Правовые основы сертификации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение правовых основ сертификации продукции в целом.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
1) раскрыть понятие и охарактеризовать сертификацию продукции в РФ;
2) проанализировать создание правовых основ сертификации продукции;
3) охарактеризовать нормативно-методическое обеспечение сертификации в РФ;

Оглавление

Введение ……………………………………………………..
1 Общая характеристика сертификации продукции…………………………………………….
1.1 Понятие сертификации продукции ………………….
1.2 Виды сертификации продукции …………………….
2 Создание правовых основ сертификации продукции………………………………………………
3 Нормативно – методическое обеспечение сертификации …………………………………………
Заключение ……………………………………………
Список использованных источников.………………
Приложения …………………………………………..

Файлы: 1 файл

она самая.docx

— 81.25 Кб (Скачать)

Нормативное обеспечение сертификации складывается из двух комплексов документов:

    1. Нормативные документы, содержащие требования к продукции, услугам и другим объектам сертификации и способы подтверждения соответствия этим требованиям.
    2. Организационно-методические документы, регламентирующие организационные и процедурные вопросы сертификации. Они могут, как определять порядок функционирования общероссийских систем сертификации, так и быть документами участников систем сертификации. В зависимости от распространения и применения организационно-методических документов они подразделяются на две группы: общероссийские документы систем сертификации (обязательной, добровольной) и документы участников этих систем. Основой для разработки общероссийских документов по сертификации являются соответствующие законодательные акты и нормативные правовые акты правительства Российской Федерации. Их положения развиваются в общих правилах и рекомендациях, которые разрабатываются специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. Основой для разработки систем сертификации является общероссийские документы. Направленность документов устанавливается в соответствии с целями создания системы.

В настоящее  время принято более 20 Законов  Российской Федерации, вводящих обязательную сертификацию. Однако из-за недостаточно широкого обсуждения этих законов на стадии проектов, проведения через  них ведомственных интересов, некомпетентности в ряде случаев лиц, готовящих  проекты законов, и других причин существующее законодательство имеет  серьезные недостатки, приведшие  к негативным последствиям в деятельности по сертификации.

В большинстве  случаев указанные законы содержат лишь общую норму о введения обязательной сертификации, не определяя при этом те вопросы, без которых невозможна организация деятельности по сертификации и которые должны быть, установлены  только на законодательном уровне:

- не очерчивается  четко область действия обязательной  сертификации;

- не всегда  оговаривается федеральный орган  исполнительной власти, ответственный  за организацию сертификации;

- не определяются  требования, на соответствия которым  должна проводится обязательная сертификация, и виды нормативных документов, которые могут содержать эти требования;

- не определяется  знак соответствия, свидетельствующий  о праве доступа товара на  рынок.

Такая ситуация лихорадит промышленность, которая  не имеет четкого представления, к чему готовиться, и не дает возможности  реально организовать сертификацию там, где она действительно нужна  обществу.

В некоторых  случаях разные законы вводят обязательную сертификацию одной и той же продукции. Это также вносит неопределенность для промышленности и торговли, создает  трудности в прохождении сертификации, удорожает процесс сертификации, порой делая его экономически нецелесообразным, а также неоправданно замедляет товарооборот.

Большие проблемы возникают при проведении сертификации средств производства в соответствии с Основами законодательства «Об охране труда», а также Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», так как здесь правовой нормой является запрет ввода в эксплуатацию оборудования без сертификата, а не запрет продажи.

Решение этих проблем предполагает проведение комплекса мероприятий по совершенствованию  деятельности сертификации и созданию условий для перехода к механизму  подтверждения соответствия.

Стандарты основываются на обобщенных результатах  науки, техники и практическом опыте  и направлены на достижение оптимальной пользы для общества. 

В России нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории: государственные стандарты РФ - ГОСТ Р; отраслевые стандарты - ОСТ; технические условия - ТУ; стандарты предприятия и объединения - СТП; стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО; общероссийские классификаторы. Рассмотрим их подробнее.

Государственный стандарт — основная категория стандартов в СССР, сегодня межгосударственный стандарт в СНГ.

Принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС).

Таблица 2.  Система сертификации ГОСТ Р

Номер схемы

Испытания в аккредитованных испытательных  центрах

Проверка производства (системы качества)

Инспекционный контроль сертифицированной  продукции (системы качества, производства)

1

Испытания типа [*]

-

-

1a

Испытания типа

Анализ состояния производства.

-

2

Испытания типа

-

Испытания продукции, взятой у продавца.

2a

Испытания типа

Анализ состояния производства.

Испытания продукции, взятой у продавца. Анализ состояния производства.

3

Испытания типа

-

Испытания продукции, взятой у изготовителя

3a

Испытания типа

Анализ состояния производства.

Испытания продукции, взятой у изготовителя. Анализ состояния производства.

4

Испытания типа

-

Испытания продукции, взятой у продавца. Испытания продукции, взятой у изготовителя.

4a

Испытания типа

Анализ состояния производства.

Испытания продукции, взятой у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства.

5

Испытания типа

Сертификация производства или сертификация системы качества

Контроль сертифицированной системы  качества (производства). Испытания  продукции, взятой у продавца и (или) у изготовителя. [**]

6

Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами.

Сертификация системы качества

Контроль сертифицированной системы  качества.

7

Испытания партии продукции.

-

-

8

Испытания каждого образца.

-

-

9

Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами.

-

-

9a

Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами.

Анализ состояния производства.

-

10

Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами.

-

Испытания продукции, взятой у продавца и (или) у изготовителя.

10a

Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами.

Анализ состояния производства.

Испытания продукции, взятой у продавца и (или) у изготовителя. Анализ состояния  производства.


 

В советские  времена все стандарты являлись обязательными для применения в  тех областях, которые определялись преамбулой самого стандарта. В Российской Федерации Федеральным законом  о техническом регулировании  № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи, с чем все стандарты должны утратить обязательный характер и применяться добровольно. До 1 сентября 2011 в период до принятия соответствующих технических регламентов закон предусматривал обязательное исполнение требований стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. C 1 сентября 2011 все нормативные правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования, не включенные в перечень обязательных, имеют добровольное применение.

На официальном  сайте Росстандарта был открыт бесплатный доступ к стандартам и изменениям стандартов, вновь принятым за период с января 2006 года по настоящее время (содержит не все тексты), документы представлены в графической копии низкого разрешения, с «водяными знаками» и защитой от копирования.

Отраслевой стандарт (ОСТ) — устанавливается на те виды продукции, нормы, правила, требования, понятия и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения качества продукции данной отрасли. Обычно в виде ОСТов оформляются типовые ситуации, которые после дальнейшей практической проверки и подтверждения своей важности служат основой для выпуска соответствующего ГОСТа.

Объектами отраслевой стандартизации в частности могут быть отдельные  виды продукции ограниченного применения, технологическая оснастка и инструмент, предназначенные для применения в данной области, сырье, материалы, полуфабрикаты внутриотраслевого применения, отдельные виды товаров народного потребления. Также объектами могут быть технические нормы и типовые технологические процессы, специфичные для данной отрасли, нормы, требования и методов в области организации проектирования; производства и эксплуатации промышленной продукции и товаров народного потребления.

Отраслевые стандарты обязательны  для всех предприятий и организаций  данной области, а также для предприятий других отраслей (заказчика), принимающих или потребляющих продукцию этой отрасли. Отраслевые стандарты утверждаются министерством (ведомством), являющимся головным (ведущим) в производстве данного вида продукции. Степень обязательности соблюдения требований стандарта отрасли определяется тем предприятием, которое применяет его, или по договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Отраслевой стандарт делится на следующие группы:

  • отраслевые стандарты на транспорт (ОСТ 37.001.417-90 «Фильтры тонкой очистки масла автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей» и т. д.);
  • отраслевые стандарты на гаражное оборудование;
  • отраслевые стандарты на процесс обслуживания;
  • отраслевые стандарты на процесс предпродажной подготовки (ОСТ 37.001.082-92 подготовка предпродажная легковых автомобилей и грузовых автомобилей, автобусов)
  • и другие.

