Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 21:49, курсовая работа
Органы государственной власти создают необходимые условия для такого сотрудничества путем заключения международных соглашений. Влияние государства на реализацию конкретных совместных проектов осуществляется через контроль исполнения законодательных актов в области инвестиций и валютного регулирования, налогового и таможенного права, защиты интеллектуальной собственности и передачи научных результатов и научной продукции за рубеж.
4-я рамочная программа реализовывалась, в первую очередь, путем проведения совместных исследовательских проектов. Эти проекты предусматривают формирование (для конкретных тем) многонациональных групп для выполнения исследовательских работ и для достижения результатов сотрудничества. В этих проектах принимают участие в среднем 3-6 партнеров, представляющих по крайней мере 3 различные страны, из которых 2 государства - члены ЕС или одно государство - член ЕС, а другое является ассоциированным в программу плюс один участник из страны ЦВЕ или ННГ. Преимуществ получали совместные проекты в области сохранения научно-технического потенциала, которые предусматривали стипендии или обеспечивали гранты для студентов - исследователей и аспирантов. Вклад КЕС покрывал до 100% расходов, вызванных проведением работ по проекту. От 50% до 80% средств направлялось на поддержку партнеров из стран ЦВЕ/ННГ. По условиям гранта покрытие налогов не предусматривалось.
Кроме совместных исследовательских проектов 4-я рамочная программа осуществляла мероприятия по координации создания сетей ученых, которые решили сотрудничать в конкретной исследовательской деятельности на основе своей компетентности и находящегося в их распоряжении потенциала. Подобные исследовательские сети, соединяющие группы с Востока и Запада, должны способствовать взаимодействию между различными дисциплинами, применению комбинаций технологий, передаче методик из одной области в другую, распространению результатов и сотрудничеству между научными институтами и отраслями промышленности. Вклад КЕС покрывал координационные расходы на рабочие встречи, распространение информации, обмен и визиты в другие организации, принимающие участие в деятельности, а также на централизованные средства, такие как базы данных, специализированные коммуникационные средства связи, подготовку и распространение справочных материалов.
Основные направления 5-й Рамочной Программы:
Рамочные программы существенно облегчают возможность участия в них партнеров из разных стран, поскольку определяют типовые условия участия, формы поддержки и сроки обращения с проектами по большинству специальных направлений, финансируемых КЕС.
2.2 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КЕС
Специальные программы КЕС структурированы по тематическому принципу, имеют между собой сходные общие условия участия (рабочие программы) и специфические условия, определяемые Генеральными Директоратами КЕС (далее - Директораты КЕС) - инициаторами программ. Директораты КЕС по своей структуре и функциям похожи на отраслевые министерства. Ниже приведен список основных Директоратов КЕС, представляющих программы научно-технического сотрудничества и список наиболее крупных специальных программ. Рамочные программы, и, в частности, программы международного научно-технического сотрудничества типа INCO-COPERNICUS управляются Директоратом КЕС - DGXII (Наука).
Структура Директоратов КЕС:
Специальные программы КЕС:
Участие в большинстве из этих программ доступно для российских ученых и организаций как через рамочные программы, путем подачи совместных заявок в объявленные сроки действия рамочных программ, так и напрямую через своего европейского партнера в сроки действия конкретной специальной программы, объявляемые каждым Директоратом КЕС.
2.3 ПРОГРАММЫ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКИ КЕС
2.3.1 Программа ТАСИС
ТАСИС - это программа, разработанная Европейским Союзом для ННГ и Монголии в целях содействия развитию экономических и политических связей между Европейским Союзом и этими странами-партнерами.
ТАСИС предоставляет субсидии (безвозмездное финансирование) для передачи ноу-хау, оказывая поддержку процессу перехода к рыночной экономике и демократическому обществу. В течение первых шести лет своей деятельности с 1991 по 1996 год, ТАСИС безвозмездно предоставил своим партнерам 3 млрд. 390 млн. ЭКЮ (более 2 500 проектов).
В тесном взаимодействии со странами-партнерами ТАСИС определяет, каким образом должны расходоваться средства. Это позволяет ТАСИС осуществлять финансирование в соответствии с политикой реформ и первоочередными задачами каждой конкретной страны. В контексте более широких международных усилий ТАСИС работает в тесном взаимодействии также с другими донорами и международными организациями.
ТАСИС передает ноу-хау, которым располагают государственные и частные организации самого широкого спектра, что позволяет сочетать опыт рыночной экономики и демократии с профессиональными навыками и знаниями на местах. Ноу-хау передается в форме оказания консультативного содействия в вопросах политики направления групп экспертов, проведения экспертных исследований и профессиональной подготовки, путем создания и реформирования правовой и нормативной базы, институтов и организаций, а также установления партнерских отношений, развития международных сетевых структур, содействия процессу породнения и пилотных проектов. ТАСИС выполняет также роль катализатора, открывая доступ к средствам основных кредиторов и инвесторов, благодаря проведению прединвестиционных исследований и технико-экономических обоснований.
