- Экономика
развивающихся стран.
- Тестовое
задание.
- Список использованных
источников.
1.
Экономика развивающихся
стран.
Развивающиеся
страны характеризуются определенными
чертами, которые позволяют рассматривать
их как группу с определенными совпадающими
интересами в области экономики и политики.
Выделяют следующие признаки:
-
зависимое положение в системе
мирового капиталистического хозяйства,
нахождение в системе производственных
отношений мирового капитализма;
-
переходной характер внутренних
социально-экономических структур,
производственных отношений в
целом;
-
низкий уровень развития производительных
сил, отсталость промышленности,
сельского хозяйства, производственной
и социальной инфраструктуры.
В
системе мирохозяйственных связей
не может не отражаться многоукладная
социально-экономическая структура
развивающихся стран, хотя в ней
и происходит усиление капиталистического
сектора и ослабление позиции
некапиталистических секторов.
Экономическая
зависимость развивающихся стран
от развитых стран проявляется, прежде
всего, в том, что развитые страны являются
"чистыми" экспортерами капитала
в развивающиеся страны, тогда как развивающиеся
страны являются, по существу, их должниками.
Разные
условия, в которых находятся
развивающиеся страны, отражаются на
темпах экономического развития этих
стран.
Особенности
воспроизводства объясняются тем,
что переход к индустриальному
типу производительных сил здесь
осуществляется не по стадиям, а скачкообразно,
что обуславливает серьезные
экономические издержки. Страны вынуждены
вкладывать все больше средств на
обеспечение прироста каждой единицы
процента ВНП, то есть происходит быстрый
рост фондоемкости производства, отражая
слабую эффективность производства.
Диспропорции
характерны также и в территориальной
структуре большинства развивающихся
стран. Как правило, здесь имеются зоны:
относительно развитая, часто единственная
- центр и обширная отсталая - периферийная.
Причем связи между центром и периферией
носят деформированный характер, в то
время как связи первого с Западом выражены
рельефнее, чем с собственной периферией.
Это свидетельствует о недостаточной
целостности, интегрированности народного
хозяйства. Центры, притягивая к себе новые
капиталовложения, технику, рабочую силу,
используя преимущества прежних накоплений,
все больше "привязывают" себя к мировым
капиталистическим центрам. В то же время
промышленные анклавы молодых стран не
в состоянии вовлечь в производственный
процесс всех мигрантов с периферии, которые
превращаются в безработных и полубезработных.
По
данным экспертов Организации Объединенных
Наций, международных организаций
и др., развивающиеся страны к
концу 80-х годов отстают от развитых
западных стран по производительности
труда в промышленности в 6-10 раз,
в сельском хозяйстве в 20-25 раз, и
этот разрыв сохраняется с начала
60-х годов почти без изменений.
Низкий уровень производительности
труда является главной экономической
основой, которая предопределяет неравноправное,
подчиненное положение развивающихся
стран на мировом капиталистическом
рынке. В результате сохраняется
отсталая структура экономики и
постоянная потребность в притоке
капитала из-за границы, экономическая
зависимость от современного Запада.
Экономическая
зависимость развивающихся стран,
как и экономическая отсталость,
имеет свои конкретные проявления:
-
во-первых, молодые освободившиеся страны
находятся в непосредственной зависимости
от реализации своей сырьевой продукции
на мировых рынках,
-
во-вторых, в экономике большинства этих
стран ключевые позиции занимает иностранный
капитал.
При
анализе рассматриваемого вопроса
становится очевидным, что уровень
развития производительных сил довольно
сильно дифференцирован между различными
группами развивающихся стран. Страны,
располагающие богатыми природными
ресурсами, емким внутренним рынком,
валютными средствами и значительными
резервами рабочей силы, а также
необходимым уровнем общей и
профессиональной подготовки, быстро
вырываются далеко вперед как по темпам,
так и по достигнутому уровню индустриализации.
Так, если за последние 25 лет темпы
роста промышленного производства
в развивающихся странах были
в среднем выше, чем в развитых
капиталистических государствах, то
обеспечивалось это в 9 из 117 стран, которые
дали более 71% этого прироста. В целом
на 5 крупнейших развивающихся стран
приходится сейчас до двух третей их суммарного
промышленного производства. Это, прежде
всего, новые индустриальные страны.
Главным
внутренним фактором, диктующим специфику
экономического роста развивающихся стран
в последние десятилетия, стал демографический
фактор. Экономический рост в развивающихся
странах перекрывается устойчивой тенденцией
роста населения. Эта тенденция ведет
к ухудшению положения трудящихся масс.
Демографический фактор оказывает сильное
давление на структуру рынка, занятость,
производство. Это давление сказывалось
по следующим направлениям:
-
рост населения автоматически
повышает уровень потребительского
спроса, создавая напряжения во
всех звеньях массового потребления,
-
демографический фактор оказывает
сильное воздействие на инвестиционный
процесс, вынуждая государство
расширять производственный аппарат,
состоящий из мелких, кустарных
и полукустарных предприятий,
для обеспечения роста занятости
хотя бы в соответствии с
ростом резерва рабочей силы.
Научно-техническая
революция значительно расширила
возможности хозяйственного подъема
отставших в экономическом отношении
стран. Но проблема в том, что она одновременно
углубила разрыв между состоянием "периферийных"
и общемировых производственных сил, осложнив
использование их возможностей для индустриализации
первых.
В
послевоенное время произошли значительные
перемены в структуре прямых инвестиций
развитых капиталистических государств
в развивающихся странах. В 50-х
и 60-х годах преобладали инвестиции
в добывающую промышленность, особенно
в нефтепромыслы. В 70 - 80-е годы одновременно
с развитием индустриализации увеличилась
роль инвестиций в торговлю, легкую
и обрабатывающую промышленность.
Воздействие
иностранного капитала на развивающиеся
страны имеет противоречивые эффекты.
С одной стороны инвесторы
постоянно апеллируют к тому, что
они приносят в развивающиеся
страны новую технологию, современную
организацию и управление и способствуют
повышению занятости. С другой стороны,
они в огромных масштабах выкачивают
из развивающихся стран прибыль,
что отнюдь не соответствует интересам
развивающихся стран, а также
стремятся к контролю над их хозяйством
и присваивают значительную часть
прибавочной стоимости. Но есть и
третья сторона: развивающиеся страны
не могут сегодня объективно обойтись
без иностранного капитала - это
факт однозначный, и с ним надо
считаться.
Следует
отметить, что внешнеторговая стратегия
развивающихся стран оказывает
воздействие и на динамику основных
показателей развития этих стран. Сдвиги
в системе мирового капиталистического
хозяйства усиливает неравномерность
развития отдельных стран и в
особенности развивающихся государств,
что вызывает для них особенное
обострение проблемы рынка. Через внешнюю
торговлю национальная экономика взаимодействует
с хозяйствами других стран. В
то же время она является основным
каналом, через который мировой
рынок воздействует на национальное
хозяйство.
В
основе торговой политики Запада в
отношении развивающихся стран
остается ортодоксальный протекционизм.
В настоящее время приблизительно
треть экспортной продукции выпускается
в развивающихся странах на предприятиях,
контролируемых Западом. Отсюда - исключительно
высокая доля внутрифирменной торговли.
В частности, более трети импорта США готовых
изделий из развивающихся стран представляют
собой внутрифирменные поставки. На поставки
такого рода распространяется относительно
либеральный режим ввоза в индустриальные
страны Запада. Другое положение складывается
в отношении импорта готовых изделий,
поступающих с предприятий, принадлежащих
национальному капиталу развивающихся
стран. Здесь широко используются торгово-политические
средства, направленные на создание препятствий
в выходе продукции на рынок западных
стран. Главную роль в сдерживании импорта
из развивающихся стран играют нетарифные
ограничения. Это, во-первых, меры, направленные
на удорожание товара. Во-вторых, меры
по количественному сокращению ввоза
(импортные квоты, соглашения о "добровольном"
ограничении экспорта, лицензирование).
