Планирование в развивающихся экономиках

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

Индикативное планирование (от лат. «indicator» – указатель) – недирективное (советующее, ориентирующее) планирование на государственном уровне. Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями. Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций. Ключевые разделы плана касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи выражаются в конкретных (количественно определенных) плановых заданиях, но последние носят второстепенный характер.

Файлы: 1 файл

Планирование в развивающихся экономиках.docx

— 64.40 Кб (Скачать)

5. При составлении среднесрочных и долгосрочных планов повышение степени прозрачности информации. При составлении средне- и долгосрочных планов экономического развития значительно увеличивается объем информации для принятия решений субъектами экономической деятельности (предприятиями, организациями и др.), которые получают больше возможности для обсуждения составляемых планов и программ экономического развития.

Основные изменения в системе подготовки государственных планов развития народного хозяйства произошли при составлении 10-го пятилетнего плана в условиях вступления КНР в ВТО, ускорения реструктуризации мировой экономики, развития информатизации, новых и высоких технологий, компьютеризации общества и научно-технического прогресса, значительного увеличения количества транснациональных корпораций и расширения масштабов их деятельности. В результате в Китае отмечены значительные изменения в экономике, которые во многом способствовали изменениям в системе составления народнохозяйственных планов. Если вначале основной задачей регулирования экономической структуры было восполнение различного рода дефицита и ликвидация народнохозяйственных диспропорций, то в настоящее время основной задачей является всестороннее и стратегическое регулирование. За 20 с лишним лет экономической реформы повысился как уровень развития производительных сил, так и экономическая мощь Китая. В экономике произошла смена ориентиров от стремления добиться количественных показателей к повышению роли качественных показателей за счет изменения отраслевой структуры производства и перехода к всестороннему и стратегическому планированию пропорций между отраслями экономики, городом и деревней, различными регионами, спросом и предложением. В процессе перехода к среднесрочному и долгосрочному планированию все больше внимания уделяется чисто экономическим рычагам. В начале XXI в. произошел переход от традиционных методов реформирования экономики к новым методам всестороннего совершенствования экономической модели, выражающемся в регулировании экономических интересов государства, предприятия и отдельного работника.

В настоящее время в процессе составления планов развития народного хозяйства КНР выделяют три вида планирования: 1) программное планирование; 2) планирование по основным объектам; 3) региональное и отраслевое планирование.

Программное планирование. Результатом программного планирования стало составление программы экономического развития по пятилеткам и долгосрочной программы развития. Этот вид планирования предусматривает составление комплексной стратегической программы развития народного хозяйства, которая должна играть направляющую роль как для всех остальных планов (включая годовые), так и для макроэкономической политики.

Планирование по основным объектам. Такого рода планирование проводится по тем видам хозяйственной деятельности, которые трудно осуществлять, используя возможности только рыночной экономики, и требуется государственное вмешательство в отраслевое или региональное планирование для решения стоящих перед страной экономических задач. Такой вид планирования позволяет расширять и уточнять задачи программного планирования. Планирование по основным объектам определяет ответственность и обязанности правительства, основные объекты капитального строительства (например, строительство железной дороги в Тибете или ГЭС Санься на реке Янцзы), территориальное размещение объектов и необходимое распределение между ними природных ресурсов.

Региональное и отраслевое планирование. Отраслевое планирование определяет степень маркетизации отраслей и тенденции изменений системы, учитывает технико-экономические особенности отраслей, соблюдает принципы межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции, борется с монополизмом, анализирует основные тенденции развития внутреннего и мирового рынков. Региональное планирование заключается в составлении планов регионального экономического и социального развития местными властями на уровне уездов и выше. Вначале составляется план развития народного хозяйства на уровне провинции, который должен в целом соответствовать государственным программам. Эти программы должны быть согласованы с планами по основным объектам, отраслевыми планами и планами соседних регионов. Все региональные планы должны учитывать общую ситуацию в стране и исходить из местных условий.

Основные права по принятию решений относительно национальной экономики в целом сосредоточены в руках государства и обеспечены необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. Данные решения определяют меры по реализации политики центральных органов, что составляет одну из отличительных особенностей системы планирования в Китае.

В Китае индикативное планирование представляет собой единую целостную систему, которая состоит не только из планов различных уровней, но и разной продолжительности – долгосрочные (10-20 лет), среднесрочные (5 лет) и годовые. Долгосрочный план является документом программного характера, который отражает стратегию развития экономики, науки и техники, социальной сферы. Его основная задача заключается в разработке этой стратегии на период действия плана в соответствии с научным прогнозом, определении темпов экономического развития, основных показателей, основных объектов строительства, установлении экономической политики и основных мероприятий по реализации плана. Долгосрочному планированию отводится ведущее место в системе народнохозяйственного планирования. Китайские экономисты объясняют это следующими обстоятельствами:

1. Разработка долгосрочного  плана способствует максимальному  использованию результатов НТП. Только в долгосрочном плане  можно с достаточной степенью  достоверности дать прогнозные  оценки предстоящих прорывов  в науке и технике на длительную  перспективу и определить степень  их влияния на развитие экономики.

2. Составление долгосрочных  планов содействует совершенствованию  производственной, технологической  и территориальной структуры  производства, а также поддержанию  благоприятной экономической обстановки.

3. Долгосрочный план призван  сыграть значительную роль в  мобилизации и стимулировании  активности населения страны.

 

Среднесрочные (пятилетние) планы являются связующим звеном между долгосрочными и годовыми планами. В последних осуществляется конкретизация задач долгосрочной стратегии. В среднесрочном плане особое значение имеет проработка следующих аспектов:

  1. темпов экономического роста;

  1. основных пропорций, складывающихся в экономике страны;

  1. основных показателей развития национальной экономики;

  1. масштабов, направлений и эффективности капитальных вложений;

  1. ключевых проблем развития и внедрения достижений НТП;

  1. среднего уровня жизни городского и сельского населения страны;

  1. уровня комплексного использования природных ресурсов и степени защиты окружающей среды от загрязнения;

  1. уровня рождаемости и естественного прироста населения;

  1. важнейших направлений экономической и научно-технической политики государства;

  1. основных мер по обеспечению выполнения плана.

Пятилетний план выступает в качестве основной формы организации производства, строительства, обращения и социальной сферы.

Таким образом, долгосрочное и среднесрочное планирование имеет стратегическое значение и играет решающую роль в развитии экономики страны. Стратегические концепции долгосрочного и среднесрочного планирования реализуются через годовые планы, превращаются в практические планы с четкими задачами, целостными показателями и конкретными мероприятиями. Одновременно годовые планы выполняют роль обратной связи. Государственные плановые органы Китая имеют возможность в соответствии с новой ситуацией и проблемами, возникающими в процессе реализации годового плана, пересматривать пятилетние планы с тем, чтобы они в большей степени соответствовали реальной действительности. В этой связи необходимо обеспечивать увязку долгосрочных, пятилетних и годовых планов, создавая систему планов.

 

Разработка планов обычно проводится в четыре этапа:

  1. подготовительная работа;

  1. разработка контрольных цифр;

  1. составление и передача на утверждение проекта плана;

  1. рассмотрение, утверждение и передача плана нижестоящим органам («сверху-вниз»).

Руководство плановой работой осуществляет Госсовет, который является высшим государственным исполнительным органом. Через свой орган планового управления – Государственный плановый комитет – он отвечает за процесс составления и организацию выполнения народнохозяйственных планов.

Существующий порядок составления народнохозяйственных планов предусматривает движение информации «сверху – вниз», «снизу – вверх», а также сочетание этих двух подходов. Как правило, при составлении долгосрочных и среднесрочных планов информация движется «дважды вниз, один раз вверх», то есть первоначально Госсовет разрабатывает плановые показатели и контрольные (рекомендательные) цифры, затем регионы и отрасли представляют вышестоящим органам свои проекты планов и, наконец, Госплан с помощью комплексных балансов разрабатывает проект народнохозяйственного плана экономического и социального развития.

