Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 21:49, курсовая работа
Органы государственной власти создают необходимые условия для такого сотрудничества путем заключения международных соглашений. Влияние государства на реализацию конкретных совместных проектов осуществляется через контроль исполнения законодательных актов в области инвестиций и валютного регулирования, налогового и таможенного права, защиты интеллектуальной собственности и передачи научных результатов и научной продукции за рубеж.
Введение.
Одной из наиболее распространенных форм международного сотрудничества являются совместные проекты в области технологических инноваций, реализуемые в рамках соответствующих международных программ. Для организации и проведения такого рода проектов необходимо точное понимание всей информации, которая может оказать влияние на успех проекта.
Органы государственной власти создают необходимые условия для такого сотрудничества путем заключения международных соглашений. Влияние государства на реализацию конкретных совместных проектов осуществляется через контроль исполнения законодательных актов в области инвестиций и валютного регулирования, налогового и таможенного права, защиты интеллектуальной собственности и передачи научных результатов и научной продукции за рубеж.
Российская Федерация поддерживает научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации, международных научных и научно-технических программ и проектов, а также содействует расширению научно-технического сотрудничества научных работников и организаций (Федеральный Закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ).
I Теоретическая часть
1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА УЧАСТИЯ В СОВМЕСТНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТАХ
Интеграционные процессы последних лет в экономике и в науке открыли широкие возможности для участия российских ученых и научных организаций в ряде программ международного сотрудничества. Эти же процессы вызвали изменения в российском законодательстве и принятие целого ряда нормативных актов. Проблемы, которые необходимо решать российским ученым и разработчикам, участвующим в совместных международных проектах, носят в основном не научный, а экономический и юридический характер.
1.1 СТАТУС ГРАНТОДАТЕЛЯ
Организации, поддерживающие международное научно-техническое сотрудничество и финансирующие эту деятельность на постоянной основе, можно разделить на следующие группы:
Большинство программ этих организаций осуществляют поддержку совместных инновационных проектов на конкурсной основе, предоставляя гранты. Что же такое грант с точки зрения российского законодательства? Наиболее четко и полно понятие научного гранта определено в Федеральном Законе "О науке и государственной научно-технической политике": "Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями".
Как видно из такого определения, международные организации для предоставления грантов должны быть соответствующим образом аккредитованы для такой деятельности (иметь соответствующие соглашения с Россией или пройти необходимую процедуру регистрации). В случае отсутствия такой аккредитации поддержка по проекту не является грантом и не получает полагающиеся по российскому законодательству преференции.
Перечень организаций, предоставляющих гранты для поддержки российской науки пополняется, обновляется и утверждается Министерством науки и технологий РФ (далее - Миннауки). Действующая редакция Перечня (в соответствии с Приказом ГКНТ России от 5 ноября 1996 г. N 56 с изменениями и дополнениями) содержит 20 международных некоммерческих организаций и учреждений, 28 международных и иностранных благотворительных организаций (фондов) и 83 иностранных некоммерческих учреждения.
В российском законодательстве существует целый ряд специальных нормативных актов, определяющий статус и преференции для международных грантов. Наиболее детализированными являются нормативные документы, относящиеся к грантам Международной ассоциации по развитию сотрудничества с учеными Новых Независимых Государств бывшего Советского Союза (далее ИНТАС), программ Комиссии Европейского Союза (далее - КЕС) и Межправительственной организации "Международный научный и технологический центр" (далее - МНТЦ).
1.2 СТАТУС ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЯ
Грантополучателями в соответствии с российским законодательством могут быть лица, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность. Это могут быть граждане (российские и иностранные), лица без гражданства и юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественные объединения научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников при условии, если научная или научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
По российскому законодательству научно-технической деятельностью является деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Таким образом, любой гражданин или организация, осуществляющая хозяйственную деятельность в области науки и техники, могут участвовать в инновационных совместных проектах и получать финансовую и иную поддержку от грантодателя. Условия участия в совместных проектах и программах определяет грантодатель и, как правило, они содержат несколько типовых положений, выполнение которых впрямую касается российского законодательства:
К сожалению, выполнение этих условий российскими участниками возможно не всегда.