Технические условия (ТУ) — это документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа[1]. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.

Согласно стандартам, действующим  в России, технические условия  должны содержать вводную часть  и разделы, расположенные в следующей  последовательности:

  • технические требования;
  • требования безопасности;
  • требования охраны окружающей среды;
  • правила приемки;
  • методы контроля;
  • транспортирование и хранение;
  • указания по эксплуатации;
  • гарантии изготовителя.

Технические условия могут являться нормативным документом, на соответствие которому проводится сертификация продукции и получение сертификата соответствия. Также технические условия являются основным документом, необходимым для принятия решения уполномоченными службами Роспотребнадзора при санитарно-эпидемиологической оценке отечественной продукции.

Технические условия могут подлежать  регистрации в Госстандарте, согласованию с санэпидемстанцией и, в отдельных, случаях — с пожарными службами, ГосПромНадзором и т. д.

С введением в действие 184-ФЗ "О  техническом регулировании" в  соответствии со статьей 12 документы  в области стандартизации, объект Технические Условия не входит в  перечень разрабатываемых нормативных  документов в РФ.

Стандарты предприятий (СТП)  – нормативный документ, утверждаемый руководителем предприятия, объектом которого является производимая или используемая предприятием продукция, работы и услуги или же составляющие организации и управления производством. Стандарты предприятия могут быть установлены также и для инструментов и технологических приемов производства данной продукции.

Стандарты общественных объединений (СТО)  (под общественными объединениями могут пониматься научно—технические или инженерные общества) представляют собой нормативные документы, разрабатываемые для различных инновационных видов продукции, работ и услуг; нетрадиционных методов научных исследований, испытаний экспертизы; новых стратегий управления производством.

Общероссийские  классификаторы технико—экономической и социальной информации  – нормативные документы, регламентирующие распределение информации согласно установленной классификации. Применение данного типа нормативных документов является обязательным для создания Государственных информационных систем и информационных ресурсов.

Правила проведения сертификации для  определенной продукции прописаны  в соответствующих постановлениях Госстандарта:

  • Постановление Госстандарта РФ от 16 июля 1999 г. N 36 «О Правилах проведения сертификации электрооборудования» с изменениями от 3 января 2001г.)
  • Постановление Госстандарта РФ от 3 декабря 1999 г. N 61 «Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации химической продукции» с изменениями от 24 июня 2002г.)
  • Постановление Госстандарта РФ от 6 февраля 2001 г. N 13 «Об утверждении Правил сертификации продукции текстильной и легкой промышленности»
  • Постановление Госстандарта РФ от 18 сентября 1997 г. N 28 «О принятии и введении в действие Правил проведения сертификации табака и табачных изделий» (с изменениями от 18 июня 2002 г.)
  • Постановление Госстандарта РФ от 19 июня 2000 г. N 34 «Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты»
  • Постановление Госстандарта РФ от 3 мая 2000 г. N 25 «Об утверждении документа «Правила сертификации производственного оборудования»
  • Постановление Госстандарта РФ от 10 мая 2000 г. N 26 «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» (с изменениями от 5 июля 2002 г.)
  • Постановление Госстандарта РФ от 27 октября 1997 г. N 30 «Об утверждении и введении в действие «Правил проведения сертификации посуды» «( с изменениями от 29 мая 2001 г., 12 августа 2002 г.)
  • Постановление Госстандарта РФ от 30 июля 1997 г. N 16 «Об утверждении «Правил сертификации пиротехнической продукции» (с изменениями от 11 апреля 2000 г.)
  • Постановление Госстандарта РФ от 2 февраля 2001 г. N 11 «Об утверждении и введении в действие Правил по проведению сертификации парфюмерно-косметической продукции» (с изменениями от 18 июня 2002 г.)
  • Постановление Госстандарта РФ от 28 февраля 2000 г. N 12 «Об утверждении Правил проведения сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий».

Информация о работе Правовые основы сертификации продукции