Процедура составления плана выглядит следующим образом. Вначале Комиссией по экономической реформе в увязке с разработками Госплана подготавливаются годовые и пятилетние планы. В них определяется, когда и как проводить те или иные хозяйственные мероприятия. Предварительно собираются предложения и соответствующая информация из провинций. Составляются три варианта каждого из таких планов: ускоренный, средний и замедленный. По каждому из вариантов обсчитываются затраты на их осуществление, оцениваются все «за» и «против». Каждый вариант обсуждается с учеными, представителями предприятий, ведомств и регионов. После соответствующей доработки все три варианта направляются на рассмотрение Госсовета, который – после обсуждения и доработки – представляет окончательный вариант Всекитайскому собранию народных представителей (ВСНП). Однако одобренный ВСНП план не является директивой. Это только ориентир на перспективу. Каждый регион и каждое министерство на его основе составляет свой собственный план, в котором могут предусмотреть более быструю или более медленную реализацию тех или иных хозяйственных мер в зависимости от конкретной ситуации в регионе или отрасли. Для координации работы сотрудники Комиссии по экономической реформе выезжают на места. После утверждения планов социально-экономического развития и экономической реформы Госсовет ежемесячно рассматривает ход их осуществления и принимает необходимые меры по регулированию социально-экономических процессов на макроуровне, включая изменение в нормативной базе.

Китайские специалисты считают, что рынок выдвигает такие проблемы, по которым необходимо принимать решения на макроуровне. Для выявления этих вопросов разработана «система предупреждения опасности» на основе систематического анализа ряда важнейших макроэкономических показателей: темп роста производства; эмиссия наличных денег; динамика капитальных вложений; объем кредитных вложений; напряженность работы транспорта, энергетической системы, металлургии (балансы соответствующих продуктов); движение цен; процентные ставки по кредитам и вкладам. Считается, что рост накоплений и устойчивое развитие экономики можно обеспечить лишь при условии, когда рост производительности труда опережает повышение средней заработной платы, а увеличение последней – выше прироста среднего уровня цен.

Подготовка хозяйственных решений по возникающим вопросам и их правовое регулирование осуществляются в несколько этапов. Сначала проводится экспериментальная проверка предлагаемых нововведений в хозяйственный механизм. При положительном результате эксперимента принимается правительственное решение, которое обеспечивает его широкое внедрение. Затем уже реально сложившееся экономическое отношение закрепляется законом. В силу этого законодательное регулирование реформированных отношений несколько отстает от хозяйственной практики; только после накопления положительного опыта в течение ряда лет ставится задача о внесении соответствующих изменений в Конституцию.

Порядок составления всех видов долгосрочных и среднесрочных планов исходит из требования «управлять государством на основе закона». Всего определено пять этапов при составлении планов 10-й и 11-й пятилетки: 1) составление программы; 2) составление плана по основным объектам; 3) составление отраслевых программ; 4) составление региональных программ; 5) исправления во всех видах программ.

1. Составление программы. Госсовет КНР предлагает проект программы, ВСНП ее утверждает, ведомства, отвечающие за планирование, составляют проект программы на основании требований Госсовета КНР. В проекте программы должны присутствовать стратегия развития, цели макрорегулирования, основные области развития, а также необходимая увязка задач ведомств, отвечающих за макрорегулирование, и отраслевых ведомств.

2. Составление плана по основным объектам. Этот план составляется ведомствами по планированию государственного развития и местными органами власти. Они совместно определяют на основе прогноза экономического развития спрос и предложение на рынке и основные объекты для планирования. После составления проекта плана по основным объектам в ходе опроса происходит учет мнений всех заинтересованных сторон, созывается консультативное совещание, на котором присутствуют представители различных ведомств Госсовета КНР, представители местных властей на уровне провинций. В результате принимается согласованное решение по плану по основным объектам, которое утверждается Госсоветом КНР.

Информация о работе Планирование в развивающихся экономиках