1.3 СТАТУС ДОГОВОРА ГРАНТА
Гражданское законодательство не дает определения гранта и договора гранта. Наиболее близким по смыслу и сути является определенный в статье 582 части 2 ГК РФ вид обязательств - пожертвование. По смыслу этой статьи пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях, которое может делаться гражданам, отдельным видам юридических лиц, а также государству. Целевой характер пожертвования для граждан должен быть, а для юридических лиц может быть обусловлен жертвователем использованием имущества по определенному назначению. Виды юридических лиц - получателей пожертвований - определены как учреждения (лечебные, учебные, научные, социальные и благотворительные и др.), а также фонды, общественные и религиозные организации. Это определение вносит существенные ограничения на круг российских участников договора гранта - юридических лиц, определяя их как некоммерческие, в том числе бюджетные организации.
Что же касается коммерческих организаций, то договорные отношения со своими партнерами по международным научно-техническим проектам они могут строить по-другому. Например, это может быть договор простого товарищества (договора консорциума предусматриваются некоторыми международными программами), тем более, что условия большинства международных программ предполагают лишь частичное финансирование работ из средств самой программы. Зачастую финансирование осуществляется через "западного" партнера. Это дает возможность российскому участнику заключить с партнером договор на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. При заключении таких договоров необходимо учитывать, что часть налоговых преференций предусмотренных для гранта, будет утеряна, и возмещать эти потери российский партнер будет за счет собственных средств.
1.4 ВАЛЮТНОЕ, ТАМОЖЕННОЕ И НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРОВ ГРАНТА
В соответствии с действующим законодательством порядок проведения валютных операций юридическими лицами и гражданами устанавливает Центральный банк РФ (далее - ЦБ). Без разрешения ЦБ осуществляются следующие виды валютных операций (на основании "Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" от 24 апреля 1996 г. N 39):
Другие валютные операции осуществляются на основании разрешений, выдаваемых Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля ЦБ в каждом отдельном случае.
Таможенное законодательство предусматривает целый ряд преференций для российских участников международных инновационных проектов. В их числе - освобождение от уплаты таможенных платежей на научное и технологическое оборудование, научно-лабораторные инструменты, приборы, средства вычислительной техники, оргтехники, информатики, связи, материалы, научно - технические издания, системы и средства обучения, предназначенные для реализации научно - технических проектов (Приказ ГТК РФ от 28 января 1994 г. N 42). Упомянутые освобождения предоставляются в соответствии с межправительственными соглашениями или решениями образованной Указом Президента РСФСР от 16 декабря 1991 г. N 286 Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ. Оформление необходимых для получения льгот документов возложено на Миннауки.
Примером предоставления таких преференций может служить Указание ГТК РФ от 29 сентября 1995 г. N 01-12/1181, относящее финансовые средства, выделяемые ИНТАС в виде грантов и субсидий на выполнение научно - исследовательских работ и проведение научных мероприятий, а также товаров, приобретаемых российскими учеными и научными организациями за счет этих средств, к гуманитарной помощи.
Большинство программ международного научно-технического сотрудничества содержат определенные условия, касающиеся налогообложения. В обобщенном виде они выглядят так:
В этих условиях нет противоречия, поскольку, как указывалось выше, при покрытии затрат на налоговые выплаты можно использовать собственные средства. Кроме того, необходимо четко понимать схему налогообложения грантов вообще и, в каждом конкретном случае, в частности, чтобы использовать имеющиеся налоговые льготы.
Под термином "грант" для целей налогообложения понимаются "целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной и/или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно - конструкторских работ, обучение ... и другие цели с последующим отчетом об их использовании" (Письмо "О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций" от 11 июня 1993 года ГНС РФ N ЮУ-4-06/88н и Минфина РФ N 04-06-01).
Как правило, по условиям грантов допускается оплата начислений на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды (пенсионные, медицинские, страховые) - социальные выплаты с заработной платы исполнителей.
1.5 ПРАВА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
Существенным отличием договора гранта от договора на выполнение НИОКР или договора простого товарищества является отсутствие у грантодателя прав на произведенную грантополучателем собственность. Одновременно, права на полученную при выполнении гранта собственность могут быть различны у партнеров по совместному проекту. Это зачастую обусловлено статусом участника проекта или степенью финансового участия партнеров при покрытии части затрат по проекту из средств гранта. Наиболее просто это можно показать на примере грантов КЕС.
Типовые гранты КЕС на проведение исследовательских и технологических работ подразумевают деление участников на три группы по статусу: контракторы, ассоциированные контракторы и субконтракторы. Эти категории участников имеют различные права по отношению к интеллектуальной собственности, полученной в рамках проведения проекта.
Типовые условия передачи прав собственности между контрактором и ассоциированным контрактором отражены в положениях Типового контракта КЕС по возмещению расходов и приведены ниже: