Правовые основы сертификации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение правовых основ сертификации продукции в целом.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
1) раскрыть понятие и охарактеризовать сертификацию продукции в РФ;
2) проанализировать создание правовых основ сертификации продукции;
3) охарактеризовать нормативно-методическое обеспечение сертификации в РФ;

Оглавление

Введение ……………………………………………………..
1 Общая характеристика сертификации продукции…………………………………………….
1.1 Понятие сертификации продукции ………………….
1.2 Виды сертификации продукции …………………….
2 Создание правовых основ сертификации продукции………………………………………………
3 Нормативно – методическое обеспечение сертификации …………………………………………
Заключение ……………………………………………
Список использованных источников.………………
Приложения …………………………………………..

Файлы: 1 файл

она самая.docx

— 81.25 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  
профессионального образования

«Уральский государственный экономический  университет»

 

кафедра права

 

 

 

 

 

 

ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Курсовая  работа по предпринимательскому праву

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Елизавета Сергеевна Кулешова

Студент Центра дистанционного образования

гр. ЭПБп-08 Арм

_______________________________

              (подпись)

Научный руководитель Троценко О.С. к.ю.н., доцент

_______________________________

(подпись)

 

Предварительная оценка________

Дата  защиты__________________

Оценка_______________________

 

Екатеринбург, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………..

3

1

Общая характеристика сертификации продукции…………………………………………….

5

1.1

Понятие сертификации продукции ………………….

5

1.2

Виды сертификации продукции  …………………….

12

2

Создание правовых основ  сертификации продукции………………………………………………

21

3

Нормативно – методическое обеспечение сертификации …………………………………………

26

 

Заключение ……………………………………………

36

 

Список использованных источников.………………

37

 

Приложения …………………………………………..

39


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  выбранной темы исследования обусловливается  рядом обстоятельств:

во-первых, сертификация   продукции   и   услуг   стала    обязательной.    Она рассматривается  как  официальное  подтверждение  качества   и   во   многом определяет   конкурентоспособность   продукции,   а   значит   и    развитие производства, его рентабельность и эффективность;

во-вторых, с помощью сертификации осуществляется контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

в-третьих, сертификация создает условия для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Целью курсовой работы является рассмотрение правовых основ сертификации продукции в целом.

Исходя  из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:

1) раскрыть понятие и охарактеризовать сертификацию продукции в РФ;

2) проанализировать  создание правовых основ сертификации продукции;

3) охарактеризовать нормативно-методическое обеспечение сертификации в РФ;

Объект исследования – сертификация продукции в РФ.

Предмет – общая характеристика, создание правовых основ и нормативно-методическое обеспечение сертификации продукции.

Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных  и зарубежных авторов, посвященные сертификации, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.

Курсовая  работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников. Содержание работы изложено на 39 страницах машинописного текста, и включает 1 рисунок, 2 таблицы. Список литературы состоит из 22 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

 

 

    1. ПОНЯТИЕ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

 

Дословный перевод термина «сертификация» - «Я подтверждаю». Любая сертификация - это подтверждение соответствия объекта сертификации предъявленным к нему требованиям. В процессе сертификации можно выделить следующие элементы (см. таблицу 1)

 

Таблица 1. Элементы процесса сертификации

 

Элемент

Роль

Объект сертификации

Объект, свойства которого подтверждаются

Заказчик

Хозяин объекта сертификации, государство  или третье лицо, потребовавшее проведение сертификации.

Цель сертификации

Зачем проводится сертификация? Как  будут использованы ее результаты?

Требования

Перечень свойств объекта сертификации, наличие которых подтверждается в процессе сертификации. Требования могут быть определены законодательно или предъявлены Заказчиком.

Орган сертификации

Государственное учреждение или частная  фирма, проводящая сертификацию

Схема сертификации

Правила проведения сертификации, включающие перечень подтверждаемых требований, методику их контроля и подтверждения, а также вид и юридический статус выдаваемого документа.

Сертификат

Документ, выдаваемый органом сертификации, подтверждающий соответствие объекта сертификации, предъявленным к нему требованиям.


 

Термин  «сертификация» впервые был сформулирован  и определен Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО) международной  организации по стандартизации (ИСО) и включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК2) версии 1982 г. Согласно этому документу, сертификация определялась как действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие ли услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам. Данное определение положено в основу понятия сертификации соответствия, принятого сегодня в системе сертификации ГОСТ в Российской Федерации. В настоящее время под сертификацией соответствия понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Ведущие экономические державы начали развивать  процессы сертификации в 20-30-е годы нашего столетия. Сертификация продукции  в Российской Федерации, а до этого  в ССР, начала развиваться в 1979 г., после постановления ЦК КПСС и  Совета Министров СССР «Об улучшении  планирования и усиления воздействия  хозяйственного механизма на повышение  эффективности производства и качества работы».

Сертификация  продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98))

Система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе (Правила по проведению сертификации в Российской Федерации).

Системы сертификации формируются на национальном (федеральном), региональном и международном  уровнях.

В нашей  стране системы сертификации создаются  специально уполномоченными на это  федеральными органами исполнительной власти — Федеральным агентством по техническому регулированию и  метрологии, Министерством здравоохранения  РФ, Государственным комитетом РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи) и пр. В дальнейшем изложение темы будет основано преимущественно  на примере системы сертификации, возглавляемой Федеральным агентством по техническому регулированию и  метрологии «Системы сертификации ГОСТ Р», которая охватывает товары народного потребления и услуги (работы) населению.

Сертификат  соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Декларация  о соответствии — документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Знак  соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Сертификация  направлена на достижение следующих  целей:

- содействие  потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);

- защита  потребителя от недобросовестности  изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроль  безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждение  показателей качества продукции  (услуги, работы), заявленных изготовителем  (исполнителем);

- создание  условий для деятельности организаций  и предпринимателей на едином  товарном рынке России, а также  для участия в международном  экономическом, научно-техническом  сотрудничестве и международной  торговле.

При проведении сертификации необходимо руководствоваться  следующими принципами.

1. Законодательная основа сертификации. (Деятельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и других нормативных актах.)

2. Открытость системы сертификации. (В работах по сертификации участвуют предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности (в том числе других стран), признающие и выполняющие ее правила.)

3. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами. (Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тесного взаимодействия с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран.)

4. Открытость и закрытость информации. (При сертификации должно осуществляться информирование всех ее участников — изготовителей, потребителей, органов по сертификации, а также всех других заинтересованных сторон — общественных организаций, предприятий, отдельных лиц — о правилах и результатах сертификации. С другой стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.)

Существенной функцией сертификации считается защита национального рынка от иностранных недобросовестных конкурентов. Вместе с тем сертификация оказывает существенное влияние на расширение международного финансового сотрудничества. Образовавшиеся в течение десятилетий отличия в национальных стандартах и процедурах проведения сертификации преобразились в так называемые технические препятствия для международной торговли, снятие которых считается одним из обязательных критериев приема России в ВТО.     

Эффект от проведения сертификации товаров и услуг носит социально-экономический  характер. В общественной сфере сертификация гарантирует защиту здоровья и жизни  населения, является существенным элементом  системы охраны окружающей среды. В  Соединённых Штатах и Западной Европе обеспечение безопасности покупателя стало важной задачей социальной политики, нацеленной на повышение  качества жизни населения страны. В «Белой книге» Комиссии ЕС (1985), посвященной  программным вопросам стратегии  создания общего европейского рынка, подчеркивалось, что гармонизация законодательства государств Европейского экономического сообщества обязана быть нацелена на установление требований в отношении  охраны здоровья и безопасности, охраны интересов покупателей и окружающей среды. В 1985 г. Генеральная Ассамблея  ООН приняла документ «Руководящие принципы защиты интересов потребителей». Все это стало в значительной мере итогом борьбы потребительских сообществ за безопасность потребителя, оказало влияние на создание, например в рамках ЕС, гибкой системы подтверждения соответствия.     

Финансовым результатом сертификации, регулирования сохранности и  качества товаров и услуг считаются  более полное удовлетворение потребностей рядового потребителя, снижение издержек потребления или затрат на производство продукции, увеличение сбыта и как  следствие увеличение прибыли производителя  или же издержек расходов покупателя. На уровне общества в итоге осуществление  сертификации проявляет себя в виде значительного роста поступлений  в государственный бюджет за счет повышения налоговой базы и поступлений  таможенных сборов, также сокращения затрат госбюджета в связи с уменьшением  средств, выделяемых на здравоохранение, выплату пособий по нетрудоспособности, расходов на содержание медучреждений  и др.     

Информация о работе Правовые основы сертификации продукции