Стратегия РФ в области инноваций и венчурного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

В современной экономике только эффективные производства, базирующиеся на инновациях и высоких технологиях, могут создать возможности для страны или региона с «догоняющей» экономикой приблизиться в обозримом будущем к развитым странам мира.

Файлы: 1 файл

инв.стрт..docx

— 25.51 Кб (Скачать)

      ВВЕДЕНИЕ

    В современной экономике только эффективные  производства, базирующиеся на инновациях и высоких технологиях, могут  создать возможности для страны или региона с «догоняющей» экономикой приблизиться в обозримом будущем к развитым странам мира.

    Особое  значение в процессах создания эффективной  и конкурентоспособной экономики  имеет венчурный бизнес. Так, например, Новая Зеландия, страна с самым  развитым в мире сельским хозяйством, остается в хвосте развитых стран  мира по ВВП на душу населения. В  то же время Сингапур, сумевший поставить  у себя на высоком уровне инновационный  венчурный бизнес, сравнялся по этому  показателю с передовыми странами мира.

    Задача  данной работы – изучить стратегии РФ в области инноваций и венчурного бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА I. СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ

1.1Инновационная политика РФ

    Инновационная политика России была сформирована: 1) в «Концепции инновационной политики Российской Федерации; 2) в стратегии  «Основы политики Российской Федерации  в области развития науки и  технологий на период до 2010г. и дальнейшую перспективу; 3) в «Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010г.».

    Эти стратегии ставят задачи:

  1. Формирования национальной инновационной системы;
  2. Оптимального распределения ресурсов государства между различными этапами инновационного цикла «идея – технология – производство продукции, имеющей платежеспособный спрос»;
  3. Закрытия и преобразования неэффективных НИИ и лабораторий;
  4. Использования их фондов для развития инновационного бизнеса;
  5. Инвентаризации научных государственных организаций;
  6. На финансирование «технологий государственного значения» предлагается направлять большую часть ежегодного прироста средств по статье федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу»1.

    В Стратегии РФ в области развития науки и инноваций указывается, что «основная системная проблема заключается в том, что темпы  развития и структура российского  сектора исследований и разработок не отвечают потребностям системы обеспечения  национальной безопасности и растущему  спросу со стороны ряда сегментов  предпринимательского сектора на передовые  технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и  разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят  

_______________________________________

Янковский, К.П. Организация инвестиционной и инновационной деятельности / К.П. Янковский. – СПб. : Феникс, 2005.-267с.

применения  в российской экономике ввиду  несбалансированности национальной инновационной  системы, а также вследствие общей  низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора». 

    Ожидаемые результаты реализации Стратегии:

  1. Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособных на мировом рынке;
  2. Создание эффективной инновационной системы, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным корпоративным сектором и встроенной в глобальную инновационную систему;
  3. Технологическая модернизация экономики на основе передовых технологий;
  4. Создание и расширение «технологических коридоров», обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики на основе передовых технологий отечественной разработки1.
 
 

    1.2 Задачи  стратегии

    1. Создание конкурентоспособного  сектора исследований и инновационных  разработок и условий для его  расширенного воспроизводства.

    2. Создание эффективной национальной  инновационной системы.

    3. Развитие институтов использования  и защиты прав интеллектуальной  собственности.

    4. Модернизация экономики на основе  технологических инноваций.

    _______________________

1 Лихачева, О.Н., Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия : учебное пособие / О.Н. Лихачева, С.А. Щуров. – М. : Инфра-М, 2007.-289с.

    1.3 Перечень целевых программ и  основных мероприятий

    Целевые программы

  1. Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база на 2006-2010г.г.»;
  2. Отраслевые федеральные целевые программы технологического профиля;
  3. Федеральная программа развития образования;
  4. Программы финансирования фундаментальных исследований, проводимых Российской академией наук и другими академиями наук, имеющими государственный статус.

    Основные  комплексы мероприятий:

  1. Осуществление эффективной государственной поддержки фундаментальной науки и обеспечение ее опережающего развития;
  2. Совершенствование механизмов и принципов бюджетного финансирования прикладных научных исследований и разработок;
  3. Поддержка эффективного воспроизводства кадрового потенциала науки;
  4. Содействие интеграции науки и образования;
  5. Реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного секторов исследований и разработок;
  6. Активное позиционирование секторов исследований и разработок в глобальной экономике;
  7. Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности;
  8. Подготовка кадров для инновационной сферы, обучение инновационному менеджменту;
  9. Стимулирование наукоемкого экспорта и расширение международной технологической интеграции.
 

ГЛАВА II. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВЕНЧУРНОГО БИЗНЕСА В РФ

    Венчурная государственная политика РФ была обозначена правительством в конце 2002 г. – Минпромнауки предоставило Концепцию развития венчурной  индустрии в России.

    Развитый  венчурный технологический бизнес является тем базовым сектором постиндустриальной и новой экономик, который определяет способность страны удерживать конкурентоспособные  мировые позиции в передовых  технологиях.

