Соотношение понятий бизнес и предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:32, доклад

Краткое описание

В экономической литературе наряду с «предпринимательством» часто используется категория «бизнес». Поскольку эти понятия тесно взаимосвязаны и во многих случаях отождествляются, существует научная необходимость выяснение того, как соотносятся между собой «предпринимательство» и «бизнес». Поскольку исторически понятие «бизнес» возникло позднее, обратимся к рассмотрению сущности предпринимательства.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство и бизнес1.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

ДОКЛАД

на  тему: «Соотношение понятий «бизнес» и «предпринимательство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В экономической литературе наряду с «предпринимательством» часто используется категория «бизнес». Поскольку эти понятия тесно взаимосвязаны и во многих случаях отождествляются, существует научная необходимость выяснение того, как соотносятся между собой «предпринимательство» и «бизнес».

Поскольку исторически понятие  «бизнес» возникло позднее, обратимся  к рассмотрению сущности предпринимательства.

Предпринимательство - не изолированное  явление, оно связано с различными сферами жизнедеятельности общества - экономической, политической, социальной, культурной, социально-психологической. Понятие «предпринимательство»  постепенно дополнялось и совершенствовалось по мере развития экономики. В связи с этим представляется полезным краткий экскурс в историю экономики по поводу развития данного термина.

Понятие «предпринимательство» появилось  в экономике в XVIII веке. Всеобщий Словарь Коммерции, изданный в 1723 году в Париже, определял «предпринимательство» как взятие на себя обязательств по производству или строительству чего-либо.

Выделение фактора риска как  отличительного признака предпринимательства  во многом обусловлено господствовавшими  в тот период экономическими отношениями: множество практически независимых товаропроизводителей, однородность создаваемых товаров и другие обстоятельства порождали неопределенность, побуждали хозяйствующих субъектов принимать решения на свой страх и риск.

В современной экономической литературе предпринимательство рассматривается с различных позиций: с точки зрения политико-экономической, экономической, организационно-управленческой, социально-психологической.

С точки зрения политической экономии, феномен предпринимательства рассматривается с позиции приумножения общественного богатства, создания новых рабочих мест, нахождения наилучших способов использования ресурсов и т.п.

Экономический подход характеризует  предпринимателя как субъекта, соединяющего факторы производства (труд, капитал, земля) таким образом, что их суммарная стоимость увеличивается. При этом он действует как новатор.

Организационно-управленческий аспект изучения предпринимательства сосредоточивает  внимание на анализе не только производства, но и фаз обмена и распределения. На практике эта составляющая реализуется в основном через стратегическое, текущее и ситуационное планирование, через постоянно меняющиеся системы стимулирования труда и обновления технической основы производства, через маркетинг.

Психологический аспект анализа предпринимательства фокусирует внимание исследователя на мотивах, побуждающих человека заняться этим видом деятельности, а также на его социальных и личностных характеристиках. Существует некоторая совокупность идей и мотивов предпринимательской деятельности.

По мнению экспертов, можно говорить о четырех важнейших источниках мотивации предпринимательской  деятельности. Это «максимальный  контроль за своим собственным будущим; надежда в гораздо большей  мере объединить в одно целое работу и личную жизнь; стремление распространить свой собственный стиль и образ жизни на сферу деловой активности; желание получить вознаграждение за труды и обеспечить рост личного благосостояния в ближайшее время».

Однако, на наш взгляд, определяющим в этой совокупности мотивов является все же мотив получения прибыли. Причем речь идет не просто об излишке доходов над расходами. Предпринимательский доход - это сверхприбыль, иными словами, дополнительный доход, получаемый предпринимателем благодаря его редким способностям комбинировать факторы производства наилучшим образом в зависимости от изменения внешней среды.

Достаточно распространен в  экономической литературе подход к  предпринимательству как к специфическому сектору экономики, характеризующемуся именно ему присущими закономерностями. «Структурные элементы этого сектора действуют по строгому принципу: либо хозяйственный успех, либо банкротство». Подход к предпринимательству как к особому сектору экономики весьма актуален именно сейчас, в период становления рынка в нашей стране, когда предпринимательский уклад только формируется.

