Понятия «предпринимательство» и «предприниматель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:28, реферат

Краткое описание

Под экономической активностью понимается целесообразная деятельность, предполагающая получение дохода в обмен на совершаемые действия. Существует две формы индивидуальной экономической активности:
выполнение действий, определяемых работодателем в качестве наемного работника;
организация производственного процесса в качестве предпринимателя.
Предприниматель – это организатор нового производства; человек, чья экономическая активность строится на самоорганизации.
Предпринимательство соответственно является видом экономической активности, основанной на самоорганизации.

Файлы: 1 файл

Понятия.docx

— 53.05 Кб (Скачать)

Люди

И организация, и руководители, и подчиненные ничто иное, как группы людей. Когда закрывается завод, принимает решение конкретный человек, а вовсе не абстрактное руководство. Когда выпускается продукция низкого качества, виноваты не «рабочие», а несколько конкретных людей, которые недостаточно мотивированы или не обучены. Если руководство -- отдельные менеджеры -- не признают, что каждый работник представляет собою личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достичь намеченных целей будет поставлена под угрозу. Руководство, вообще говоря, достигает целей организации через других людей. Следовательно, люди являются центральным фактором в любой модели управления, включая и ситуационный подход.

Существует три  основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение  людей в группах, характер поведения  руководителя, функционирование менеджера  в роли лидера и его влияние  на поведение отдельных людей  и групп. Понимание и успешное управление человеческой переменной очень  сложно.

1. Право на осуществление  предпринимательской деятельности  и порядок его реализации

Статус правовой (лат. status – состояние, положение) - установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.

Занятие предпринимательской деятельностью  является выражением свободы предпринимательства  как одного из основных прав и фундаментальных  свобод человека и гражданина. Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свой способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). Таким образом, свободное осуществление предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы.

Осуществление предпринимательства  является также результатом реализации более общего права граждан на труд, т.е. права свободы распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ).

Принцип свободы предпринимательства  означает, что каждый гражданин вправе выбирать любой способ осуществления  экономической деятельности. Например, он может стать наемным работником, предоставляя в пользование предпринимателю  свою рабочую силу и не принимая на себя риска и ответственности  за экономические результаты своего труда. Гражданин может также  осуществлять предпринимательскую  деятельность, получив статус индивидуального  предпринимателя, или через участие  в коммерческой организации. В этом случае на нем лежня позитивная ответственность, т.е. он должен понимать, что будет  осуществлять указанную деятельность на свой риск и самостоятельно отвечать за результаты своих действий. Закон  не запрещает гражданину работать в  качестве наемного работника и одновременно осуществлять предпринимательскую  деятельность, однако на договорной основе может быть установлено ограничение  на участие или работу гражданин  применительно к конкурирующим  субъектам предпринимательства  целях исключения конфликта интересов. Гражданин, будучи как наемным работником, так и предпринимателем, вправе сделать  выбор сферы экономики, рода деятельности и профессии.

Однако этот выбор зависит, прежде всего, от наличия специальных знаний в той или иной области общественного  производства. Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской  деятельности. Среди сфер деятельности различаются производство, коммерция (торговля) или предоставление услуг. Гражданин может также специализироваться по любому виду деятельности, включая  банковскую страховую, биржевую деятельность, производство определенного вида продукции  и т.д. Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе, т.е. объединяясь с другими людьми на основе создания коммерческой организации для осуществления коллективного предпринимательства. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида бизнеса и достижения целей учредителей.

Законом может быть ограничена форма  осуществления некоторых видов  предпринимательской деятельности. Например, Федеральный закон от 8 августа 2001г. «Об аудиторской деятельности»  устанавливает, что аудиторская  организация может быть создана  в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого  акционерного общества, ст.4 Закон о  банках предусматривает создание кредитной  организации только в форме хозяйственного общества.

Естественно-правовой характер принципа свободы предпринимательства означает признание обществом естественной потребности человека в реализации своих экономических интересов, связанных с получением личных доходов, обеспечением материальной базы для  реализации собственных идей предпринимателя, достижения иных общественно значимых целей, связанных в конечном счете с обеспечением общего блага.

Однако свобода предпринимательства  может быть ограничена законом в  целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов  и свобод других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления  доминирующим положением на рынке и  недобросовестной конкуренции (ст.55, 74 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства.

В случае осуществления предпринимательской  деятельности гражданином без регистрации, либо без лицензии (если получение  лицензии обязательно), либо с нарушением условий лицензирования эта деятельность считается незаконным предпринимательством, гражданин может быть привлечен  к уголовной ответственности, если в результате такой деятельности причинен крупный ущерб иным лицам  или государству или получен  доход в крупном размере (ст.171 УК РФ). Право на занятие предпринимательской деятельностью является составляющей частью правоспособности гражданина (ст.18 ГК РФ).

Правоспособность — это возможность  иметь гражданские права и  нести обязанности. Гражданское  право содержит также категорию  дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские  права и исполнять обязанности  обладает только дееспособный гражданин. Следовательно, только дееспособный гражданин  может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность.

Некоторые виды деятельности, перечень которых должен содержаться только в законе, могут осуществляться предпринимателями  исключительно на основании специального разрешения (лицензии).

Лицензия представляет собой разрешение (право) на осуществление предпринимателем определенного вида деятельности на указанных в ней условиях. Лицензируемые  виды деятельности обычно требуют специальных  знаний, являются сверхприбыльными, направлены на обеспечение общественных интересов  в сфере обороны страны, производства военной техники, коммунального  хозяйства или они требуют  более тщательного контроля со стороны  государства в целях защиты интересов  граждан. Лицензирование может быть установлено как в отношении  собственно предпринимательской деятельности, носящей продолжительный характер (нотариальная деятельность), так и  отдельных операций в рамках одного вида деятельности (страхование). 

2. Субъекты предпринимательского  права

Предпринимательское право регулирует деятельность различных субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской  деятельности, причем не все из них  подлежат государственной регистрации  или лицензированию. Субъектом предпринимательской  деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или  косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским  правом. Таким образом, круг таких  лиц чрезвычайно широк.

Субъектами предпринимательства  могут быть:

1) физические лица (резиденты и  нерезиденты);

2) юридические лица (коммерческие  и некоммерческие организации),

в том числе иностранные;

3) Российская Федерация, ее субъекты  или муниципальные образования;

4) иностранные государства;

5) международные организации.

Наиболее распространенными являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Они играют наиболее важную роль в объединении и использовании  капитала и иных видов материальных ресурсов. Именно поэтому они в  соответствии с законом подлежат государственной регистрации, обладают гражданской  правосубъектностью и самостоятельно от своего имени выступают в экономическом обороте.

К субъектам предпринимательства  можно отнести любого гражданина, который даже без регистрации  оказывает услуги, производит товары, выполняет работы или использует иным образом свое имущество самостоятельно и на постоянной основе в целях  получения дохода, поскольку суд  может применить к сделкам  такого лица правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской  деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).  Вместе с тем существуют и такие субъекты предпринимательской  деятельности (некоммерческие организации), основная задача которых — ведение нехозяйственной, некоммерческой деятельности. Для достижения своих целей они могут заниматься предпринимательством, но правосубъектность таких лиц строго ограничена целями, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК). Предпринимательские интересы таких организаций обычно ограничены лишь более полным использованием принадлежащей им собственности и получением дохода, поскольку они не заинтересованы в расширении производства, максимизации чистой прибыли или увеличении доли своего товара на рынке, что характерно для коммерческих организаций. Если некоммерческая организация начинает проявлять указанные интересы, она должна быть ликвидирована в силу осуществления деятельности, противоречащей своим уставным целям.

Государственная регистрация. Требование государственной регистрации распространяется как на коммерческую организацию, так  и на гражданина (ст.23 и 51 ГК РФ). Государственная  регистрация необходима для ведения  учета предпринимателей, контроля за их деятельностью и обеспечения интересов их кредиторов.

Регистрирующим органом является управомоченный федеральный орган исполнительной власти (Федеральная налоговая служба Министерства финансов РФ, Министерство юстиции РФ и др.).

При создании коммерческой организации  государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа коммерческой организации на основании решения  о создании (в форме единоличного решения, протокола учредительного собрания и/или договора о создании), учредительных документов и заявления  о регистрации. Государственная  регистрация осуществляется в срок не более 5 дней с момента представления  указанных документов и уплаты государственной  пошлины.

Такая процедура государственной  регистрации представляет собой  максимально либерализированный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица, олицетворяющий собой не только отказ от концепции регистрации как акта разрешения со стороны государства. Акт государственной регистрации означает, таким образом, не делегирование частным лицам полномочий по занятию бизнесом, а лишь факт внесения определенных сведений о коммерческой организации в государственный реестр.

В пользу данного вывода свидетельствует  содержание заявления о регистрации, приведенное в ст.12 Закона о регистрации. Так, в указанном заявлении, поданном от имени регистрируемой коммерческой организации, должны содержаться заверения  регистрирующему органу по трем пунктам, гарантирующие, что:

1) учредительные документы соответствуют  требованиям законодательства;

2) сведения, содержащиеся в представленных  на регистрацию документах, достоверны;

3) соблюден установленный законодательством  порядок учреждения коммерческой  организации (включая вопросы  оплаты уставного капитала и  согласования с уполномоченными  органами власти).

Таким образом, Закон о регистрации  юридических лиц освобождает  регистрирующий орган от необходимости  проверять факты соответствия учредительных  документов требованиям законодательства и соблюдения учредителями установленного порядка регистрации. Следовательно, и отказ в регистрации в  соответствии со ст.23 указанного Закона возможен лишь в случае непредставления  необходимых документов. В соответствии с этой позицией законодателя ст. 51 ГК РФ в новой редакции от 21 марта 2002г. уже не указывает, как раньше, на то, что нарушение установленного законом порядка образования  юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной  регистрации. Принцип законности, лежавший в основе указанной нормы ГК, предполагал  экспертизу учредительных документов и проверку порядка создания коммерческой организации со стороны регистрирующего  органа. Законность означала контроль со стороны регистрирующего органа за соблюдением законодательства при  создании предприятия. Таким образом, коммерческая организация считалась  созданной  законно, а ее учредительные документы — соответствующими законодательству, только если это было подтверждено регистрирующим органом, который выполнял функцию гаранта законности. Сейчас эта функция по указанным причинам снята с регистрирующего органа. Закон о регистрации не исключает принципа законности, а лишь возлагает обязанность по его соблюдению на этапе регистрации при создании коммерческой организации на ее учредителей, а не на регистрирующий орган.

Информация о работе Понятия «предпринимательство» и «предприниматель»