Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение правовых основ сертификации продукции в целом.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
1) раскрыть понятие и охарактеризовать сертификацию продукции в РФ;
2) проанализировать создание правовых основ сертификации продукции;
3) охарактеризовать нормативно-методическое обеспечение сертификации в РФ;
Введение ……………………………………………………..
1 Общая характеристика сертификации продукции…………………………………………….
1.1 Понятие сертификации продукции ………………….
1.2 Виды сертификации продукции …………………….
2 Создание правовых основ сертификации продукции………………………………………………
3 Нормативно – методическое обеспечение сертификации …………………………………………
Заключение ……………………………………………
Список использованных источников.………………
Приложения …………………………………………..
Нормативное обеспечение сертификации складывается из двух комплексов документов:
В настоящее время принято более 20 Законов Российской Федерации, вводящих обязательную сертификацию. Однако из-за недостаточно широкого обсуждения этих законов на стадии проектов, проведения через них ведомственных интересов, некомпетентности в ряде случаев лиц, готовящих проекты законов, и других причин существующее законодательство имеет серьезные недостатки, приведшие к негативным последствиям в деятельности по сертификации.
В большинстве случаев указанные законы содержат лишь общую норму о введения обязательной сертификации, не определяя при этом те вопросы, без которых невозможна организация деятельности по сертификации и которые должны быть, установлены только на законодательном уровне:
- не очерчивается
четко область действия
- не всегда
оговаривается федеральный
- не определяются требования, на соответствия которым должна проводится обязательная сертификация, и виды нормативных документов, которые могут содержать эти требования;
- не определяется знак соответствия, свидетельствующий о праве доступа товара на рынок.
Такая ситуация лихорадит промышленность, которая не имеет четкого представления, к чему готовиться, и не дает возможности реально организовать сертификацию там, где она действительно нужна обществу.
В некоторых
случаях разные законы вводят обязательную
сертификацию одной и той же продукции.
Это также вносит неопределенность
для промышленности и торговли, создает
трудности в прохождении
Большие проблемы возникают при проведении сертификации средств производства в соответствии с Основами законодательства «Об охране труда», а также Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», так как здесь правовой нормой является запрет ввода в эксплуатацию оборудования без сертификата, а не запрет продажи.
Решение этих проблем предполагает проведение комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности сертификации и созданию условий для перехода к механизму подтверждения соответствия.
Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практическом опыте и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
В России нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории: государственные стандарты РФ - ГОСТ Р; отраслевые стандарты - ОСТ; технические условия - ТУ; стандарты предприятия и объединения - СТП; стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО; общероссийские классификаторы. Рассмотрим их подробнее.
Государственный
стандарт — основная категория стандартов
в СССР, сегодня межгосударственный стандарт в
Принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС).
Таблица 2. Система сертификации ГОСТ Р
Номер схемы |
Испытания в аккредитованных |
Проверка производства (системы качества) |
Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства) |
1 |
Испытания типа [*] |
- |
- |
1a |
Испытания типа |
Анализ состояния производства. |
- |
2 |
Испытания типа |
- |
Испытания продукции, взятой у продавца. |
2a |
Испытания типа |
Анализ состояния производства. |
Испытания продукции, взятой у продавца. Анализ состояния производства. |
3 |
Испытания типа |
- |
Испытания продукции, взятой у изготовителя |
3a |
Испытания типа |
Анализ состояния производства. |
Испытания продукции, взятой у изготовителя. Анализ состояния производства. |
4 |
Испытания типа |
- |
Испытания продукции, взятой у продавца. Испытания продукции, взятой у изготовителя. |
4a |
Испытания типа |
Анализ состояния производства. |
Испытания продукции, взятой у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства. |
5 |
Испытания типа |
Сертификация производства или сертификация системы качества |
Контроль сертифицированной |
6 |
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами. |
Сертификация системы качества |
Контроль сертифицированной |
7 |
Испытания партии продукции. |
- |
- |
8 |
Испытания каждого образца. |
- |
- |
9 |
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами. |
- |
- |
9a |
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами. |
Анализ состояния производства. |
- |
10 |
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами. |
- |
Испытания продукции, взятой у продавца и (или) у изготовителя. |
10a |
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами. |
Анализ состояния производства. |
Испытания продукции, взятой у продавца и (или) у изготовителя. Анализ состояния производства. |
В советские времена все стандарты являлись обязательными для применения в тех областях, которые определялись преамбулой самого стандарта. В Российской Федерации Федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи, с чем все стандарты должны утратить обязательный характер и применяться добровольно. До 1 сентября 2011 в период до принятия соответствующих технических регламентов закон предусматривал обязательное исполнение требований стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. C 1 сентября 2011 все нормативные правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования, не включенные в перечень обязательных, имеют добровольное применение.
На официальном сайте Росстандарта был открыт бесплатный доступ к стандартам и изменениям стандартов, вновь принятым за период с января 2006 года по настоящее время (содержит не все тексты), документы представлены в графической копии низкого разрешения, с «водяными знаками» и защитой от копирования.
Отраслевой стандарт (ОСТ) — устанавливается на те виды продукции, нормы, правила, требования, понятия и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения качества продукции данной отрасли. Обычно в виде ОСТов оформляются типовые ситуации, которые после дальнейшей практической проверки и подтверждения своей важности служат основой для выпуска соответствующего ГОСТа.
Объектами отраслевой стандартизации
в частности могут быть отдельные
виды продукции ограниченного
Отраслевые стандарты
Отраслевой стандарт делится на следующие группы:
Технические условия (ТУ) — это документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа[1]. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.
Согласно стандартам, действующим в России, технические условия должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности:
Технические условия могут являться
нормативным документом, на соответствие
которому проводится сертификация продук
Технические условия могут подлежать регистрации в Госстандарте, согласованию с санэпидемстанцией и, в отдельных, случаях — с пожарными службами, ГосПромНадзором и т. д.
С введением в действие 184-ФЗ "О техническом регулировании" в соответствии со статьей 12 документы в области стандартизации, объект Технические Условия не входит в перечень разрабатываемых нормативных документов в РФ.
Стандарты предприятий (СТП) – нормативный документ, утверждаемый руководителем предприятия, объектом которого является производимая или используемая предприятием продукция, работы и услуги или же составляющие организации и управления производством. Стандарты предприятия могут быть установлены также и для инструментов и технологических приемов производства данной продукции.
Стандарты общественных объединений (СТО) (под общественными объединениями могут пониматься научно—технические или инженерные общества) представляют собой нормативные документы, разрабатываемые для различных инновационных видов продукции, работ и услуг; нетрадиционных методов научных исследований, испытаний экспертизы; новых стратегий управления производством.
Общероссийские
классификаторы технико—
Правила проведения сертификации для
определенной продукции прописаны
в соответствующих