Планирование в развивающихся экономиках

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

Индикативное планирование (от лат. «indicator» – указатель) – недирективное (советующее, ориентирующее) планирование на государственном уровне. Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями. Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций. Ключевые разделы плана касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи выражаются в конкретных (количественно определенных) плановых заданиях, но последние носят второстепенный характер.

Файлы: 1 файл

Планирование в развивающихся экономиках.docx

— 64.40 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Индикативное планирование (от лат. «indicator» – указатель) – недирективное (советующее, ориентирующее) планирование на государственном уровне. Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями. Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций. Ключевые разделы плана касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи выражаются в конкретных (количественно определенных) плановых заданиях, но последние носят второстепенный характер. Главное содержание плана составляет определение роли государства, в том числе:

а) определение основных задач государства в области экономики на плановый период;

б) детализацию этих задач применительно к инвестированию и перераспределению государственных доходов с указанием источников финансирования капиталовложений и соответствующих государственных мероприятий (предоставление бюджетных субвенций, госкредитование, льготное финансирование и т.д.).

План используется как основной инструмент управления, при этом меняется набор средств реализации планов. Этот тип планирования предполагает использование прямых и косвенных экономических регуляторов (цены, доходы, налоги, процентные ставки, кредиты и др.), ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей. Плановые документы содержат лишь общие контуры прогноза относительно желаемого развития экономики в целом, а также фиксируют решения о государственных расходах и инвестициях, о текущих расходах госпредприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация использования государственных ресурсов, не претендующих на прямое определение решений хозяйствующих субъектов частного сектора. Планирование строится на принципах консультирования и согласования и включает участие на равноправных началах представителей различных «групповых интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др. План рождается в результате многоступенчатых итераций, и в его реализации заинтересованы все участники. Это процесс диалога и согласования, направленный на объединение различных партнеров с экспертами для совместного выявления проблем в различных областях и, по возможности, для предложения конкретных решений. Планирование выполняет, таким образом, информационные функции и влияет на поведение экономических агентов.  

 

  1. Планирование в развивающихся экономиках

 

Система индикативного планирования нашла широкое применение и в странах с развивающейся экономикой. Классическим примером стало использование системы планирования в Индии, получившее широкое признание в связи с индустриализацией страны. После завоевания политической независимости Индия заимствовала у СССР опыт планирования, адаптировала его к рыночной экономике и сделала стержнем всех мер государственного регулирования, направленного на подчинение рыночных механизмов целям социально-экономического развития. Индийское планирование — категория переходного общества, стратегия поэтапной комплексной системной модернизации всей социально-экономической структуры.

Отметим характерные особенности индийского планирования. По мнению индийских специалистов, ее основными элементами являются:

  1. составление парадигм развития;

  1. определение стратегии развития и поддерживающей ее политики;

  1. разработка макропараметров экономического роста и его отраслевой структуры;

  1. распределение ресурсов между центром и штатами, между различными секторами и детализация распределения бюджетной поддержки;

  1. рассмотрение отдельных объектов, программ и проектов в государственном секторе, которые должны быть реализованы для более прямого влияния на процессы развития.

Кроме того, индийское планирование учитывает федеративный характер государства, распределение конституционных полномочий между центром и штатами. Оно осуществляется как на уровне центрального правительства, так и на уровне штатов и согласует центральный план и планы штатов.

Процессу планирования в Индии присущ ряд особенностей. Индийское планирование по своей сути и форме достаточно демократично. Центральная роль в этом процессе возложена на плановую комиссию, которая в своей работе опирается на ряд авторитетных научно-исследовательских организаций (Индийская экономическая школа, Индийский статистический центр П.С.Махаланобиса и др.). Разработанная предварительная схема и принципиальные установки плана направляются Плановой комиссией в плановые органы правительств индийских штатов, которые в свою очередь представляют в комиссию свои встречные предложения. Предварительная работа проводится Плановой комиссией и с крупнейшими объединениями индийских предпринимательских кругов. Последние также сообщают свои предложения, но не ограничиваются этим, осуществляя активную лоббистскую деятельность в данной области. Кроме того, прежде чем Плановая комиссия завершает подготовку проекта плана и передает его на утверждение правительства, некоторые объединения, и прежде всего Всеиндийская торговая палата, разработав свой вариант плана, представляют его для утверждения. Основные установки такого плана носят сугубо индикативный характер. Они могут расходиться с ориентирами, содержащимися в проекте плана Плановой комиссии, но, как правило, в частностях. В целом плановые «задания» индийских предпринимателей (прежде всего корпоративного сектора) в лице крупнейших монополистических группировок (Бирла, Тата, Сингхания и др.) оказываются в русле установок государственного плана.

