Понятия «предпринимательство» и «предприниматель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:28, реферат

Краткое описание

Под экономической активностью понимается целесообразная деятельность, предполагающая получение дохода в обмен на совершаемые действия. Существует две формы индивидуальной экономической активности:
выполнение действий, определяемых работодателем в качестве наемного работника;
организация производственного процесса в качестве предпринимателя.
Предприниматель – это организатор нового производства; человек, чья экономическая активность строится на самоорганизации.
Предпринимательство соответственно является видом экономической активности, основанной на самоорганизации.

Файлы: 1 файл

Понятия.docx

— 53.05 Кб (Скачать)

Понятия «предпринимательство» и «предприниматель»

Под экономической активностью  понимается целесообразная деятельность, предполагающая получение дохода в  обмен на совершаемые действия. Существует две формы индивидуальной экономической  активности:

  • выполнение действий, определяемых работодателем в качестве наемного работника;
  • организация производственного процесса в качестве предпринимателя.

Предприниматель – это организатор нового производства; человек, чья экономическая активность строится на самоорганизации.

Предпринимательство соответственно является видом экономической активности, основанной на самоорганизации.

Самоорганизующаяся деятельность предпринимателя характеризуется  рядом особенностей:

  • новаторством и инициативностью – постоянным поиском и реализацией новых экономических возможностей, реформированием производства;
  • риском и личной ответственностью за риск: речь идет о риске своими деньгами, имуществом, карьерой;
  • смелостью проектов;
  • динамизмом.

В настоящее время в  мировой экономической теории ведущей, сущностной характеристикой предпринимательства  признается его новаторский компонент. 
Поэтому предпринимательство определяется как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, или как тип хозяйствования, основанный на инновационном поведении собственников предприятия.

Предприниматели создают  новые производственные процессы и  новые товары. Но инновации могут  быть проявлены и в таких дополнительных формах как придание традиционному  товару новых свойств, снижение цены на товар, новые формы сбыта, новаторство  в рекламе, обновление упаковки товара, производство товара в непосредственной близости от места потребления.

Впервые эта черта выделена в качестве сущностной в предпринимательстве американским ученым австрийского происхождения Й. Шумпетером (1883-1950). У негопредпринимательство – это осуществление новых комбинаций в производстве: изготовление нового для рынка товара, внедрение новых технологий в организуемый производственный процесс, освоение новых рынков сбыта, освоение новых видов и источников сырья. Реализуя новые комбинации, предприниматель осуществляет "созидательное разрушение".

В отечественных законодательных  актах под предпринимательской  деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  порядке.

В соответствии с законом  РФ субъектами предпринимательской  деятельности могут быть дееспособные физические лица и юридические лица. Дееспособное физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, имеет право  заниматься предпринимательской деятельностью  в установленном порядке индивидуально  или с другими гражданами, создавая юридическое лицо. Исключение составляют отдельные категории лиц, оговариваемые  в законе, в частности должностные  лица органов государственной власти и государственного управления.

Функции предпринимательства

Основная предпринимательская  функция – творческо-поисковая или инновативная, связанная с поиском и использованием новых идей и средств их реализации в процессе производства.

Организаторская функция предпринимательства предполагает организацию собственного дела и управление производственным процессом.

Ресурсная функция предпринимательства проявляется в том, что предпринимательская деятельность вовлекает в эффективное использование материальных и нематериальных ресурсов и факторов производства. Среди них – трудовые ресурсы, земля и другие природные ресурсы, средства производства, научные достижения. Эффективное потребление ресурсов, находящихся в собственности предпринимателя, является одним из важнейших условий предпринимательского успеха. Вместе с тем стремление к максимальной прибыли нередко приводит к хищническому использованию природных ресурсов. Поэтому требуются соответствующие государственные меры, устанавливающие меру ответственности за хищническое отношение к природным ресурсам.

Социальная функция предпринимательства состоит в том, что в предпринимательской деятельности проявляются индивидуальные таланты и возможности; формируется особый слой людей, способных организовать и вести собственное дело.