ТАСИС содействует пониманию и должной оценке демократии и социально-экономической системы, ориентированной на рынок, путем поощрения связей и прочных отношений между организациями в странах - партнерах и их коллегами в Европейском Союзе.
Основными приоритетными областями, финансируемыми ТАСИС, являются: реформы государственного управления, реорганизация государственных предприятий, развитие частного сектора, инфраструктура транспорта и связи, энергетика, ядерная безопасность и окружающая среда, создание эффективной системы производства, переработки и распределения продуктов питания, развитие системы социальной защиты и образования. Каждая страна выбирает приоритетные секторы, исходя из своих потребностей. В рамках программы ТАСИС работает ряд подпрограмм, по которым российские организации могут получить не только техническую помощь (визиты экспертов и закупка оборудования и технологий), но и прямую финансовую поддержку на развитие, в том числе инфраструктуры (например программы JOP - создание совместных предприятий и CBC - сотрудничество в рамках сопредельных территорий).
2.3.2 Программа INNOVATION
Это специальная программа, целью которой является распространение и оптимизация результатов в области исследований и технологического развития, включая демонстрационные проекты. Цели программы достигаются через решение следующих задач в рамках конкретных подпрограмм.
1. Поддержка среды,
благоприятствующей инновациям
и передаче технологий
Эта подпрограмма включает развитие Европейских инновационных мониторинговых систем (EIMS), финансовой среды, благоприятствующей распространению новых технологий, развитие институтов региональной инновационной инфраструктуры (технологические инкубаторы, научно-технологические парки и т.п.), а также ряд информационных действий (публикации, семинары, конференции).
С точки зрения развития инфраструктуры поддержки инновационных проектов наиболее интересными могут быть программы поддержки развития финансовых институтов. Хотя эти программы предназначены для участников из стран-членов ЕС, доступ российских участников в них возможен через аналогичные программы ТАСИС и через западных партнеров, поскольку целью конкретного проекта может быть работа, связанная с Россией. Программы финансовых инноваций поддерживают развитие различных форм кооперации между источниками финансов, университетами и/или исследовательскими центрами и предприятиями, проведение анализа и оценки возможностей создания инфраструктур и схем для улучшения мобилизации частных фондов, как источников финансирования научно-технических и прочих инновационных проектов, запуск пилотных схем по финансированию малых предприятий.
2. Стимулирование
появления Европейских
В этом разделе наиболее интересными являются программы поддержки работы сети Центров распространения инноваций (IRC).
В Европе работает сеть из 52 региональных специализированных консультационных центров (153 организации), связывающих местные технологические и инновационные организации по всему ЕС.
Основная цель центров - повышение конкурентоспособности местной индустрии путем привлечения технологических инноваций. Для решения этих задач центры в своем регионе определяют местные технологические потребности, выявляют "запасы" технологий, содействуют передаче технологий, продвигая их через сеть европейских центров. Центры оказывают услуги по консультациям в процессе передачи технологий, предоставляют информацию о программах КЕС, финансовых проектах, осуществляют тренинг по применению инноваций и результатов исследований.
В 1994 году с открытия 4-й рамочной программы начала создаваться сеть так называемых ассоциированных членов центров распространения инноваций (FEMIRC). В настоящее время существует сеть из 10 специализированных консультационных центров, созданных в рамках программы INCO-COPERNICUS в странах ЦВЕ: Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. Центры создаются в содружестве с одним из существующих IRC и при поддержке КЕС. Организационная основа центров - частные и общественные организации или группы (консорциумы) организаций.
Основная задача: "опорная точка" информирования и консультирования по научно-техническим программам КЕС:
- распространение информации и персональные консультации;
- проведение специальных информационных мероприятий;
- обучение использованию электронных баз данных;
- помощь в оформлении и подаче заявок по программам КЕС;
- обеспечение заключения международных контрактов;
- распространение информации
об организациях и их
Дополнительная задача: продвижение инноваций и передача технологий, семинары, конференции и т.п., консультации и тренинг по маркетингу, эксплуатации и распространению технологий и правам интеллектуальной собственности.
Страны ННГ не были допущены в эту программу в качестве получателей грантов на создание подобных центров. Тем не менее, использование этих центров для поиска партнеров по кооперации и совместным проектам расширяет возможности для российских организаций.
3. Снабжение первой
и второй программ
Этот раздел стимулирует развитие услуг по трансферу технологий и информационных услуг. Он нацелен на поддержку участников программ КЕС и содействие европейской кооперации в эксплуатации исследований и трансфере технологий через такие программы, как VALUE и SESAME, а также использование базы данных КЕС - CORDIS. Одно из направлений раздела нацелено на оказание помощи в защите интеллектуальной собственности и эксплуатации результатов научно-технических и демонстрационных проектов.
2.4 ЦЕНТРЫ СОВМЕСТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (JRC)
В структуре КЕС работает восемь Центров совместных исследований. Эти центры подчинены напрямую КЕС и отраслевым Директоратам КЕС. Для их финансирования предусмотрен самостоятельный бюджет, кроме того центры принимают активное участие в конкретных исследовательских программах в качестве одного из партнеров.
1. Институт
метрологии материалов и