Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:32, доклад
В экономической литературе наряду с «предпринимательством» часто используется категория «бизнес». Поскольку эти понятия тесно взаимосвязаны и во многих случаях отождествляются, существует научная необходимость выяснение того, как соотносятся между собой «предпринимательство» и «бизнес». Поскольку исторически понятие «бизнес» возникло позднее, обратимся к рассмотрению сущности предпринимательства.
ДОКЛАД
на тему: «Соотношение понятий «бизнес» и «предпринимательство»
2013
В экономической литературе наряду с «предпринимательством» часто используется категория «бизнес». Поскольку эти понятия тесно взаимосвязаны и во многих случаях отождествляются, существует научная необходимость выяснение того, как соотносятся между собой «предпринимательство» и «бизнес».
Поскольку исторически понятие «бизнес» возникло позднее, обратимся к рассмотрению сущности предпринимательства.
Предпринимательство - не изолированное
явление, оно связано с различными
сферами жизнедеятельности
Понятие «предпринимательство»
Выделение фактора риска как отличительного признака предпринимательства во многом обусловлено господствовавшими в тот период экономическими отношениями: множество практически независимых товаропроизводителей, однородность создаваемых товаров и другие обстоятельства порождали неопределенность, побуждали хозяйствующих субъектов принимать решения на свой страх и риск.
В современной экономической литературе предпринимательство рассматривается с различных позиций: с точки зрения политико-экономической, экономической, организационно-управленческой, социально-психологической.
С точки зрения политической экономии, феномен предпринимательства рассматривается с позиции приумножения общественного богатства, создания новых рабочих мест, нахождения наилучших способов использования ресурсов и т.п.
Экономический подход характеризует предпринимателя как субъекта, соединяющего факторы производства (труд, капитал, земля) таким образом, что их суммарная стоимость увеличивается. При этом он действует как новатор.
Организационно-управленческий аспект
изучения предпринимательства
Психологический аспект анализа предпринимательства фокусирует внимание исследователя на мотивах, побуждающих человека заняться этим видом деятельности, а также на его социальных и личностных характеристиках. Существует некоторая совокупность идей и мотивов предпринимательской деятельности.
По мнению экспертов, можно говорить о четырех важнейших источниках мотивации предпринимательской деятельности. Это «максимальный контроль за своим собственным будущим; надежда в гораздо большей мере объединить в одно целое работу и личную жизнь; стремление распространить свой собственный стиль и образ жизни на сферу деловой активности; желание получить вознаграждение за труды и обеспечить рост личного благосостояния в ближайшее время».
Однако, на наш взгляд, определяющим в этой совокупности мотивов является все же мотив получения прибыли. Причем речь идет не просто об излишке доходов над расходами. Предпринимательский доход - это сверхприбыль, иными словами, дополнительный доход, получаемый предпринимателем благодаря его редким способностям комбинировать факторы производства наилучшим образом в зависимости от изменения внешней среды.
Достаточно распространен в
экономической литературе подход к
предпринимательству как к
Представляет интерес, на наш взгляд, и подход к предпринимательству как к фактору производства.
Однако совершенно очевидно, что
предпринимательство может
Несмотря на наличие множества
подходов к определению
Если на стадии генерирования идеи предприниматель незаменим, то на последующих этапах, по мнению некоторых экономистов, предпринимательскую функцию могут выполнять наемные менеджеры-профессионалы.
Необходимо, следовательно, разграничить понятия «менеджер» и «предприниматель». В мировой экономической науке спектр мнений по этому вопросу чрезвычайно широк: от полного их отождествления (предпринимательство как разновидность управления) до признания предпринимателями только высших управляющих фирмы, владеющих всей полнотой информации, необходимой для принятия решений и осуществления прогнозов.
В экономической литературе выделяются следующие виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая и финансовая. Их часто связывают с фазами воспроизводства: производство - распределение - обмен - потребление.
