Основные способы оценки предпринимательских рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Все чаще в нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с понятиями «менеджмент» или «менеджер» и уже давно для большинства из нас эти понятия стали синонимами «управления» и «управленца». Но ведь управлять необходимо чем то? Принимая к сведению изучаемую нами дисциплину процесс управления необходимо осуществлять над организацией, фирмой, предприятием или какими-либо другими формами хозяйствующих субъектов. Казалось бы, нет ничего проще, чем управлять чем-то – ведь в данном случае проще всего руководствоваться золотым правилом – divide et impera – разделяй и властвуй.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК 6
1.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «РИСКОВ» 6
1.2. ФУНКЦИИ РИСКА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО УРОВЕНЬ 9
1.3. АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ 13
ГЛАВА II. КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ 16
2.1. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА. 18
2.2. ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВЛИЯНИЯ РИСКОВ. 21
2.3. МАТРИЦА ВЕРОЯТНОСТИ И ВОЗДЕЙСТВИЯ. 21
2.4. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДАННЫХ О РИСКАХ. 23
2.5. КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ. 23
2.6. ОЦЕНКА СРОЧНОСТИ РИСКОВ. 24
2.7. МЕТОД АНАЛИЗА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЗАТРАТ. 24
ГЛАВА III. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ 26
3.1. СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД 28
3.2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. 30
3.2.1. Анализ чувствительности. 31
3.2.2. Метод сценариев. 32
3.2.3. Анализ предельного уровня устойчивости. 33
3.2.4. Метод достоверных эквивалентов (коэффициентов достоверности). 34
3.2.5. Метод корректировки нормы дисконта. 35
3.2.6. Анализ вероятностных распределений потоков платежей. 36
3.2.7. Деревья решений. 37
3.2.8. Метод Монте-Карло (имитационное моделирование). 37
3.3. МЕТОД АНАЛОГИЙ. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 1.58 Мб (Скачать)

Защитная функция выражается в том, что предприниматель все последствия риска несет сам и должен защитить свое предприятие, минимизировав убытки. Предприниматель посредством реализации определенных действий (разработка обоснованного бизнес-плана, заключения договоров с добросовестными партнерами и т.п.) стремится избежать несостоятельности, защититься от банкротства. Данная функция также содержит в себе два основных аспекта: историко-генетический и социально-правовой. Суть историко-генетического аспекта проявляется в том, что человек всегда ищет средства защиты от нежелательных последствий, в результате чего возникают страховые и резервные фонды, финансовые резервы предприятия, происходит страхование от наступления различного рода рисков. Социально-правовой аспект требует внедрения в разные области законодательства категорий правомерности риска. Смелым и энергичным предпринимателям для успешной реализации своих проектов необходима социальная защита путем предоставления определенных гарантий: правовых, политических и экономических.

Инновационная функция способствует внедрению новаций в производственный процесс, поиску новых технологий, применению альтернативных материалов, разработке усовершенствованного оборудования и т.д. за счет того, что руководитель предприятия с целью избегания возможности возникновения риска и уменьшения его негативных последствий вынужден искать новые нетрадиционные решения возникших перед ним проблем.

Любое предприятие по своей сути – сложная производственно-экономическая система, подверженная влиянию множества различных факторов. Риск по своей природе содержит в себе две величины: объективную основу, связанную с неопределенностью влияния окружающей среды, и субъективную – являющуюся результатом принятия решения руководителем. Результат деятельности организации, как положительный, так и отрицательный, необходимо рассматривать как взаимную связь ряда факторов, являющихся внешними и внутренними по отношению к предпринимательской организации.

Все рискообразующие факторы принято разделять на две группы на основании местоположения относительно рассматриваемого предприятия:

    • внутренние – образовывающиеся внутри объекта;
    • внешние – оказывающие влияние на объект из вне.

Внутренние факторы по отношению к предпринимательской деятельности непосредственно связанны с деятельностью организации и взаимодействующих с ней компаний (рис.1), они связаны с ошибками при выборе стратегии и при принятии отдельных решений. На уровень данных рисков влияет компетентность руководства, качество персонала, выбор маркетинговой стратегии и другие проводимые мероприятия.

Рис. 1. Место возникновения факторов риска.


 

 

 

 

Внешние факторы включают в себя – все те условия, которые, как правило, предприниматель  не в силах изменить, но обязан учитывать, так как в итоге они оказывают влияние на конечный результат. К таким факторам относят политические, научно-технические, социально-экономические и экологические. Данные риски не имеют непосредственное отношение к деятельности предпринимателя.

Таблица 1. Факторы, определяющие уровень риска4

В свою очередь внешние и внутренние факторы подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия (таблица 1). Факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на результаты деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого влияния, но способствуют изменению уровня риска.

Рассматривают также нейтивные (от англ. native — присущий) рискообразующие факторы, воздействующие только на конкретный вид риска, и интегральные рискообразующие факторы, оказывающие влияние на риски сразу нескольких видов.5

1.3. Алгоритм анализа  предпринимательских рисков

Одной из основных задач предпринимателя является предвидение риска и снижение его. Руководитель предприятия не должен отказываться от риска, он должен уметь выбирать решения, связанные с управлением рисками на основе объективных критериев с целью минимизации возможного наступления негативных последствий.

Основной задачей оценки предпринимательских рисков является их систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на деятельность предпринимателя.6

Оценка риска – это совокупность аналитических мероприятий, предоставляющих возможность прогноза вероятности получения дополнительного дохода или определенного ущерба при возникновении рисковой ситуации и не принятых вовремя мер по предупреждению риска. Оценка риска включает в себя определение вероятностей неблагоприятных событий и распределения ущербов.

Прогноз риска – это оценка риска на определенный момент времени в будущем с учетом тенденций изменения условий его проявления.

Основной проблемой при анализе риска является выделение показателей неопределенности и риска в условиях дефицита исходной информации. Ограниченность исходной информации может привести к принятию ошибочного решения.

Существует следующий алгоритм оценки рисков (рис. 2).

Рис. 2. Алгоритм оценки рисков.

Система методов оценки  предпринимательских рисков делится на 2 группы:

  1. качественные методы оценки рисков – помогают выявлять риски, присущие реализации выбранного решения; определять количественную структуру риска; выявлять наиболее рискоопасные области в разработанном алгоритме решения;
  2. количественные методы – основываются на данных, полученных в результате качественной оценки, т.е. оценке подвергаются только те риски, которые уже присутствуют при выполнении конкретной операции алгоритма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Качественные методы анализа предпринимательских рисков

Качественный анализ риска предполагает определение факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям. Качественный анализ включает в себя: раскрытие возможных зон риска, т.е. определение источников и причин риска; распознавание возможных рисков;  установление практической пользы и возможных неблагоприятных последствий, наступающих при реализации решения, содержащего риск;  распределение рисков по экспертным данным.

При качественном анализе выделяются наиболее значимые риски, которые впоследствии будут подвергнуты количественному анализу. Проведение качественной оценки оптимально во время планирования проекта, так как угрозу представляют невыявленные своевременно риски. На данном этапе руководитель организации уже может наглядно оценить по количественному составу степень рискованности и отказаться от воплощения в жизнь выбранного решения.

Ниже мы рассмотрим входы и выходы для осуществления качественного анализа.

Под входом в данном случае подразумевается любой элемент, который требуется процессу перед его началом, зачастую данный элемент является выходом ранее завершенного процесса. Выход – в данном случае результат, появившийся в последствие процесса.

Входы:

  1. Реестр рисков. Первоначальная подготовка реестра начинается в процессе распознавания рисков, во время которого создаются списки идентифицированных рисков и предполагаемых действий по реагированию.

Список идентифицированных рисков: после идентифицированные списки детализируются в достаточном объеме. После чего разрабатывается упрощенная структура рисков, примером которой может служить следующее утверждение: возможно произойдет СОБЫТИЕ, которое окажет ВОЗДЕЙСТВИЕ, или при каком-либо УСЛОВИИ произойдет СОБЫТИЕ, несущее определенное ПОСЛЕДСТВИЕ. 