Представляет интерес, на наш взгляд, и подход к предпринимательству  как к фактору производства.

Однако совершенно очевидно, что  предпринимательство может эффективно функционировать только в условиях рыночных отношений, так как именно они обеспечивают свободу выбора направлений и методов хозяйствования, а также принятие самостоятельных решений.

Несмотря на наличие множества  подходов к определению предпринимательства, большинство экономистов придерживается «деятельного» подхода. Этот же подход прослеживается и в нормативно-правовых документах. В первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) говорится, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятельности: это - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2).

Если на стадии генерирования идеи предприниматель незаменим, то на последующих  этапах, по мнению некоторых экономистов, предпринимательскую функцию могут выполнять наемные менеджеры-профессионалы.

Необходимо, следовательно, разграничить понятия «менеджер» и «предприниматель». В мировой экономической науке  спектр мнений по этому вопросу чрезвычайно широк: от полного их отождествления (предпринимательство как разновидность управления) до признания предпринимателями только высших управляющих фирмы, владеющих всей полнотой информации, необходимой для принятия решений и осуществления прогнозов.

В экономической литературе выделяются следующие виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая и финансовая. Их часто связывают с фазами воспроизводства: производство - распределение - обмен - потребление.

При таком подходе первый вид  предпринимательской деятельности охватывает производство и потребление товаров (услуг), второй - распределение и потребление, третий - обмен. Вышеназванные виды, будучи относительно самостоятельными, в то же время дополняют друг друга, более того, один из них может содержаться в другом.

Еще одним, широко применяемым в  экономической литературе, является подход, классифицирующий виды предпринимательской  деятельности на основные и вспомогательные.

К первым относятся те, результатом  которых является производство товара, готового к потреблению.

К вспомогательным относят те виды предпринимательской активности, цель которых сводится к разработке и  передаче непосредственным товаропроизводителям инноваций, а также, консалтинговая, маркетинговая, лизинговая, факторинговая и прочая деятельность, результатам которой нельзя придать какой-либо вещный характер.

Многое из вышеназванного еще только предстоит создать  в ходе экономической реформы  в России. Однако без этого невозможно становление и дальнейшее развитие отечественного предпринимательства - ключевого условия становления  рыночной экономики.

Некоторые авторы выделяют следующие основные типы российского предпринимательства: монопольное, цивилизованное, «дикий бизнес».

Первый тип представлен  бывшей административно-хозяйственной  номенклатурой, в третьем «правят  бал» сильные, напористые, зачастую не отягощенные моральными принципами личности; наконец, второй, на который сегодня возлагаются основные надежды, находится пока в явном меньшинстве.

Именно с его развитием  будет связана структурная перестройка  экономики России, насыщение рынка  и решение многих других проблем экономической реформы в стране.

Выделение в рамках общего понятия «предпринимательство»  отдельных его форм, на наш взгляд, весьма полезно, так как дает возможность  ранжировать цели, средства и мотивы предпринимательской деятельности и устанавливать те пределы, в рамках которых предпринимательство выражает и преломляет экономические интересы различных участников воспроизводственного процесса.

В научной литературе предпринимаются многочисленные попытки  осмысления малого бизнеса, как важнейшего явления социально-экономической жизни общества, и определения его сущности. Цыганов А. справедливо подчеркивает, что «малое предприятие - не жалкое подобие крупной фирмы, а самостоятельный и наиболее типичный субъект экономической жизни со своими отличительными особенностями, закономерностями, преимуществами и недостатками». Американские экономисты Д. Речмен, М. Мескон и ряд других определяют термин «малое предприятие» как «фирму, которой управляет независимый владелец, которая не занимает в своей отрасли доминирующего положения, и отвечает определенным критериям по числу занятых и реализации объемов производства». Яковлев В.М. считает, что малый бизнес является побудительным началом экономической активности, что «это системообразующий элемент процесса становления рыночной экономики». Известный американский предприниматель и публицист Хоукен П., характеризует малый бизнес как «один из основных стабилизирующих элементов экономического развития, синоним гибкости в приспособлении к окружающей обстановке, преодолении кризисных ситуаций».