Индикативное планирование стало развиваться с 50-х годов. В период 1951-1965 гг. Индия имела три пятилетних плана. В основном из-за пограничного конфликта с Пакистаном в период 1966-1969 гг. разрабатывались ежегодные планы социально-экономического развития. В 1969 г. был принят IV пятилетний план. Вследствие политической нестабильности в 1991-1992 гг. страна возвратилась к ежегодному планированию. В 1992 г. был принят VIII пятилетний план, в 1997 г. – IX пятилетний план, в декабре 2002 г. – X пятилетний план развития. В настоящее время в стране действует ХI пятилетний план (2007/08-2011/12 гг.).

Каждый из принятых планов имел свои особенности, связанные с изменениями внутриполитического и социально-экономического характера. Однако приоритетные установки – курс на индустриализацию и развитие промышленного сектора экономики, особенно собственной энергетики, черной металлургии, морского и железнодорожного транспорта, на укрепление продовольственной безопасности страны, развитие науки и техники, содействие мелкому предпринимательству, борьбу с безграмотностью населения – содержались в каждом из перечисленных планов. Одним из важнейших направлений индийских пятилетних планов стал курс на поддержку национальной науки и связанной с ней индустрии, а также системы высшего образования. Во многом благодаря этому в конце XX в. Индия превратилась в один из главных факторов развития мирового рынка информационных технологий.

В рамках стратегических установок индийского планирования важное место отводилось также поддержке мелкого производства всех видов. В связи с этим во всех индийских пятилетних планах предусматривалось резервирование отдельных отраслей за мелким производством, создание профессиональных училищ для подготовки кадров, развитие сети магазинов для сбыта продукции, обязанность государственных организаций закупать их продукцию, постройка государством фабричных помещений и сдача их в аренду мелким производителям. Данные целевые установки планов опирались на основные ориентиры государственной политики относительно малого бизнеса. Главной социальной целью развития малого бизнеса стало не расширение среднего класса, а уменьшение бедности путем расширения занятости. Во главу угла была поставлена задача развития не малого бизнеса как средоточие среднего класса, а развитие мелкой промышленности как важного составного элемента развития промышленности, занятости и экспорта. Главной формой содействия стало не устранение государственного регулирования, а, напротив, активное участие государства в развитии мелкой промышленности путем обеспечения ее кредитом, производственной инфраструктурой, дефицитным сырьем, современными средствами производства (по договору аренды или лизинга), содействия сбыту ее продукции и т.п.

Кроме того, предусматривалась особая политика относительно иностранных инвестиций. Поначалу индийские пятилетние планы были ориентированы на жесткое ограничение прямых иностранных инвестиций. Была проведена национализация в сфере электроэнергетики, нефтеперерабатывающей промышленности, предприятий оборонного комплекса, производящих продукцию прямого и двойного назначения. Затем был закрыт доступ иностранному капиталу в целый ряд отраслей промышленности и рыночной инфраструктуры, например, во внешнюю торговлю, в банковское и страховое дело, розничную торговлю. В условиях укрепления индийской экономики число подобных мер увеличивалось. Было принято решение о передаче контрольного пакета всех иностранных компаний, действующих на территории страны, что вызвало самоликвидацию многих из них. Сегодня политика в отношении иностранных инвестиций исходит из того, что они не могут стать главным источником капиталовложений, но могут служить источником передовых технологий. Приток иностранных инвестиций тщательно регулируется, чтобы направить их, прежде всего, в приоритетные сферы экономики, требующие высоких технологий, и предотвратить приток спекулятивного капитала, а также установление иностранного контроля над отраслями и производствами.