Общеэкономические функции предпринимательства – производственная, доходная и функция обеспечения занятости.

Производственная  функция состоит в производстве продуктов и услуг, удовлетворяющих нужды потребителей. Развитие предпринимательства является одним из высоко значимых условий экономического роста, увеличения объема валового внутреннего продукта.

Доходная функция обеспечивает поступление доходов от предпринимательской деятельности в бюджеты различных уровней и увеличение национального дохода.

Функция обеспечения  занятости предполагает рост числа рабочих мест, сокращение безработицы.

 

Рынок - механизм формирования и движения воспроизводственных связей, базирующийся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных субъектов хозяйствования (в широком смысле); совокупность актов купли-продажи, место, где совершаются сделки между продавцами и покупателями конкретного товара (в узком смысле). Рынок выполняет ряд важных социально-экономических функций: он является связующим звеном между производством и потреблением через механизм прямых и обратных связей. Инструменты рынка (цены, динамика спроса и предложения, процентные ставки, валютный курс. курс ценных бумаг и т.д.) служат важнейшим источником экономической информации. отражают ситуацию в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности и одновременно оказывают активное обратное воздействие на изменение этой ситуации. формирование основных экономических пропорций; выявляет общественную полезность тех или иных видов товаров и услуг, позволяет реально оценить их стоимость, определить, в какой мере издержки производства каждого товаропроизводителя коррелируются с общественно необходимыми издержками; рыночная конкуренция служит эффективным инструментом регулирования объемов производства, позволяет точно определить лидеров и аутсайдеров среди хозяйствующих субъектов, обеспечивает потребителю возможность выбора, заставляет фирмы использовать научно-технические нововведения, улучшать качество товаров и услуг для того, чтобы занять и удержать прочное положение на Р. В то же время современный уровень общественного разделения труда, объективные преимущества крупномасштабного производства, огромное количество высокотехнологичных и неоднородных товаров и множественность форм экономических связей между товаропроизводителями модифицируют модель конкуренции на рынке. "Совершенная" (или свободная) конкуренция, при которой полностью исключается возможность сговоров, контроля за ценами и количеством товаров со стороны отдельных индивидов или их групп, становится практически невозможной. Кроме того. в ряде случаев регулирующее воздействие Р. через свободные цены и конкуренцию объективно утрачивает свое значение. Так инструменты "чистого" саморегулирующегося Рынка не могут использоваться как исключительные применительно к т. н. "коллективным" товарам, или товарам общественною) пользования которые нельзя купить или продать индивидуальному потребителю. К их числу относятся, в частности, продукция оборонных отраслей, энергетика, дороги и др. Так, рыночная и макроэкономическая оценка издержек на защиту окружающей среды. образование, здравоохранение. культуру и др. могут существенно отличаться. Например, получение образования важно только для отдельного члена общества.

Рыночная система включает частные и территориальные рынки. Частные рынки делятся по основным видам товаров (средства производства и потребительские товары) и факторов производства (рынок рабочей силы, рынок капиталов, рынок природных ресурсов). Исходя из территориальных границ выделяют рынки местного, национального и мирового уровня. Вместе с тем рынок - нерасторжимое единство его составляющих. Разработанная Правительством России Программа углубления экономических реформ нацелена на открытие простора для эффективного действия рыночных сил и механизмов, их использование в интересах экономического проста и повышения благосостояния населения

1. Понятие  и сущность внутренней предпринимательской  среды

Предприниматели функционируют  в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую  среду, которая предоставляет интегрированную  совокупность различных (объективных  и субъективных) факторов, позволяющих  предпринимателям добиваться успехов  в реализации поставленных целей, в  осуществлении предпринимательских  проектов и договоров, а также  получения прибыли (дохода).

Под предпринимательской  средой следует понимать сложившуюся  в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу  дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Как интегрированная  сложная система предпринимательская  среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависящую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования  производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного  и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и  других важнейших условий.

Известные ученые, занимающиеся исследованиями формирования благоприятных  условий развития предпринимательства, считают, что эффективная предпринимательская  среда должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям необходимую экономическую свободу  как первое и определяющее условие  развития предпринимательства, а вторым условием является развитие организационно-хозяйственного новаторства.

Предпринимательский успех зависит от многих факторов, среди которых важнейшим является внутренняя предпринимательская среда  как определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской  организации. В значительной мере внутренняя предпринимательская среда носит  субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков  в организации и ведении бизнеса. К внутренней предпринимательской  среде следует отнести следующие  подсистемы (факторы): наличие необходимого объема собственного капитала; правильный выбор организационно-правовой формы  фирмы; выбор предмета деятельности; подбор команды партнеров; знание рынка  и квалифицированное проведение маркетинговых исследований; подбор кадров и управление персоналом, его  мотивированное материальное стимулирование; механизм сохранения предпринимательской  тайны и др.

Особое значение для успешной предпринимательской  деятельности имеют разработка обоснованного  бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии  развития фирмы. К факторам внутренней среды следует также отнести  четкое соблюдение предпринимателями  и наемными менеджерами законов  и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса  или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.

Как уже указывалось, добиваться успеха будут только те предприниматели, которые постоянно  повышают свои знания, хорошо знают  правовой механизм организации и  ведения бизнеса, умеют совершать  сделки, заключать предпринимательские  договоры и получать причитающиеся  по ним дивиденды. Только те предприниматели могут добиваться успеха, которые имеют долгосрочную обоснованную цель, которую должны знать и поддерживать все работники, в фирмах которых налажена железная дисциплина, которые сами много и плодотворно трудятся, советуются с подчиненными, а затем принимают обоснованные решения, которые нацелены не на сиюминутный успех, а на долгосрочную перспективу.

Внутренняя предпринимательская  среда - это совокупность ситуационных факторов внутри самой фирмы. Она  является в основном результатом  управленческих решений. К ней относят: цели, структуру, задачи, технологию и  людей.

Цели

Организация, по определению, это -- группа людей с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.

Структура

Структура организации -- это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Разделение труда присутствует в любой организации. Характерной  особенностью является специализированное разделение труда -- закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Разделение управленческого труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству является наглядным тому примером. Разделение работы по производству автомобиля на многочисленные малые операции, такие, например, как установка фар, также можно рассматривать как конкретную специализацию труда.

Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу  контроля. Сфера контроля -- это важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то мы говорим о широкой сфере контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если сфера контроля узкая, т.е. каждому руководителю подчиняется мало людей, можно говорить о многоуровневой структуре. В целом большие организации с плоской структурой имеют меньше уровней управления, чем организации сопоставимого размера с многоуровневой структурой.

Не существует идеальной  сферы контроля. Многие переменные внутри самой организации и во внешней среде могут влиять на нее. Более того, ни сфера контроля, ни относительная «высота» структуры  организации не являются функцией размера  организации.

Задачи

Еще одним направлением разделения труда в организации  является формулирование задач. Задача -- это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Задачи организации традиционно  делятся на три категории. Это  работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией.

Технология

Технология -- четвертая важная внутренняя переменная -- имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считается. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например, полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья -- будь то люди, информация или физические материалы -- в искомые продукты и услуги. Люис Дейвис, писавший о проектировании работ, предлагает сходное широкое описание: «Технология -- это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях».

Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в  форму, получаемую на выходе. По словам Виланда и Ульриха, «машины, оборудование и сырье, конечно, можно рассматривать как компоненты технологии, но наиболее значимым компонентом несомненно является процесс, с помощью которого исходные материалы (сырье) преобразуются в желаемый на выходе продукт. По сути своей технология представляет способ, который позволяет осуществить такое преобразование».

Информация о работе Понятия «предпринимательство» и «предприниматель»