С нашей точки зрения, наиболее полное определение малого предпринимательства, раскрывающее его  социально-экономическую сущность, предложено Алисовым А.Н. и Грищенко С.Е.: «Малое предпринимательство как  социально-экономическая категория - это специфическая деятельность, преимущественно предпринимателя-собственника, по осуществлению наиболее эффективного использования социально-экономических условий и ресурсов на инновационной, рисковой основе и полной экономической ответственности с целью удовлетворения спроса на данный товар или услугу и получения прибыли».

Каждое из приведенных  определений и характеристик  несет в себе как общие черты, так и особенности этого важного  социально-экономического явления. Однако следует признать, что пока нет  четкого ограничения понятий «малый бизнес» и «малое предпринимательство».

Особенностью малого бизнеса является то, что здесь, как  правило, соединены функции предпринимателя  и собственника. Разграничение этих функций характерно, в основном, для среднего и крупного бизнеса. Многие ученые (П. Друкер, С.Ползиков, В.Яковлев и др.) справедливо полагают, что в сфере малого бизнеса предприниматель - это, прежде всего, собственник. Именно этим обусловлен высокий динамизм малого бизнеса и рост его социально-экономической эффективности.

В то же время современная  зарубежная практика свидетельствует, что в малом бизнесе эти  функции могут быть разделены, что  возможны как совмещение, так и  разделение этих функций, особенно в  малых предприятиях с наибольшим количеством работников, или объемом реализации товаров и услуг. То есть, чем более приближено малое предприятие к среднему или крупному, тем вероятнее разделение этих функций. Основная же масса малых предприятий характеризуется совмещением функций и собственника, и менеджера. Это подтверждает выбор ими организационной формы, предполагающей обязательное участие собственника в деятельности предприятия. Так, в США основная доля (75%) в общем объеме всех правовых форм организации бизнеса падает на единоличное владение.

Малый бизнес, таким образом, характеризуется относительно небольшими размерами предприятия и масштабами хозяйственной деятельности, совмещением функций собственника и менеджера, полной экономической ответственностью, персонификацией и гибкостью управления и организации воспроизводства с целью получения максимального предпринимательского дохода с единицы затраченного капитала. Малое предпринимательство как высшая форма малого бизнеса, наряду с вышеперечисленными признаками предполагает обязательное базирование на особо рисковой инновационной основе.

В любой экономической  системе малый бизнес находит  свою сферу деятельности, насыщая  рынок потребительскими товарами и  услугами. Именно малый бизнес составляет основу рыночной экономики. Малый бизнес формирует социально - экономическую базу многочисленного слоя мелких и средних собственников, который в силу своей массовости играет значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Достигнув определенной массовости, малый бизнес позволяет существенно улучшить качественные показатели жизни населения.

Предприятия малого бизнеса, являясь порождением рынка и  частной собственности, в свою очередь, сами становятся субъектами развития рынка. В условиях свободы предпринимательского выбора они способны изыскивать дополнительные резервы экономического развития. Представляется, что особое качество, отражающее содержание малого бизнеса, заключается в его внутренних потенциальных возможностях самодвижения, саморазвития, самосовершенствования, обеспечивающих выработку и реализацию наиболее эффективного механизма рыночного хозяйствования даже в условиях нестабильного рынка. Именно в силу внутренних преимуществ, основанных на потенциальных возможностях эффективной рыночной самореализации, малый бизнес становится наиболее активным, ведущим и, вследствие этого, системообразующим элементом процесса становления рыночной экономики.

Информация о работе Соотношение понятий бизнес и предпринимательство