    Для успешного развития венчурного бизнеса  необходимы:

  1. Долгосрочная государственная инновационная политика и конкретная программа софинансирования венчурного бизнеса;
  2. Венчурные предприниматели, которые, как правило, вырастают из венчурных менеджеров;
  3. венчурные менеджеры;
  4. развитые фундаментальная и прикладная науки, способные производить открытия, изобретения и новшества для венчурного бизнеса;
  5. современная и развитая система образования;
  6. конкурентная среда в венчурном бизнесе.

    В России на начальном этапе рыночных преобразований высокотехнологичные  производства, способные стать точками и очагами роста постиндустриальной экономики, можно было создавать на базе следующих секторов экономики и науки:

  1. академических институтов и их опытных производств;
  2. оборонно-промышленного комплекса (ОПК);
  3. крупных национальных компаний, образовавшихся на базе экспортно-сырьевых компаний1.

    _______________________

    1 Радионова, С.П. Оценка инвестиционных ресурсов предприятий (инновационный аспект) / С.П. Радионова. - СПб. : ПИТЕР, 2005.-245с 

    Реализация  стандартного для развитых стран  механизма инвестирования венчура  и инноваций через фонд фондов и закрытые паевые фонды позволит расширить возможности для получения  венчурного финансирования, а также  будет способствовать расширению рынка  для управляющих компаний. Но для  этого должно быть обеспечено достаточное  государственное финансирование этого  направления.

    Для активизации деятельности ВИФа необходимо увеличить его уставный капитал  до нескольких млрд долларов и расширить  права на осуществление объемов  инвестиций в капитал венчурных  фондов. Это приведет к снижению рисков для частного капитала, необходимого для создания венчурных фондов и  венчурных фирм. Государство в  сложившейся ситуации должно и обязано брать основные риски на себя, располагая необходимыми для этого резервными средствами1.

    Можно выделить следующие основные препятствия  на этом пути:

  1. общая неэффективность государства;
  2. крайне незначительное финансирование развития венчурного бизнеса;
  3. медлительность в обеспечении этого процесса законодательной и нормативной базой, бюрократизация процесса;
  4. отсутствие необходимой инфраструктуры или ее подмена формализмом;
  5. недостаток инновационных и венчурных менеджеров и предпринимателей;
  6. отсутствие действенной системы подготовки венчуристов2;

        

_________________________

1 Аньшин, В.М. Инвестиционный анализ : учеб.-практ. пособие / В.М. Аньшин. – М. : Дело, 2004.-278с.

. Корчагин, Ю.А. Инвестиционная стратегия / Ю.А. Корчагин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.-256с.  

  1. отсутствие  комплексных программ государственного инвестирования роста и развития человеческого капитала, который  является решающим фактором самой возможности  создания постиндустриальной и новой  экономик.

    В России венчурные фонды стали  создаваться с 1994г. В 1997г. была создана  Российская ассоциация венчурного инвестирования. Учредителем ее стал Европейский  банк реконструкции и развития. Этот банк и осуществлял софинансирование венчурных проектов в России. Однако, по мнению экспертов, пока данный опыт оказался не слишком удачным.

    В конце октября 2002г. Минпромнауки представило  «Концепцию развития венчурной индустрии  в России». Но она так и не была принята, хотя и служит направляющим документом. Концепция включает:

  1. создание венчурного инновационного фонда для финансирования посевного капитала и снижения рисков для предпринимателей по венчурным проектам;
  2. создание при участии государства 10 венчурных фондов;
  3. Использование действующих фондов НИОКР на поддержку малого технологического бизнеса;
  4. Пересмотр налогового режима для малых технологических компаний;
  5. Создание межведомственного координационного совета по венчурной деятельности;
  6. Передачу государственной интеллектуальной собственности наукоемким компаниям;
  7. Реинвестирование доходов от государственной доли в венчурных проектах в венчурные же проекты.

    Программа позволяет развивать венчурный  бизнес при условии ее достаточного финансирования со стороны государства1.

    ______________________

1 Липсиц, И.В. Экономический анализ реальных инвестиций : учебник.-2-е изд. перераб. и доп. / И.В. Липсиц. - М. : ЮНИТИ, 2003.-265с

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Важнейшим инструментом бюджетной поддержки  инвестиционных проектов частного бизнеса  должно стать использование средств  инвестиционного фонда Российской Федерации. Привлечение средств  фонда расширит возможности бизнеса  для реализации инвестиционных проектов стоимостью не менее 5 млрд рублей через  механизмы прямого софинансирования, а также предоставления государственных  гарантий.

    Россия, в принципе, может принять участие, по крайней мере, в двух из трех будущих  технологических этапах – биотехнологиях и технологиях безопасности. Особо  сильны позиции России в разработках  технологии безопасности, спрос на которые будет расти в связи  с общемировой проблемой терроризма. Но Россия по своему творческому потенциалу способна генерировать и свою собственную технологическую волну при долном финансировании и обеспечении со стороны государства ее системы образования, науки, ученых и инженеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стратегия РФ в области инноваций и венчурного бизнеса