Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:05, реферат
На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор, Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым".
1. Введение 3
2. Условия для предпринимательской деятельности 4
3. Предпринимательство в Тульской области 7
4. Заключение 12
Библиография
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Условия для предпринимательской деятельности 4
3. Предпринимательство в Тульской области 7
4. Заключение 12
Библиография 13
Приложения
Введение
На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор, Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым".
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Осуществляется на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия (например, в России — это предприятие государственное, предприятие муниципальное, предприятие индивидуальное (семейное), предприятие частное, товарищество полное, товарищество смешанное, товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа), акционерное общество открытого типа, объединения предприятий). Субъектами Российской Федерации могут быть граждане как России, так и иностранных государств, а также объединения граждан (коллективные предприниматели).Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия. Осуществление П. д. без регистрации запрещается. П. д. без привлечения наемного труда может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемною труда — как предприятие. Предпринимательство — наиболее действенный стимул к высокопроизводительному труду, получения прибыли и в конечном счете лучшего удовлетворения общественных потребностей. Развитие предпринимательства определяется состоянием и уровнем рыночных отношений в той пли иной стране, н прежде всего наличием необходимых условий для свободы частного сектора в экономике. Существует ещё много различных вариаций на тему "Предпринимательство", но все их можно определить в одно общее:
Предпринимательская деятельность - это деятельность, направленная на получение прибыли, целью которой является насыщение рынка товарами и услугами.
Факторы предпринимательской деятельности -- это все то, что использует предприниматель в своей деятельности, то есть средства производства и обращения товаров в виде рабочей силы, материальных, информационных, финансовых ресурсов, используемых для производства, транспортирования, продажи товаров, потребность в выполнении задач (достижительная мотивация) и т. д.
Значение предпринимательской деятельности – это прекрасный резерв для разрешения проблем занятости, снижения безработицы и насыщения рынка товарами и услугами.
Условия для предпринимательской деятельности
Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Предприятия создаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом "О собственности". Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.
В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства.
Граждане (физические лица) Российской Федерации, не ограниченные в судебном порядке в своей деятельности, граждане (физические лица) иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий установленных федеральным законом, а также объединения граждан (юридические лица), зарегистрированные в установленном законом порядке, являются субъектами предпринимательской деятельности[1].
Однако, следует обратить внимание на то, что в соответствии с законом РФ и Указом Президента РФ[2] для некоторых категорий граждан участие в предпринимательской деятельности недопустимо.
Запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятие и занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта должностным лицам органов Государственной власти и Государственного управления, а также другим служащим государственного аппарата. Сотрудникам правоохранительных органов запрещается заниматься некоторыми видами деятельности[3].
Что касается использования труда других граждан, индивидуальный предприниматель имеет право привлекать их на основе договоров гражданско-правового характера (договоры подряда, поручения и комиссии содержаться в ГР РФ, ч.2[4].
Государственная регистрация предпринимательской деятельности без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в органах юстиции в порядке, который должен определяться законом о регистрации юридических лиц.
Государственная регистрация утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом[1], либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя[2].
Отказ в регистрации возможен, но допускается только в случаях несоответствия состава представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям Положения. Уведомление об отказе в государственной регистрации также в 15-дневный срок со дня предоставления документов на регистрацию направляется заявителю в письменной форме за подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, и с обязательным указанием всех документов или сведений, предусмотренных Положением, но не представленных заявителем[3].
Отказ в государственной регистрации предпринимателей может быть обжалован в арбитражном суде[4].
Необходимо отметить, что предприниматель вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации.
Занятие некоторыми видами деятельности (например, производство лекарств, перевозка грузов, образовательная деятельность, организация и проведение местных лотерей и мн. другое) требует у предпринимателя лицензии или квалификационного аттестата[5]. Но отсутствие их на момент регистрации не может являться причиной отказа в регистрации. Исключение составляет лишь работа в качестве частного детектива – здесь лицензия должна быть выдана до регистрации гражданина в качестве предпринимателя[6].
Одним из главных условий начала предпринимательской деятельности тех видов, которые подлежат лицензированию, является наличие лицензии. Лучше не начинать своей деятельности, не получив лицензии, поскольку за такое нарушение в законодательстве предусмотрены применения санкций в виде штрафов и административного ареста активов.
Лицензией называется официальный документ, который разрешает предпринимателю осуществлять указанную в ней деятельность в течение установленного лицензией срока, а также определяет условия ее осуществления. Решение о выдаче лицензии (или отказе в этом) должно быть принято в течение тридцати дней со дня получения заявления от предпринимателя с полным комплектом документов (регистрационное удостоверение, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом почтового органа)[7]. Если необходимо провести экспертизу для оформления лицензии, то решение об этом предпринимается в 15-дневный срок после получения данных экспертизы, но не позднее, чем 60 дней со дня подачи заявления. Возможен вариант, когда экспертиза затруднена, и тогда срок принятия решения о выдаче лицензии (отказе) может быть продлен на 30 дней руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут служить следующие причины:
наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям необходимым для осуществления данного вида деятельности условиям безопасности[1].
Лицензия теряет юридическую силу, если у предпринимателя закончился срок действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае изменения паспортных данных, утраты лицензии, лицензиат обязан в 15-дневный срок подать соответствующее заявление о переоформлении лицензии[2].
Условием торгового предпринимательства являются непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг. Коммерческое (торговое) предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги.
Предпринимательство может проявляться в любой хозяйственной организации. Оно может быть даже на государственном предприятии. Однако здесь инициатива руководителя хозяйства может быть подавлена рамками жестких приказов и инструкций (указаний) вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для жизни человека нужен кислород, так и для бизнесмена важна экономическая свобода его хозяйственной деятельности.
Экономическая свобода - это экономическое поведение субъектов хозяйствования при выборе форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ. Она реализуется на базе законодательных государственных форм; неотделима от экономической ответственности граждан.
Экономическая свобода предпринимательской деятельности в современном понимании предполагает свободу производить, торговать. сберегать, инвестировать, пользоваться созданным и заработанным, устанавливать контакты с отечественными и иностранными производителями, использовать любые денежные единицы по взаимному согласию участвующих в контракте сторон.
Предпринимательство в Тульской области
1. Региональная программа развития малого предпринимательства.
Принята постановлением губернатора Тульской области от 04.02.00 г. № 33 “Об областной программе “Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2000 год”.
Программа составлена в соответствии с Федеральной программой “Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы”, одобренной Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 и Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 апреля 2000 г. № 298-III ГД.
Оценка состояния малого предпринимательства, основанная на данных на 01.10. 00 г., полученных от Тульского областного комитета государственной статистики и органов местного самоуправления муниципальных образований Тульской области, свидетельствует о достижении основных целей Программы, а именно:
рост занятых в малом предпринимательстве в целом (в малых предприятиях: на постоянной основе, по совместительству и по договорам подряда, а также предпринимателей без образования юридического лица) - на 0,5 %, в том числе (без учета физических лиц, на которых не распространяется статистический учет) в промышленности на 1,8 % , строительстве - на 10 %, в оптовой торговле - на 7 %, на транспорте - на 3 % . Всего создано 335 рабочих мест. Одновременно отмечено уменьшение количества занятых в розничной торговле на 6 %, сельском хозяйстве на 16 % и, что особенно тревожно, в науке и научном обслуживании - на 2 %;
увеличился объем реализации малыми предприятиям товарной продукции, работ и услуг; на 01.01.2001 года он составил 4661,3 млн.руб., что в фактических ценах на 59,3 % больше, чем в 1999 году. Наибольший рост отмечен в медицинской промышленности (в 3.9 раза) и в производстве строительных материалов (в 2,1 раза). Доля малых предприятий в общем объеме выпуска товаров и услуг в целом по области составила около 10 %, в том числе, в промышленности - 3,3 %, в строительстве - 34,3 %. Оборот малых предприятий розничной торговли (без учета предпринимателей без образования юридического лица) - 16,4 %, а общественного питания - 14,7 % от общего по области;
темп роста прибыли в целом по малому предпринимательству -182,5 %, наиболее прибыльные отрасли: строительство, оптовая и розничная торговля, связь; в целом прибыльна промышленность. На 6 % в среднем снизились затраты на производство единицы продукции. Убыток зафиксирован в сельском хозяйстве, ЖКХ и общественном питании;
темп роста инвестиций в основной капитал 210 %; доля малых предприятий в общем объеме инвестиций по области - 2,1 %, прирост промышленного производства по кругу малых предприятий 46 % против среднего по области - 15,5 %;
сумма налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, по данным, полученных от муниципальных образований на 01.01.2001 г. - 843,9 млн.руб., в том числе в территориальный бюджет - 530,6 млн.руб. и в федеральный бюджет - 313,3 млн.руб.; темп роста налоговых поступлений в территориальный бюджет - 147,9 %, в федеральный - 168 %;
на 01.01.2001 г. действуют: Закон Тульской области № 152-ЗТО "О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Тульской области", Законы Тульской области № 183-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", № 160-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности"; постановления губернатора Тульской области; от 26.10.99 г. № 406 "О порядке финансирования расходов областного бюджета, предусмотренных на поддержку развития рыночной инфраструктуры Тульской области"; от 04.02.2000 г. № 33 "Об областной программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области на 2000 год"; от 20.03.2000 г. № 96 "О порядке реализации регионально значимых инвестиционных проектов в 2000 году", от 13.07.00 г. № 254 “О внесении изменений и дополнений в постановление губернатора Тульской области: от 26.10.99 г. № 406 "О порядке финансирования расходов областного бюджета, предусмотренных на поддержку развития рыночной инфраструктуры Тульской области"; от 26.07.2000 г. № 265 "Об образовании Общественного Совета по малому предпринимательству при губернаторе Тульской области"; от 18.12.00 г. № 450 “О создании Реестра субъектов малого предпринимательства Тульской области”;