И, наконец, современная тенденция планирования – изменение государственной политики в отношении государственного и частного секторов экономики. До последнего времени планами предусматривалось преимущественное расширение и развитие государственного сектора экономики, поскольку он являлся главным механизмом преодоления колониальной структуры экономики. Госсектор взял на себя выполнение тех задач, которые не хотел или не мог реализовать национальный частный капитал, стал главной опорой общего развития экономики, в том числе ее частного сектора. Расширение же частного сектора происходило не за счет передачи ему государственных предприятий, а через оказание государственной поддержки созданию и росту новых мощностей. Начиная с ХI пятилетки принципиальным отличием плана становится партнерство государственного с частного секторов. Под эгидой правительства Индии был создан комитет представителей частного банковского бизнеса, содействующий проведению инвестиционной политики правительства.

В индийском планировании сочетается долгосрочное (на 20—25 лет), среднесрочное (пятилетнее) и годовое планирование. Основную роль играют пятилетние планы. Они определяют параметры экономического развития и экономического роста и постулируют такие макроэкономические показатели, как совокупные ресурсы, совокупные накопления, размеры капиталовложений, рост ВВП и другие, более широкие экономические и социальные требования. В них подробно рассматриваются программы развития различных отраслей и секторов экономики, а также возникающие проблемы и пути их решения. Таким образом, пятилетние планы определяют программу инвестиций и сферы их вложения для содействия развитию экономики страны в намеченном направлении.

В плане намечаются капиталовложения как государственного, так и частного секторов. Планирование в отношении государственного сектора связано с большей детализацией показателей продукции, капиталовложений и программ. Для частного сектора плановые наметки носят индикативный характер. Но даже в частном секторе, если необходимо достигнуть определенных плановых показателей, важных с общенациональной точки зрения, правительство использует политику и пакеты стимулов, предлагаемых государственному сектору.

Пятилетний план осуществляется через годовые планы. Разработка годового плана связана с более детализированным распределением ресурсов между центром и штатами, а также между различными отраслевыми сферами деятельности правительства, особенно распределением бюджетных ресурсов — с тем, чтобы сделать годовой план частью годового бюджета. Кроме того, в годовом плане более детально прорабатываются программы и проекты, включая развитие конкретных объектов.

Главным рабочим органом планирования является Плановая комиссия, которая определяет ресурсный потенциал и разрабатывает план развития страны, осуществляет его дальнейшее сопровождение, вносит предложения по корректировке социально-экономического развития. Основными функциями Плановой комиссии являются: определение ресурсов страны и возможностей увеличения дефицитных ресурсов; формулирование плана наиболее эффективного и сбалансированного использования ресурсов; установление приоритетов и стадий осуществления плана с расчетом ресурсов, необходимых для каждой стадии; выявление факторов, сдерживающих экономическое развитие, и условий их преодоления; разработка механизма выполнения каждой стадии плана; периодическая оценка хода осуществления плана и внесение предложений по корректировке социально-экономической политики. Это орган, состоящий в основном из экспертов, а также министра финансов и других ключевых министров, ее председателем является премьер-министр.

После составления плана Комиссия следит за его выполнением, в необходимых пределах оказывает помощь исполнительным органам центра и штатов, вносит коррективы. Она любыми способами содействует тому, чтобы экономическая и финансовая политика соответствовала требованиям плана и чтобы его социальные цели и долговременные задачи не упускались из виду ни на одном из этапов. Координирующие функции Плановой комиссии распространяются и на деятельность различных министерств и ведомств, а также штатов.

Высшим органом, утверждающим пятилетние планы, является Национальный совет развития, состоящий из премьер-министра, министров центрального правительства, главных министров штатов — глав правительств штатов и членов Плановой комиссии.

Информация о работе Планирование в развивающихся экономиках