно стимулировать приток капитала в инновационную сферу за счет использования таких форм и методов господдержки, как долевое финансирование, государственные гарантии, страхование проектов, создание патентных фондов, систем информационной поддержки. Это - тактическая задача.
Стратегической же целью государственной политики является осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить устойчивое экономическое развитие России в будущем.
Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.
Государственная политика должна предусматривать использование эффективных форм активизации инновационного предпринимательства и, в частности, механизма функционирования финансово-промышленных групп, холдингов. Целесообразно создавать в составе центральных компаний ФПГ инновационные центры, которые смогут наладить координацию и поддержку инновационных проектов, разрабатываемых их участниками. Наряду с поддержкой крупных структур, занятых инновационной деятельностью, необходимо стимулировать развитие малого инновационного предпринимательства. В настоящее время около 90 % субъектов инновационной деятельности находятся в негосударственном секторе. Поэтому весьма актуальна разработка эффективных механизмов государственного регулирования их деятельности. Понятно, что государство не может взять на себя бремя инвестиционного обеспечения инновационной деятельности. Однако государство может и должно создать систему условий для мобилизации инвестиционных ресурсов негосударственных инвестиционных корпораций, банков и направить их на реализацию наиболее значительных, приоритетных для страны направлений инновационной деятельности.
Для развития инновационной деятельности необходимо отметить следующие моменты:
создание системы правовой охраны интеллектуальной собственности (в том числе охраны технологий, гарантирующих национальную безопасность) в России не завершено;
отсутствие четких притязаний государства на владение объектами интеллектуальной собственности, созданной за счет средств федерального бюджета, и связанными с ней технологиями, тормозит развитие промышленных инноваций;
до сих пор не созданы организационно-правовые механизмы стимулирования использования передовых технологий на базе изобретений в бизнесе, в том числе в сфере малого предпринимательства, налицо фактически полное отсутствие государственной политики поощрения изобретательства и развития творческой активности граждан России применительно к интеллектуальной собственности;
слабость и непоследовательность государственной политики в области охраны авторских и смежных прав приводит к наносящему ущерб и государству, и авторам широкомасштабному «пиратству» в обороте аудиовизуальной продукции.
III. Сфера малого и среднего предпринимательства
1) Фазы инновационного процесса
Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют многие подразделения фирмы и на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.
Фазы, как правило, следуют одна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым пересечения) отдельных фаз. Так, оценки и расчеты экономической эффективности необходимо проводить не только в фазе поиска идей, но и в последующих фазах. Между процессом исследований и разработок и освоением в производстве новых решений, с одной стороны, и внедрением продукта на рынок, с другой, происходит неоднократное временное, а также и содержательное дублирование определенных задач.
1-я фаза: стратегия предприятия и инновации
Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить планку в инновационных устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:
выбор рынка или рыночного сегмента;
утверждение применяемой технологии;
выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;
решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;
установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.
В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства возможно и прямо противоположное, т.е. инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних предприятиях часто случается так, что единственная инновация надолго предопределяет развитие всего предприятия.
2-я фаза: поиски идей и их оценка
В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом можно выделить три пути поиска:
разработка новых идей (генерирование идей);
критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений;
поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).
При поиске новых идей малым и средним предприятиям особенно рекомендуется чаще обращаться к внешним источникам информации, например банкам данных, лицензионным посредникам, материалам ярмарок и исследовательских центров.
3-я фаза: продуктовое решение
В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, которое охватывает:
постановку целей и задач по данному продукту;
составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данной фазы;
планирование производства для предприятия в целом;
планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.
Подобное планирование содержит в себе все важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного внедрения продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечения маркетинга и производства; устанавливаются области соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.
4-я фаза: научные исследования и разработки, технологический трансфер
Исходя из своих целеустановок эти предприятия могут осуществить техническую реализацию продукта посредством собственных разработок (возможно, исследований) или прибегнуть к кооперации с другими компаниями. В принципе эта задача должна решаться с учетом следующих моментов:
окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге;
конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;
проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.
Постоянно растущее влияние современных технологий на конкурентоспособность малых и средних предприятий требует целенаправленного использования всех предоставляющихся возможностей технологического трансфера. Даже высокоэффективные в своей области технологические лидеры сегодня редко в состоянии уследить за всеми направлениями технологического прогресса и соответствующим образом воплотить в жизнь новейшие практические и теоретические достижения.