Правовые основы сертификации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение правовых основ сертификации продукции в целом.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
1) раскрыть понятие и охарактеризовать сертификацию продукции в РФ;
2) проанализировать создание правовых основ сертификации продукции;
3) охарактеризовать нормативно-методическое обеспечение сертификации в РФ;

Оглавление

Введение ……………………………………………………..
1 Общая характеристика сертификации продукции…………………………………………….
1.1 Понятие сертификации продукции ………………….
1.2 Виды сертификации продукции …………………….
2 Создание правовых основ сертификации продукции………………………………………………
3 Нормативно – методическое обеспечение сертификации …………………………………………
Заключение ……………………………………………
Список использованных источников.………………
Приложения …………………………………………..

Файлы: 1 файл

она самая.docx

— 81.25 Кб (Скачать)

Орган по сертификации выполняет следующие функции:

- сертифицирует  продукцию (услуги), выдает сертификат  и лицензии на применение знака  соответствия;

- осуществляет  инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (услугой);

- приостанавливает  либо отменяет действие выданных  им сертификатов;

- представляет  заявителю необходимую информацию.

ОС несет  ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата  соответствия, за соблюдение правил сертификации.

Также существуют правила сертификации:

1. В качестве ОС или ИЛ допускаются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензии на проведение работ по сертификации.

2. Аккредитацию  ОС и ИЛ организует и осуществляет  Госстандарт России, федеральные  органы исполнительной власти  в пределах своей компетенции  на основе результатов их аттестации, как правило, комиссиями. Результаты  аккредитации оформляют аттестатом  аккредитации.

3. Если  в системе аккредитации несколько  ОС одной и той же продукции  (услуги), то заявитель вправе  провести сертификацию в любом  из них.

4. Сертификация  отечественной и импортируемой  продукции проводится по одним  и тем же правилам.

5. Сертификаты  и аттестаты аккредитации в  системах обязательной сертификации  вступают в силу с даты их  регистрации в Государственном  реестре. Государственный реестр  содержит сведения о ЦОСС, ОС, ИЛ, утвержденных системах сертификации однородной продукции (группы услуг), знаках соответствия, аттестованных экспертах, документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации.

6. Официальным  языком является русский. Все документы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляются на русском языке.

7. При  возникновении спорных вопросов  в деятельности участников сертификации  заинтересованная сторона может  подавать апелляцию в ОС, ЦОСС, Федеральное агентство по техническому  регулированию и метрологии, другие федеральные органы, проводящие работы по сертификации. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ по сертификации, применению знаков соответствия, выдачи и отмены сертификатов и аттестатов аккредитации.

8. Сертификация  проводится по схемам, установленным  системами сертификации однородной  продукции или группы услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОЗДАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

 

Во второй половине 1991 г. в Российской Федерации  проводилась активная работа по разработке Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», который был  принят Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 г.

В законе предусматривалась обязательная сертификация товаров (услуг, работ), на которые в  законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда  имуществу потребителей, а также  средств, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья потребителей (п. 5. Ст. 5).

Постановлением  Верховного Совета «О введение в действие Закона РФ «О защите прав потребителей»  пункт 5 статьи 5 Закона, устанавливающий  обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), вводился в действие с 1 мая 1992 г.

В соответствии с поручением Верховного Совета, правительство  приняло постановление от 22 июля 1992 г. № 508 «О поэтапном введении в 1992 г. обязательной сертификации товаров (работ, услуг)», которым был утвержден  Порядок подтверждения безопасности товаров (работ, услуг) изготовителем (исполнителем, продавцом) в 1992г. и номенклатура производимых в Российской Федерации и ввозимых на ее территорию товаров, подлежащих подтверждению сертификации безопасности с 1 сентября 1992 г.

В связи  с отсутствием аккредитованных  органов по сертификации и испытательных  лабораторий (центров) Порядком в 1992 г. предусматривалась упрощенная схема  подтверждения безопасности изготовителем  товаров (работ, услуг) посредством  заявления-декларации.

Предусматривалась система контроля, которая должна была обеспечивать изоляцию дефектных  товаров, своевременную проверку и  аттестацию средств измерений, регистрацию, учет, анализ и профилактику дефектных  товаров.

На органы государственного контроля возлагалась  проверка наличия заявления-декларации, полноты заявленных требований безопасности, правильности маркировки товаров. В  номенклатуру производимых в Росси  и ввозимых на ее территорию товаров, безопасность которых подлежала  подтверждению с 1 сентября 1992 г., вошли  товары для детей, продукты питания, товары народного потребления, контактирующие с пищевыми продуктами и питьевой водой, товары бытовой химии, парфюмерия и косметика, ядохимикаты и т.д.

Закон РФ «О защите прав потребителей», установивший обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), поставил новые задачи перед  Госстандартом России.

10 июня 1993 г. Закон РФ «О сертификации  продукции и услуг» был принят  Верховным Советом и стал новым  фактором дальнейшего развития  сертификации в стране.

В 1993 г. были приняты законы Российской Федерации  «Об обеспечении единства измерений» (27 апреля 1993 г.) и «О стандартизации» (10 июня 1993 г.). Они установили правовое, нормативное и метрологическое  обеспечение сертификации в стране.

Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» сфера государственного метрологического контроля и надзора распространена на обязательную сертификацию продукции  и услуг, на испытания и контроль качества продукции в целях определения  соответствия обязательным требованиям  государственных стандартов (статья 13).

