Понятия «предпринимательство» и «предприниматель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:28, реферат

Краткое описание

Под экономической активностью понимается целесообразная деятельность, предполагающая получение дохода в обмен на совершаемые действия. Существует две формы индивидуальной экономической активности:
выполнение действий, определяемых работодателем в качестве наемного работника;
организация производственного процесса в качестве предпринимателя.
Предприниматель – это организатор нового производства; человек, чья экономическая активность строится на самоорганизации.
Предпринимательство соответственно является видом экономической активности, основанной на самоорганизации.

Файлы: 1 файл

Понятия.docx

— 53.05 Кб (Скачать)

Изменившаяся концепция правового  содержания государственной регистрации  не отменяет принцип последующего контроля за соблюдением законности. Так, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации коммерческой организации в случае нарушения при создании организации требований нормативных актов, носящих неустранимый характер, или в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных правовых актов (п.2 ст.25 названного Закона и п.2 ст.61 ГК РФ).

Несмотря на положение о возможности  отказа в регистрации в случае нарушения порядка образования  коммерческой организации (п.1 ст.51 ГК РФ) как важного элемента принципа законности судебная практика пошла по пути признания  недействительной уже совершенной  регистрации юридического лица. В  связи с этим, как следствие  принятия такого рода судебных решений, на практике возник вопрос о действительности сделок, заключенных от имени такого лица. Данный вопрос имеет важное значение для кредиторов такого лица, которым было отказано в исполнении обязательств по мотивам признания недействительности государственной регистрации. Возникающие разногласия между кредиторами и должниками были разрешены Президиумом ВАС РФ, который указал, что правоспособность юридического лица прекращается только в случае завершения его ликвидации, т.е. с момента внесения об этом записи в государственный реестр (п.3 ст.49, п.2 ст.51, п.8 ст.63 ГК РФ). Следовательно, признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.

Государственный реестр является федеральным  информационным  ресурсом и содержит сведения о юридическом лице и его учредительные документы. Сведения, содержащиеся в реестре, делятся на следующие категории:

- основные реквизиты коммерческой  организации (фирменное наименование, адрес, размер уставного капитала, идентификационный номер налогоплательщика);

- сведения о правовом статусе  коммерческой организации (отражение  фактов создания, реорганизации  и ликвидации; способ образования  и прекращения, организационно-правовая  форма; сведения о полученных  лицензиях);

- сведения об учредителях;

- сведения о лице, имеющем право  без доверенности действовать  от имени коммерческой организации  (например, лицо, выполняющее функции  единоличного исполнительного органа  общества, кооператива, унитарного  предприятия, или лицо, которому  поручено ведение дел товарищества).

Все вышеназванные сведения позволяют  кредиторам и заинтересованным органам  власти установить связь с коммерческой организацией, определить полномочия лиц на подписание сделок, привлечь к ответственности коммерческую организацию или ее учредителей. Достоверность сведений обеспечивается самой коммерческой организацией, которая  несет ответственность за своевременное  сообщение регистрирующему органу указанных выше сведений при их изменении.

Информация из реестра предоставляется  в форме выписок из реестра, копий  документов из регистрационного дела и справок об отсутствии запрашиваемой  информации (если сведения о лице в  реестре  отсутствуют).

Под лицензированием понимается деятельность государства в лице лицензирующих  органов по выдаче, приостановлению  или аннулированию лицензий, а  также по осуществлению надзора  за соблюдением их условий. Некоторые  виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в ст. 17 Закона о лицензировании. Другие виды деятельности (биржевая, банковская, нотариальная, страховая, телекоммуникационная, внешнеэкономическая, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг  и др.) регулируются другими федеральными законами.

Основными принципами осуществления  лицензирования в соответствии с  Законом о лицензировании являются:

- обеспечение единства экономического  пространства на территории РФ;

- установление единого перечня  лицензируемых видов деятельности;

- установление единого порядка  лицензирования на территории  РФ;

- установление лицензионных требований  и условий положениями о лицензировании  конкретных видов деятельности;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдение законности при  осуществлении лицензирования.

Условия лицензии включают, прежде всего, количественные показатели, технические  параметры, временные, территориальные  и иные границы осуществления  лицензируемого вида деятельности. Другие условия могут относиться к самому предпринимателю и содержать  перечень полномочий, составляющих его  компетенцию по осуществлению лицензируемого вида деятельности. В отношении некоторых  видов деятельности, требующих специальных  знаний (например, банковская деятельность, деятельность на рынке ценных бумаг), индивидуальный предприниматель или  работники коммерческой организации  должны иметь соответствующую квалификацию или пройти аттестацию в организациях, уполномоченных лицензирующим органом, что является дополнительным условием получения лицензии.

Иногда закон требует, чтобы  при осуществлении лицензируемого вида деятельности предприниматель  не занимался какой-либо другой деятельностью (например, банковская деятельность, ведение  реестра ценных бумаг). Такой вид  деятельности становится исключительным для одного субъекта предпринимательства.

Лицензия выдается обычно сроком на пять лет. Лицензирующие органы ведут  реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления  лицензирующими органами неоднократных  нарушений или грубого нарушения  лицензиатом лицензионных требований и условий.

Аннулирование лицензии производится в судебном порядке на основании  обращения лицензирующего органа, если в установленный срок до шести  месяцев лицензиат не устранил нарушения, указанные лицензирующим органом, а также если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства Лицензирующий орган вправе также аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев: лицензионного сбора за предоставление лицензии

При реорганизации коммерческой организации  законодательство предусматривает  возможности переоформления лицензии на новое юридическое лицо, возникшее  в результате реорганизации. Отсутствие такого положения является серьезным  препятствием для реструктуризации компаний, так часто встречающейся  в рыночной экономике. 

3. Права и обязанности  предпринимателя и их юридическое   закрепление

В силу объективной необходимости  вмешательства в экономику государство  устанавливает права и обязанности  каждого субъекта предпринимательской  деятельности. Совокупность прав и  обязанностей образует правовой статус предпринимателя. Права и обязанности  предпринимателей составляют содержание предпринимательских отношений, которое  является многогранным по своей природе  и находится в сфере как  публичных, так и частных интересов.

Право предпринимателя представляет собой выражение и конкретизацию  в правовых нормах принципа свободы  предпринимательства.

Это необходимо в целях защиты интересов  предпринимателя при осуществлении  им своей деятельности. Содержание субъективного права состоит  из совокупности следующих правомочий: (1) право совершать собственные  действия; (2) право требовать исполнения обязанностей и обязательств другими лицами в интересах предпринимателя; (3) возможность защиты предпринимателем своих интересов.

Как видно, установление в норме  закона какого-либо права предпринимателя  одновременно ограничивает экономическую  свободу других лиц. Этим самым норма  закона прямо содержит или предполагает наличие требования к другим лицам  воздерживаться от совершения действий, препятствующих реализации права предпринимателя, или, наоборот, возлагает на других лиц обязанность совершения действий, необходимых для реализации такого права. Например, установление в законе права участников хозяйственного товарищества или общества принимать участие  в распределении прибыли (ст. 67 ГК РФ) предполагает обязательное рассмотрение вопроса о распределении прибыли  и убытков на годовом общем  собрании акционеров акционерного общества. Отсутствие этого вопроса в повестке дня собрания является нарушением права  на распределение прибыли.

Обязанность предпринимателя, в отличие  от его субъективного права, представляет собой меру ограничения его экономической  свободы. В рамках предпринимательской  деятельности обязанность предпринимателя  представляет собой условие правомерности  его поведения, которое устанавливается  с помощью правовых требований или  правовых запретов. Правовые требования указывают, какие действия предприниматель  должен совершить в интересах  какого-либо лица, либо группы лиц, либо государства в целом. Правовые запреты  устанавливают пределы осуществления  предпринимателем своих прав и обязывают  его воздерживаться от совершения тех  или иных действий.

Например, кредитным организациям запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5 Закона о банках).

Установление в нормах права  обязанности предпринимателя не должно быть произвольным, а должно быть направлено на защиту конкретных интересов других лиц. С позиции конституционных основ регулирования экономики, обязанности предпринимателя приводят к ограничению свободы предпринимательства и должны быть обусловлены необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, п. 2 и 3 ст. 1 ГК РФ).

Указанные цели призваны защитить имеющие  важное значение публичные (общественные) интересы, имеющие связь с конкретными частными интересами граждан.

Кроме того, новые требования, предъявляемые  к предпринимателю, не должны иметь  обратной силы. Установление правовых требований и запретов по отношению  к предпринимателям является, по сути, ограничением их конституционных прав и свобод. В данном случае особенно важно, чтобы нормы закона, ограничивающие права предпринимателей, соответствовали  указанным выше конституционным  критериям.

Огромная роль в оценке соответствия ограничений прав предпринимателей таким критериям принадлежит  Конституционному Суду РФ, который  посредством выработки правовых позиций выявляет смысл и содержание конституционных норм и принципов, касающихся экономических отношений  и, в частности, пределов ограничения  экономических прав и свобод гражданина.

Виды прав предпринимателей. Содержание прав предпринимателя в основном определяется такими экономическими свободами  гражданина, как единство экономического пространства, свободное  перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, которые определяют соответствующие права предпринимателей (ст. 8 Конституции РФ).

Каждому предпринимателю в соответствии с общеправовым принципом равенства  должны быть предоставлены равные возможности  для ведения предпринимательской  деятельности и одинаковое правовое положение по сравнению с другими  предпринимателями вне зависимости  от места регистрации или нахождения.

Каждый предприниматель имеет  право для осуществления своей  деятельности требовать создания такой  правовой среды, такого законодательства, которое бы обеспечивало соблюдение указанных принципов рыночной экономики, и, следовательно, он имеет право  пресекать применение таких актов  и таких действий органов государственной  власти и местного самоуправления, которые приводили бы к нарушению  или ограничению экономических  принципов. Государство должно обеспечить для предпринимателей единую систему  правового регулирования, форм и  методов защиты предпринимательской  деятельности в области гражданского, налогового, административного и  других областей права, регулирующих или  затрагивающих предпринимательскую  деятельность (имеется в виду, в  частности, единство стандартов безопасности и качества товаров и услуг, статистики, сертификации товаров и услуг, лицензирования).

Предприниматели вправе реализовывать  свои товары и услуги на всей территории России, в любом субъекте Российской Федерации.

Ни органы государства и местного самоуправления, ни другие хозяйствующие  субъекты не вправе ограничить или  запретить доступ предпринимателей ксвоим территориальным рынкам.

Индивидуальные предприниматели  вправе избирать любое место жительства, а учредители коммерческой организации  — выбирать любое место нахождения создаваемого ими юридического лица.

Свобода экономической деятельности означает также, что каждый предприниматель  имеет право самостоятельно и  независимо устанавливать цены на свои товары и услуги (исключение составляют естественные монополии, уровень цен  на продукцию и услуги которых  регулирует государство) в соответствии со складывающимся в рамках свободной  конкуренции спросом на аналогичные  товары или услуги, направления своей  деятельности, свою собственную маркетинговую, производственную, финансовую и корпоративную  политику и, наконец, получать прибыль от своей деятельности.

Информация о работе Понятия «предпринимательство» и «предприниматель»