Список возможных действий по реагированию: в процессе идентификации определяются возможные действия по реагированию на риски.

  1. План управления рисками. Для качественного выполнения существенными являются следующие элементы управления рисками: разграничение ответственности и распределение ролей в управлении рисками,  бюджетом и запланированными операциями по управлению рисками, категории рисков, установление вероятности возникновения и воздействия, матрица вероятности и воздействия и уточнение у заинтересованных сторон готовности принимать определенные риски. 
  2. Описание содержания проекта. Проектам, основанным на технических достижениях или использующим инновационные технологии, присуще высокая степень неопределенности, которую можно изучить при ознакомлении с описанием содержания проекта.
  3. Активы процессов организации. Активами, оказывающими влияние, на процесс качественного анализа являются:
  • информация по ранее завершенным подобным проектам;
  • изучение похожих проектов специалистами;
  • базы данных по рискам, полученные из промышленных или частных источников.

Результатом качественного анализа является обновление реестра рисков. Информация, полученная в результате качественного анализа рисков, добавляется в реестр рисков, далее обновленный реестр вносится в документы проекта. Основными элементами обновления реестра являются:

  • Относительное ранжирование или список приоритетов рисков проекта: осуществляется расстановка рисков по приоритетности на группы «высокого риска», «среднего риска», «низкого риска». Расстановка происходит на основании различных факторов (по срокам, стоимости, исполнения).
  • Риски, сгруппированные по категориям: классификация рисков по категориям позволяет раскрыть их первопричины или выявить области проекта, требующие пристального наблюдения. Выявление концентраций риска предоставляет возможность повышения эффективности реагирования на них.
  • Причины рисков или области проекта, требующие особого внимания.
  • Список рисков, требующих немедленного реагирования.
  • Список рисков, требующих дополнительного анализа и реагирования.
  • Списки рисков с низким приоритетом, требующих наблюдения.
  • Тенденции результатов качественного анализа рисков. При выполнении повторного анализа возможно обнаружение тенденций развития определенных рисков, что может потребовать срочного реагирования или дальнейшего анализа.

Существует несколько основных способ качественной оценки рисков:

  • Экспертная оценка;
  • Оценка вероятности возникновения и влияния рисков;
  • Матрица вероятности воздействия;
  • Оценка качества данных о рисках;
  • Классификация рисков;
  • Оценка срочности рисков;
  • Метод анализа целесообразности затрат.

2.1. Экспертная оценка.

Одним из наиболее распространенных методов является метод экспертных оценок.

Рис. 3. Алгоритм технологии экспертного оценивания рисков7

Основными действующими лицами при проведении данной оценки как уже видно из названия являются эксперты. Руководство предприятия составляет список критериев проводимой оценки в виде экспертных (опросных) листов. Каждому критерию присваивается соответствующий вес, значение которого экспертам не сообщают. Далее к каждому критерию разрабатывают варианты ответов, веса которых также не сообщаются экспертам. Для проведения достоверного исследования, эксперты должны обладать обширным объемом знаний об оцениваемом мероприятии. При проведении экспертизы необходимо проводить анализ поставленных вопросов и выделять выбранный вариант ответа. После этого заполненные экспертом листы обрабатываются путем статистических методов обработки информации – и получают результаты проведенной экспертизы. Кратко процесс экспертной группы представлен на рисунке 4.

Рис. 4. Процедура  работы  с  экспертами  во  время  проведения  экспертного опроса

Метод экспертных оценок представляет собой комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью эксперта по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации.8

  Эксперт, в процессе своей деятельности, должен находить наиболее оптимальное решение, основываясь на своих знаниях, умениях, опыте, интуиции. Для получения количественных оценок качественных суждений, не поддающихся физическому измерению, эксперты проводят интуитивно-логический анализ. Одним из главных недостатков экспертного метода является отсутствие обеспечения достоверности оценок полученных в результате необъективности оценщиков. Для повышения достоверности исследования необходимо проводить отбор экспертов по различным критериям, включая высокую квалификацию и независимость.

Информация о работе Основные способы оценки предпринимательских рисков