Первоочередной
задачей экономики развивающихся
стран является существенное ускорение
темпов роста и осуществление
глубоких структурных изменений. Для
этого необходима ускоренная и всесторонняя
мобилизация материальных, кадровых
и финансовых средств для индустриализации,
хотя это еще не гарантирует адекватный
рост инвестиций.
Формирование
производства средств производства
представляет для развивающихся
стран трудную задачу не только из-за
высокой капиталоемкости, сложности
технологических процессов, недостатка
квалифицированной рабочей силы,
но и из-за узких границ внутреннего
рынка. Начальная фаза индустриализации
характеризуется высокой капиталоемкостью
на каждую единицу прироста национального
дохода, так как одновременно приходится
реализовывать дорогостоящие инфраструктурные
проекты. Нынешняя фаза индустриализации
в развивающихся странах сопровождается
в основном ростом коэффициента капиталоемкости,
что требует больших наличных
средств производства даже для стабилизации
темпов роста, не говоря уже об ускорении.
Более мощные в экономическом
отношении страны, как показывает
исторический опыт, стараются решать свои
хозяйственные затруднения за счет внешнего
фактора, в основном через свои отношения
с развивающимися странами, поскольку
среди всех "внешних факторов" развивающиеся
страны - слабейшее звено. Так, чтобы оградить
свои внутренние рынки от молодой промышленности
из развивающихся стран, капиталистические
страны регулярно повышают тарифные ставки
в зависимости от степени обработки сырья
- это затрудняет экспорт из развивающихся
стран. Кроме того, принимаются также и
протекционистские меры - еще один способ
блокировать экспорт развивающихся стран,
приводящей к резко возрастающей их задолженности
промышленно развитым государствам мира.
Глобальной экономической проблемой развивающихся
стран является их постоянно растущий
объем задолженности.
Общие
причины стремительного роста задолженности
развивающихся стран хорошо известны:
это ухудшение общих условий
экономического роста развивающихся
стран, ослабление конкурентоспособности
их промышленности, чрезмерное усиление
государственного регулирования, "откачка"
средств в зоны развитого капитализма,
давление демографического характера,
стремительный рост учетных ставок
международных банков под влиянием
кредитной политики США и других
ведущих стран и т.д.
В
70-е годы в системе международных
экономических отношений существенное
значение приобрела проблема нового
международного экономического порядка
(НМЭП), за осуществление которого на
демократических отношениях выступали
с особенной настойчивостью развивающиеся
страны.
Главная
причина, вызвавшая к жизни саму
эту концепцию, заключается в том, что
уже вскоре после достижения политической
независимости многим развивающимся странам,
их лидерам стало предельно ясно, что без
коренной ломки сохраняющегося неоимпериалистического
разделения труда (НИРТ), существующих
экономических отношений между Западом
и молодыми освободившимися странами
достичь экономической независимости
невозможно.
Содержательная
сторона концепции МНЭП получила
свое отражение в целом ряде крупных
документов ООН. Это, прежде всего, следующие
три документа:
-
Декларация по установлению НМЭП,
принятая Генеральной Ассамблеей
ООН (май 1974 г.);
-
Программа действий по установлению
нового международного экономического
порядка (принята одновременно
с Декларацией);
-
Хартия экономических прав и
обязанностей государств (декабрь
1974 г.).
Декларация
по установлению МНЭП провозглашает, что
этот новый порядок должен быть основан
"на справедливости, суверенном равенстве,
взаимозависимости, общности интересов
и сотрудничестве всех государств независимо
от социально-экономических систем;
он должен устранить неравенство, покончить
с ныне существующей несправедливостью,
с увеличивающимся разрывом между
развитыми и развивающимися странами
и обеспечить все более быстрое
экономическое и социальное развитие
в мире и справедливость нынешнему
и грядущему поколениям". Исключительную
важность представляют провозглашенные
Декларацией следующие принципы,
закрепляющие суверенитет развивающихся
стран: