Планирование в развивающихся экономиках

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

Индикативное планирование (от лат. «indicator» – указатель) – недирективное (советующее, ориентирующее) планирование на государственном уровне. Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями. Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций. Ключевые разделы плана касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи выражаются в конкретных (количественно определенных) плановых заданиях, но последние носят второстепенный характер.

Файлы: 1 файл

Планирование в развивающихся экономиках.docx

— 64.40 Кб (Скачать)

3. Составление отраслевых программ. Ведомства Госсовета КНР несут ответственность за составление отраслевых программ, которые должны быть увязаны друг с другом. Они должны составить прогноз развития ситуации в отрасли, спроса и предложения на рынке и на основе учета мнений заинтересованных ведомств и регионов выработать концепцию плана развития отрасли. Отраслевые ведомства вносят поправку в программу, и после доработки по поправкам она утверждается соответствующим ведомством.

4. Составление региональных программ. Составление региональных программ экономического развития возлагается на местные власти на уровне провинций. Затем они утверждаются местными собраниями народных представителей. Местные плановые ведомства отвечают за составление проекта программы, который должен быть увязан с государственной программой экономического развития. До утверждения проект программы регионального развития согласовывается с программой строительства основных объектов на местах, программой размещения основных объектов развития природных ресурсов и других объектов, которые оказывают влияние на основное содержание программы экономического и социального развития страны. После этого программа обсуждается и утверждается на заседании местного СНП и направляется в соответствующие ведомства.

5. Исправления во всех видах программ. После направления утвержденных программ их нельзя менять произвольно как организациям, так и отдельным людям. Все поправки должны носить регулирующий характер.

Таким образом, за последние годы система стратегического планирования в Китае претерпела значительные изменения: от централизованного директивного планирования с определением большого количества фиксированных натуральных показателей производства продукции промышленности и сельского хозяйства до направляющего планирования с составлением долгосрочных и среднесрочных экономических и социальных программ развития народного хозяйства. В них основное место занимают программы строительства основных объектов, отраслевые и региональные программы, в которых практически отсутствуют фиксированные натуральные показатели, а используются индикативные показатели общего характера (общая численность населения страны, темпы роста ВВП, показатель ВВП на душу населения и др.).

В настоящее время главным вопросом реформ остается выработка переходной модели экономического роста. Прежняя модель, основанная на экстенсивных факторах развития, таких, как использование большого количества рабочей силы, энергоносителей, сырья и материалов, постепенно исчерпывает себя из-за нарастающего дефицита трудовых и природных ресурсов. В этих условиях перед Китаем поставлена задача перехода к интенсивным формам развития, повышению качества рабочей силы, экономии сырья и материалов и особенно энергоресурсов, которые являются дефицитными для страны.  

 

 

  1. Развитие государственно-частного партнерства.

Рыночные преобразования предполагают, как известно, большие финансовые затраты, бремя которых для государства оказывается непосильным. Как показала мировая практика, проблема привлечения инвестиционных ресурсов успешно решается с помощью объединения государственного и частного капиталов через механизм государственно-частного партнерства.

Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в Китае связано с реформированием экономики в сторону формирования рыночных механизмов. Проблемы внедрения ГЧП начали обсуждаться с 1999 г. в связи с необходимостью привлечения внутренних и иностранных частных капиталов в развитие общественного сектора. По инициативе Административного центра АССА21 и при поддержке Государственной комиссии по планированию развития (ГКПР) и Министерства науки и техники (МНТ) партнерство как институт развития был официально признан и включен в текущую программу экономического развития. В 2005 г. был учрежден первый центр ГЧП.

С целью создания благоприятной среды для развития механизмов ГЧП было проведено реформирование законодательной базы. Прежде всего, на 10-й сессии Всекитайского собрания народных представителей в марте 2004 г. был одобрен ряд поправок к Конституции КНР, направленных на защиту прав и интересов частного сектора. Кроме того, были внесены поправки в целый ряд законов, прямо или косвенно регулирующих создание и деятельность ГЧП и основные формы взаимодействия государственных, частных и некоммерческих структур (закон о праве собственности, закон о решениях органов власти, антимонопольный закон и т.д.). Аналогичные поправки, регламентирующие функции государства и частного сектора, были внесены и в действующие нормативные акты, регулирующие развитие и внедрение ГЧП (закон о партнерских предприятиях, закон о государственных закупках, закон об организации и проведении тендеров и торгов и т.д.).

Первоначально механизмы ГЧП использовались в ограниченном объеме. Однако и сегодня возможности ГЧП используются не в полной мере. Как правило, приоритетом партнерства остается функция привлечения частных капиталов. Одной из наиболее популярных моделей ГЧП является модель «строительство-эксплуатация-передача», при которой частным компаниям предоставляется право на строительство объекта и получение прибыли в течение согласованного периода, затем объект безвозмездно передается государству. Наиболее широко эта форма ГЧП используется в дорожном строительстве, водоснабжении и электроэнергетике.

К 2000 г. в Китае насчитывалось 168 проектов, инвестиции в которые составляли 108 млрд. долл. или 10% мировых инвестиций в проекты ГЧП. В настоящее время крупные проекты реализуются в области создания и модернизации транспортной инфраструктуры. Так, например, в Китае осуществляются целые программы строительства и модернизации железных дорог. В 2002 г. начата реализация одного из проектов по расширению пропускной способности сети железных дорог, связывающих северо-западную часть страны с центральной и восточной частями. Линия связывает города Баоси в провинции Шанси и Ланьчжоу в провинции Гансу и призвана улучшить сообщение между провинциями Шанхай, Ксиан, Ланчжоу и Урумчи. За счет прокладки второго пути пропускная способность дороги должна увеличиться почти в 4 раза, а максимальная скорость движения – в 1,5 раза. Проект оценивается в 1,3 млрд. долл., включая собственные средства 1,1 млрд. долл. и заемный капитал Мирового банка в размере 160 млн. долл.

Другой пример – это реализация проекта по созданию нового пограничного перехода между Россией и Китаем в рамках программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на период до 2018 г. Проект предусматривает строительство железнодорожного участка «Ленинск–государственная граница с КНР» в комплексе со строительством железнодорожного мостового перехода «Нижнеленинское–Тунцзян» через Амур и реконструкцию существующей железнодорожной линии «Биробиджан–Ленинск». Проект связан с созданием горно-металлургического кластера в Приамурье. К 2020 г. в рамках проекта планируются поставки железнорудного сырья и другой продукции в Китай в объеме 20 млн. тонн ежегодно.

Значительное количество проектов ГЧП реализуется в сфере создания современной инфраструктуры аэропортов. Это связано с проведенной в 90-х годах приватизацией авиалиний. Самым крупным по стоимости проектом в мире за последние годы стало сооружение международного аэропорта Кай-Так в Гонконге. Цена проекта составила 20 млрд. долл. Он включает 10 крупных независимых инфраструктурных проектов в сфере аэропортов и связанных с ними инфраструктурных отраслей (строительство дорог, туннелей, мостов). За счет использования механизмов ГЧП при строительстве аэропорта было сэкономлено около 1 млрд. долл. бюджетных средств. Всего за период 1994- 2002 гг. было реализовано 12 проектов ГЧП по строительству или модернизации аэропортов в Китае. Как правило, это были проекты в форме концессий или создания совместных предприятий. В ближайшее время Китай планирует построить и приватизировать более 150 аэропортов.

Проекты ГЧП получили широкое внедрение и в области модернизации портового хозяйства. За период 1990-2000 гг. было реализовано 27 проектов в морских портах и привлечено инвестиций на сумму 4,8 млрд. долл. Большинство из них были реализованы в форме концессий и только два – в форме смешанных акционерных предприятий.

Активно развиваются проекты и в области экологической инфраструктуры, такие, как модернизация объектов водоснабжения и очистка сточных вод. В качестве примера можно привести проекты ГЧП по очистке сточных вод Северного завода Шэньян и канализационных систем в Пекине. В 2000-2001 гг. были реализованы четыре проекта по развитию сельских и городских систем водоснабжения и очистки сточных вод, финансируемых Всемирным банком стоимостью 100 млн. долл. каждый.

Другой пример – строительство станции по производству питьевой воды в Шенгду. Это первый пилотный проект ГЧП на правах концессии в секторе водоснабжения, представляющий экспериментальную программу на уровне центральных органов власти Китая по созданию модели для привлечения частных иностранных инвестиций. Участниками проекта являются: со стороны заказчика – муниципалитет г.Шенгду, кредиторами – Азиатский банк развития, Европейский банк инвестиций, французский банк Credit Lyonnais, исполнителем проекта – проектная компания-консорциум «Вивенди-Марубени», в составе акционеров которой французская компания Vivendi (60% акций) и японская компания Marubeni (40%). Согласно условиям проекта проектная компания должна разработать, построить, финансировать и заниматься эксплуатацией станции по производству питьевой воды, а также проложить трубопроводы протяженностью 27 км. Общая стоимость инвестиций в проект составляет около 106,5 млн. долл. С момента завершения строительства предусмотрена передача в собственность властям только трубопровода, а передача станции произойдет по окончании срока концессии. Особенностью проекта явилось отсутствие гарантий со стороны китайских центральных и провинциальных властей. Договорные обязательства по контракту и связанные с ним риски принял на себя муниципалитет г.Шэнгду [38].

Один из первых проектов ГЧП по делегированию управления городской системой водоснабжения был реализован в 2002 г. в г.Шанхае. Контракт на управление системой водоснабжения сроком на 50 лет был заключен с компанией Veolia Voda. Условия контракта включали инновационные решения (внедрение передовых информационных технологий моделирования и контроля сети водоснабжения, применение новых методов глобального управления), социальные инициативы (улучшение социальной защищенности работников, внедрение интенсивной программы профобучения), обязательства по охране окружающей среды, повышение качества обслуживания клиентов (внедрение единой платформы, объединяющей колл-центр, центр управления движением потоков воды и аналитическую лабораторию). Проект рассчитан на производство питьевой воды в объеме 386 млн. куб. м/год при суточном потреблении воды в 1,1 млн. куб. м и обслуживание 2,65 млн. жителей.

Таким образом, реформирование китайской экономики в сторону внедрения рыночных механизмов отразилось и на системе планирования: изменились концептуальные основы планирования и функции планирующих органов, были модернизированы методы составления и реализации планов. Однако процесс совершенствования планирования еще не завершен. Ожидается, что развитие новой системы планирования будет происходить в соответствии с расширением рыночной составляющей китайской экономики.  

 

 

 

Заключение

Таким образом, система индикативного планирования, разработанная еще в начале прошлого века, показала удивительную жизнеспособность и эффективность в решении многих социально-экономических проблем. Сегодня она используется практически повсеместно в экономиках разного типа, особенности развития которых предопределяют целевые ориентиры и методы планирования. Наиболее интенсивно индикативное планирование эволюционирует в развитых экономиках, реагируя на глобализацию мирохозяйственных связей, а также в переходных экономиках, внедряющих рыночные механизмы в систему управления. Со временем меняются задачи, формы и методы планирования, но неизменным остается его основной принцип: рынок – насколько возможно, план – насколько необходимо. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. И.Н.Мысляева. Роль государства в условиях открытой экономики// Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, выпуск 2, 2010.

  1. О.А.Андрюшкевич, Ю.А.Яковлева. Методы и модели экономического программирования во Франции. Препринт ЦЭМИ АН СССР, М., 1989.

  1. А.Ковачев. Конституционное право государств Европы/ http://inl.com.ua/book/10710/9673.

  1. Планово-индикативное развитие/ http://institutiones.com/general/91-2008-06-12-13-11-42.html.

  1. Н.И.Морозова. Индикативное планирование: теоретический и практический опыт развитых стран/ www.uecs.ru/marketinq/item/402-2011-04-25-08-47-52.

  1. А.Г.Зельднер. Партнерские отношения государства, бизнеса и общества в условиях смешанной экономики. М., ООО «Экономические науки», 2010.

  1. Партнерство государственного и частного секторов/ www.research.by/pdf/pp2007ro1.

  1. Б.Н.Кузык, В.И.Кушлин, Ю.В.Яковец. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник, второе издание. М., Экономика, 2008.

  1. И.Л.Тимонина. Долгосрочная экономическая стратегия Японии и интеграционные процессы в Восточной Азии// Российский японоведческий журнал, 2011, №2.

  1. И.П.Лебедева. Итоги первого года: экономическая политика после смены власти// Япония наших дней, ИДВ РАН, 2010, №3(5).

  1. О.В.Маляров. Модернизация и реформа экономики. Коррекция экономического курса в Индии// Стратегия России, №5, 2010.

  1. Е.А.Брагина. Реформы в Индии: продвижения и препятствия// Мировое и национальное хозяйство, №1(4), 2008.

  1. О.В.Маляров. Роль государства в переходной экономике: опыт Индии// Экономическая наука современной России, № 2, 2000.

  1. В.Михеев. Эволюция социально-экономической модели Китая// Общество и экономика, № 3-4, 2000.

  1. А.Н.Петров и др. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. Общество «Знание», Санкт-Петербург, 2000.

  1. Н.И.Реус. Мировая практика государственного управления структурными преобразованиями на современном этапе// Вестник МГТУ, т.13, №1, 2010.

Информация о работе Планирование в развивающихся экономиках