Законом РФ «О стандартизации» к нормативным  документам по стандартизации, действующим  на территории страны, отнесены: государственные  стандарты РФ международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийский классификаторы технико-экономической информации, стандарты отраслей и др.

В целях  развития национальной системы аккредитации Госстандартом в рамках государственной  системы стандартизации Российской Федерации принят комплекс государственных  стандартов «Система аккредитации в  Российской Федерации» серии 51000. Приняты  также государственные стандарты  серии 40000 в области сертификации систем качества и производства.

Принятие  Закона РФ «О сертификации продукции  и услуг» стимулировало законотворческую работу в области сертификации. В 1993-1998 гг. было принято свыше 30 законодательных актов Российской Федерации по разным отраслям народного хозяйства, в которых вводится обязательная сертификация продукции и услуг.

Так, постановлением Правительства от 26 июня 1995 г. № 608 утверждено «Положение о сертификации средств  защиты информации»; Министерством  транспорта РФ приказом от 19.07.95 г. утверждено «Положение о системе сертификации на воздушном транспорте РФ»; Министерством  внутренних дел РФ приказом от 28.03.96 г. утверждены «Правила сертификации продукции  и услуг в области пожарной безопасности» и «Порядок сертификации продукции и услуг в области  пожарной безопасности в РФ».

Закон РФ «О защите прав потребителей» активно  работал почти четыре года, а создание в соответствии с ним и другими  законодательными актами система сертификации развивается и охватывает все  более число сфер экономической  жизни страны. Однако опыт практического  применения Закона в условиях развивающейся  рыночной экономики привел к необходимости  его изменения и внесения в  него дополнений.

Государственной Думой был разработан и принят 17 ноября 1999 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях». Но это тема для отдельной работы.

По состоянию  на июль 1998 года в Госстандарте России зарегистрировано 15 самостоятельных  систем обязательной сертификации однородной продукции Системы ГОСТ Р и 82 самостоятельные системы добровольной сертификации продукции и услуг. Деятельность по созданию систем обязательной и добровольной сертификации продолжалась.

Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной  организацией. В качестве национального  органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт  России. Помимо государственных форм контроля за безопасностью и качеством  продукции, в условиях формирующегося рынка развиваются и другие параллельные формы этой деятельности, в частности  система сертификации биржевых товаров. Для разработки и практической реализации этой системы создано АО «Сертификация  биржевых товаров».

Добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции  только по инициативе ее изготовителей. В этом случае они вправе сертифицировать  свою продукцию на соответствие любым  требованиям НТД, в том числе  зарубежной.

Данный вид сертификации может  дать очень многое для повышения  конкурентоспособности продукции.

Самостоятельная система сертификации продукции (самосертификация) создается  самим предприятием – изготовителем  продукции. При этом сертификаты  на изделия выдает само предприятие  строго под свою ответственность. По существу самосертификация является заявлением изготовителя о соответствии его  продукции и производства требованиям  НТД.

Региональная международная система  сертификации продукции создается  на уровне некоторых стран одного региона. Например, в рамках Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.

Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной  международной организацией.

Обязательная система создается  для продукции, на которую в НТД  должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовывать продукцию, но и производить ее.

Система сертификации продукции третьей  стороной создается сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и  подтверждает соответствие выпускаемой  изготовителем продукции и проводимых им мероприятий требованиям НТД. Очень важно в данной ситуации для проведения сертификации продукции  иметь хорошо оснащенные испытательные  центры, лаборатории (стенды).

Последовательная реализация основ  отечественного законодательства в  области сертификации продукции  и услуг, активизация деятельности правительственных и неправительственных  организаций в этом направлении  предопределили формирование в стране организационно-технического механизма  проведения сертификации в законодательно-обязательной и добровольной сферах; позволили  приступить к осуществлению координации  деятельности федеральных органов  исполнительной власти в области  обязательной сертификации с целью  реализации государственной политики.

 

 

 

 

 

 

  1. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ

 

 

Проведение  и развитие сертификации невозможно без применения большого числа основополагающих документов – правовых, методических, технических. В Российской Федерации  более 250 нормативных документов общего назначения, распространяющихся на обязательную и добровольную сертификацию. В дополнение к этому многочисленную нормативно-техническую базу конкретных систем сертификации составляют стандарты (нормы) на продукцию, услуги, методы испытаний, условия хранения и транспортирования и т.д.

Государственная система стандартизации (ГСС) в России предполагает разделение стандартов на категории и виды. Категория определяет сферу распространения стандарта. Государственный стандарт (ГОСТ) обязателен к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями, если область их деятельности попадает под  его требования. Обязательная сертификация силу того, что она контролируется государством, проводится, как правило, на соответствие положениям ГОСТов. Отраслевой стандарт (ОСТ) распространяется на конкретную отрасль промышленности и сферы  услуг. На соответствии ОСТам может  проводиться добровольная сертификация. Стандарты предприятия (СТП) устанавливают  требования к методам и процессам, применяемым в органах по сертификации и аккредитации, а также в испытательных  лабораториях.

В зависимости  от содержания различают стандарты  на технические условия, технические  требования, параметры и (или) размеры, методы и процессы, термины и обозначения, документацию. Для стандартов, не относящихся  к определенной продукции, в том  числе для стандартов общетехнических  и организационно-методических, ГСС  видов не устанавливается. К таким  стандартам относятся стандарты  общих норм, методов расчета и проектирования, стандарты систем классификации и документации, стандарты единиц физических величин, общие требования к продукции, поставляемой для различных климатических условий эксплуатации, требований по безопасности, охране природы, сортности продукции и др.

Информация о работе Правовые основы сертификации продукции