При таком подходе первый вид предпринимательской деятельности охватывает производство и потребление товаров (услуг), второй - распределение и потребление, третий - обмен. Вышеназванные виды, будучи относительно самостоятельными, в то же время дополняют друг друга, более того, один из них может содержаться в другом.
Еще одним, широко применяемым в экономической литературе, является подход, классифицирующий виды предпринимательской деятельности на основные и вспомогательные.
К первым относятся те, результатом которых является производство товара, готового к потреблению.
К вспомогательным относят те виды
предпринимательской
Многое из вышеназванного еще только предстоит создать в ходе экономической реформы в России. Однако без этого невозможно становление и дальнейшее развитие отечественного предпринимательства - ключевого условия становления рыночной экономики.
Некоторые авторы выделяют следующие основные типы российского предпринимательства: монопольное, цивилизованное, «дикий бизнес».
Первый тип представлен бывшей административно-хозяйственной номенклатурой, в третьем «правят бал» сильные, напористые, зачастую не отягощенные моральными принципами личности; наконец, второй, на который сегодня возлагаются основные надежды, находится пока в явном меньшинстве.
Именно с его развитием
будет связана структурная
Выделение в рамках общего
понятия «предпринимательство»
отдельных его форм, на наш взгляд,
весьма полезно, так как дает возможность
ранжировать цели, средства и мотивы
предпринимательской
В научной литературе
предпринимаются многочисленные попытки
осмысления малого бизнеса, как важнейшего
явления социально-
С нашей точки зрения,
наиболее полное определение малого
предпринимательства, раскрывающее его
социально-экономическую
Каждое из приведенных
определений и характеристик
несет в себе как общие черты,
так и особенности этого
Особенностью малого
бизнеса является то, что здесь, как
правило, соединены функции
В то же время современная зарубежная практика свидетельствует, что в малом бизнесе эти функции могут быть разделены, что возможны как совмещение, так и разделение этих функций, особенно в малых предприятиях с наибольшим количеством работников, или объемом реализации товаров и услуг. То есть, чем более приближено малое предприятие к среднему или крупному, тем вероятнее разделение этих функций. Основная же масса малых предприятий характеризуется совмещением функций и собственника, и менеджера. Это подтверждает выбор ими организационной формы, предполагающей обязательное участие собственника в деятельности предприятия. Так, в США основная доля (75%) в общем объеме всех правовых форм организации бизнеса падает на единоличное владение.
Малый бизнес, таким образом, характеризуется относительно небольшими размерами предприятия и масштабами хозяйственной деятельности, совмещением функций собственника и менеджера, полной экономической ответственностью, персонификацией и гибкостью управления и организации воспроизводства с целью получения максимального предпринимательского дохода с единицы затраченного капитала. Малое предпринимательство как высшая форма малого бизнеса, наряду с вышеперечисленными признаками предполагает обязательное базирование на особо рисковой инновационной основе.
В любой экономической системе малый бизнес находит свою сферу деятельности, насыщая рынок потребительскими товарами и услугами. Именно малый бизнес составляет основу рыночной экономики. Малый бизнес формирует социально - экономическую базу многочисленного слоя мелких и средних собственников, который в силу своей массовости играет значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Достигнув определенной массовости, малый бизнес позволяет существенно улучшить качественные показатели жизни населения.
Предприятия малого бизнеса, являясь порождением рынка и частной собственности, в свою очередь, сами становятся субъектами развития рынка. В условиях свободы предпринимательского выбора они способны изыскивать дополнительные резервы экономического развития. Представляется, что особое качество, отражающее содержание малого бизнеса, заключается в его внутренних потенциальных возможностях самодвижения, саморазвития, самосовершенствования, обеспечивающих выработку и реализацию наиболее эффективного механизма рыночного хозяйствования даже в условиях нестабильного рынка. Именно в силу внутренних преимуществ, основанных на потенциальных возможностях эффективной рыночной самореализации, малый бизнес становится наиболее активным, ведущим и, вследствие этого, системообразующим элементом процесса становления рыночной экономики.
Информация о работе Соотношение понятий бизнес и предпринимательство