Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:05, реферат
Определение понятию предпринимательство. Функции предпринимательской деятельности. Виды и формы предпринимательской деятельности. Цели и мотивы предпринимательской деятельности. Государственная поддержка предпринимательской деятельности. Предпринимательский потенциал России и его характерные черты.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Федеральный Закон "Об Акционерных обществах" ограничивает число акционеров в ЗАО - не более пятидесяти. ЗАО - также является привлекательной формой для малого бизнеса.
К основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ) холдинги.
Концерн — объединение предприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под единое управление. Концерн — это одна из самых сложных форм объединения, поскольку включает в себя предприятия разных отраслей промышленности, банков, транспорта, торговли и осуществляет совместную деятельность на основе добровольной централизации функций (финансовой, научно-технической, производственной, инвестиционной, внешнеэкономической).
Ассоциация (союз) - одна из организационно-экономических форм некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединением юридических лиц.
4. Цели и мотивы предпринимательской деятельности.
Цель предпринимательской деятельности - прибыль. Она выступает как вознаграждение за предпринимательскую деятельность. Стимул поиска новых комбинаций ресурсов, рыночных возможностей, открытий, новаций и их использования в воспроизводственном процессе. Предпринимательская прибыль недолговечна, носит временный характер. Она исчезает, как только предпринимательские начала исчерпываются, как только новаторская форма производства превращается в традиционную, постоянно повторяющуюся.
Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т.е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.
Если говорить о мотивах предпринимательской деятельности, то основными из них можно выделить:
Хотя предпринимательская деятельность связана с удовлетворением общественных потребностей, предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. В действительности побудительным мотивом предпринимательской деятельности является материальный интерес, выраженный в форме предпринимательского дохода. Особенности природы дохода от предпринимательской деятельности заключаются в том, что он, во-первых, получен посредством рыночного обмена, во-вторых, является результатом лучшего применения ресурсов в процессе хозяйственного оборота. Поэтому доходы от собственности (рента, арендная плата, проценты на капитал) и трудовой деятельности (заработная плата, гонорары) не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства.
В реальной хозяйственной практике внутренняя мотивация предпринимателя принимает форму целевых устремлений, которые формируются под влиянием множества факторов. Реализуя функцию собственника, предприниматель должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов. С другой стороны, как управленец, он не может не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации. Стремясь к обеспечению долгосрочной устойчивости предприятия, предприниматель вынужден формировать свое цели с учетом всех действующих факторов, и не может ориентироваться на максимизацию какой-либо из своих функций. Сказанное не означает отрицания внутренней мотивации предпринимательства. Любая цель, принимаемая в качестве приоритетной, всегда предполагает одно непременное условие - обеспечение приемлемой нормы доходности. Такое ограничение не случайно, а обусловлено той ролью, которую доход играет во всем процессе предпринимательства. Доход является оценкой успеха и психологическим стимулом предпринимателя, показателем эффективности использования ресурса и оценки инвестиционных возможностей, источником развития предпринимательства.
5. Государственная поддержка предпринимательской деятельности.
Без предпринимательства в принципе не может быть экономики. Соответственно, чем более развито предпринимательство, тем более успешно функционирует экономика, тем выше наполняемость бюджета, тем больше товара на рынках, тем выше уровень жизни в государстве… Логическую цепочку можно продолжать еще очень долго, однако, общий вывод ясен: предпринимательство необходимо развивать.
Без сомнения, в условиях идеального рынка (который, как известно, достижим лишь в теории) предпринимательство развивается само, увеличивая тем самым благосостояние и государства, и населения, и самих предпринимателей.
Однако, в условиях реальной жизни скорость (да и сам факт) развития предпринимательства зависит от положения дел в экономике страны. Если экономика находится на стадии подъема и общий экономический климат в государстве благоприятен, то предпринимательство развивается вполне приемлемыми темпами. Если же в экономике наблюдается застой или кризис, если она находится в состоянии спада, депрессии, если в стране процветает коррупция, нищета, чересчур большое социальное расслоение и т.п., то предпринимательство само либо не будет развиваться вообще, либо вообще будет ослабевать и задыхаться, что, в свою очередь, будет способствовать спаду производства и усугублению кризиса, что явится катализатором процесса вымирания предпринимательства. Процесс приобретет циклическую форму и будет постоянно ускоряться. Чтобы избежать этого и выйти из кризиса, государству, помимо прочих мер, необходимо осуществлять поддержку предпринимательской деятельности. Эта поддержка, в зависимости от конкретной ситуации, может проявляться в самых разных формах – от моральной (например, создание через СМИ в общественном сознании положительного образа предпринимателя) до материальной, т.е. создания благоприятных экономических условий для предпринимательства (спектр мер тоже достаточно широк – от безвозмездных грантов до льготных кредитов и льгот по налогам).
Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.
Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.
Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.
Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.
Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.
6. Предпринимательский потенциал России и его характерные черты.
У России состояние ее предпринимательского потенциала |обусловлено переходным характером российской экономики. С одной стороны, в нашей стране быстро растет численность и квалификация предпринимателей (этому способствует сравнительно радикальный характер экономической реформы и высокий уровень образования населения), расширяется предпринимательская (рыночная) инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть российских предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры, очень низка предпринимательская этика и культура, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества. Характерными чертами предпринимательства в России является тесная связь предпринимателей с государственным аппаратом.
Во-первых, в стране сохраняется огромное число полугосударственных предприятий, которые были приватизированы не полностью, и поэтому их нынешние руководители должны учитывать возможности государственного вмешательства в управление этими фирмами («Газпром», «ЕЭС России» и др.).
Во-вторых, очень высока зависимость даже целиком частных
компаний от государственного аппарата из-за высокой бюрократизации всей жизни в стране, в том числе хозяйственной. В-третьих, значительная часть российских предпринимателей является выходцами из государственного аппарата, так как получила доступ к управлению приватизированными или даже с самого начала частными компаниями в результате своих тесных связей с этим аппаратом.
В принципе, тесная связь бизнеса и государственного аппарата может иметь как позитивное воздействие на национальную экономику (пример Японии и в меньшей степени — Южной Кореи), так и негативное (пример Индии, отчасти — Бразилии).
Пример Японии и Южной Кореи говорит о возможности повышения эффективности национальной экономической политики путем тесного взаимодействия между предпринимателями и чиновниками на основе высокого профессионализма, большого чувства ответственности у обеих групп, а также исторически сложившихся тесных связей между ними. Пример Индии и Бразилии свидетельствует об обратном — снижении эффективности экономической политики из-за переплетения предпринимателей и чиновников на основе их коррумпированности, в результате чего доходы национального бизнеса во многом зависят не от наличия предпринимательских способностей, а от близости к государственному аппарату.
Как пишет известный американский специалист по вопросам управления Питер Друкер, «опыт Японии учит нас одному: необходимо поддерживать самые тесные отношения между правительством и бизнесом. Но это возможно лишь в одном случае, если и правительство, и бизнес высокоразвиты и достаточно компетентны. В противном случае — как можно убедиться на примере Индии и Бразилии — эти отношения сведутся к панибратству и коррупции вместо выработки и проведения правильной
Информация о работе Определение и сущность предпринимательской деятельности