Определение и сущность предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:05, реферат

Краткое описание

Определение понятию предпринимательство. Функции предпринимательской деятельности. Виды и формы предпринимательской деятельности. Цели и мотивы предпринимательской деятельности. Государственная поддержка предпринимательской деятельности. Предпринимательский потенциал России и его характерные черты.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

                                    Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - одна из наиболее привлекательных форм малого бизнеса. Организация предприятия в форме ООО позволяет уменьшить личный и имущественный риск учредителей. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и Федеральным Законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", который действует с 1 марта 1998 года.

                                    Акционерные общества (АО): Закрытые Акционерные общества, Открытые Акционерные общества. Акционерные общества, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Федеральный Закон "Об Акционерных обществах" ограничивает число акционеров в ЗАО - не более пятидесяти. ЗАО - также является привлекательной формой для малого бизнеса.

                                    Производственный кооператив. Производственный кооператив отличается от обществ и товариществ тем, что предполагает личное трудовое участие его членов деятельности предприятия. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

 

  К основ­ным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, фи­нансово-промышленные группы (ФПГ) холдинги.

 

       Концерн — объединение предприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под единое управление. Концерн — это одна из самых сложных форм объединения, поскольку включает в себя предприятия разных отраслей промышленности, банков, транспорта, торговли и осуществляет совместную деятельность на основе добровольной централизации функций (финансовой, научно-технической, производственной, инвестиционной, внешнеэкономической).

       Ассоциация (союз) - одна из организационно-экономических форм некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединением юридических лиц.

                                Консорциумы -  организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности. Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов. Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.

                                Синдикат - термин, первоначально относящийся к трейд-юнионам (профессиональным союзам). В более позднее время синдикат — это организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.

                                Картель - форма монополистического объединения или соглашения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, концерны), каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность.

                                Холдинг -  совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.

 

4.                   Цели и мотивы предпринимательской деятельности.

 

  Цель предпринимательской деятельности - прибыль. Она выступает как вознаграждение за предпринимательскую деятельность. Стимул поиска новых комбинаций ресурсов, рыночных возможностей, открытий, новаций и их использования в воспроизводственном процессе. Предпринимательская прибыль недолговечна, носит временный характер. Она исчезает, как только предпринимательские начала исчерпываются, как только новаторская форма производства превращается в традиционную, постоянно повторяющуюся.

Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т.е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

  Если говорить о мотивах предпринимательской деятельности, то основными из них можно выделить:

                                Возможность самовыражения личности, позволяющая работнику в максимальной мере проявлять свое искусство, способности и трудовые навыки для общего блага. Формой такого самовыражения для многих становится трудовая занятость, в которой нет жесткого разделения труда, и человек здесь сам выступает и исполнителем, и организатором, и изобретателем.

                                Возможность включения в производство части финансовых средств населения и дополнительные трудовые ресурсы, к которым относятся пенсионеры, лица с ограниченной трудоспособностью, домохозяйки, студенты, учащиеся, а так же те, которые за пределами основного рабочего дня в государственных, кооперативных, других общественных предприятиях, учреждениях, организациях могут заниматься предпринимательской деятельностью.

                                Желание граждан законным путем повышать свои доходы, что особенно важно для многодетных семей, пенсионеров, а так же для некоторых категорий работающих граждан, получающих невысокую заработную плату, и тем самым обеспечить достойную жизнь себе и своей семье.

  Хотя предпринимательская деятельность связана с удовлетворением общественных потребностей, предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. В действительности побудительным мотивом предпринимательской деятельности является материальный интерес, выраженный в форме предпринимательского дохода. Особенности природы дохода от предпринимательской деятельности заключаются в том, что он, во-первых, получен посредством рыночного обмена, во-вторых, является результатом лучшего применения ресурсов в процессе хозяйственного оборота. Поэтому доходы от собственности (рента, арендная плата, проценты на капитал) и трудовой деятельности (заработная плата, гонорары) не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства.

  В реальной хозяйственной практике внутренняя мотивация предпринимателя принимает форму целевых устремлений, которые формируются под влиянием множества факторов. Реализуя функцию собственника, предприниматель должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов. С другой стороны, как управленец, он не может не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации. Стремясь к обеспечению долгосрочной устойчивости предприятия, предприниматель вынужден формировать свое цели с учетом всех действующих факторов, и не может ориентироваться на максимизацию какой-либо из своих функций.                                             Сказанное не означает отрицания внутренней мотивации предпринимательства. Любая цель, принимаемая в качестве приоритетной, всегда предполагает одно непременное условие - обеспечение приемлемой нормы доходности. Такое ограничение не случайно, а обусловлено той ролью, которую доход играет во всем процессе предпринимательства. Доход является оценкой успеха и психологическим стимулом предпринимателя, показателем эффективности использования ресурса и оценки инвестиционных возможностей, источником развития предпринимательства.

5.                   Государственная поддержка предпринимательской деятельности.

  Без предпринимательства в принципе не может быть экономики. Соответственно, чем более развито предпринимательство, тем более успешно функционирует экономика, тем выше наполняемость бюджета, тем больше товара на рынках, тем выше уровень жизни в государстве… Логическую цепочку можно продолжать еще очень долго, однако, общий вывод ясен: предпринимательство необходимо развивать. 
  Без сомнения, в условиях идеального рынка (который, как известно, достижим лишь в теории) предпринимательство развивается само, увеличивая тем самым благосостояние и государства, и населения, и самих предпринимателей. 
  Однако, в условиях реальной жизни скорость (да и сам факт) развития предпринимательства зависит от положения дел в экономике страны. Если экономика находится на стадии подъема и общий экономический климат в государстве благоприятен, то предпринимательство развивается вполне приемлемыми темпами. Если же в экономике наблюдается застой или кризис, если она находится в состоянии спада, депрессии, если в стране процветает коррупция, нищета, чересчур большое социальное расслоение и т.п., то предпринимательство само либо не будет развиваться вообще, либо вообще будет ослабевать и задыхаться, что, в свою очередь, будет способствовать спаду производства и усугублению кризиса, что явится катализатором процесса вымирания предпринимательства. Процесс приобретет циклическую форму и будет постоянно ускоряться. Чтобы избежать этого и выйти из кризиса, государству, помимо прочих мер, необходимо осуществлять поддержку предпринимательской деятельности. Эта поддержка, в зависимости от конкретной ситуации, может проявляться в самых разных формах – от моральной (например, создание через СМИ в общественном сознании положительного образа предпринимателя) до материальной, т.е. создания благоприятных экономических условий для предпринимательства (спектр мер тоже достаточно широк – от безвозмездных грантов до льготных кредитов и льгот по налогам). 
  Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.
  Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности. 
  Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм. 
  Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности. 
  Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности. 

6.                   Предпринимательский потенциал России и его характерные черты.

  У России состояние ее предпринимательского потенциала |обусловлено переходным характером российской экономики. С одной стороны, в нашей стране быстро растет численность и квалификация предпринимателей (этому способствует сравнительно радикальный характер экономической реформы и высокий уровень образования населения), расширяется предпринимательская (рыночная) инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть российских предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры, очень низка предпринимательская этика и культура, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как слою общества. Характерными чертами предпринимательства в России является тесная связь предпринимателей с государственным аппаратом.

  Во-первых, в стране сохраняется огромное число полугосударственных предприятий, которые были приватизированы не полностью, и поэтому их нынешние руководители должны учитывать возможности государственного вмешательства в управление этими фирмами («Газпром», «ЕЭС России» и др.).

  Во-вторых, очень высока зависимость даже целиком частных

компаний от государственного аппарата из-за высокой бюрократизации всей жизни в стране, в том числе хозяйственной. В-третьих, значительная часть российских предпринимателей является выходцами из государственного аппарата, так как получила доступ к управлению приватизированными или даже с самого начала частными компаниями в результате своих тесных связей с этим аппаратом.

  В принципе, тесная связь бизнеса и государственного аппарата может иметь как позитивное воздействие на национальную экономику (пример Японии и в меньшей степени — Южной Кореи), так и негативное (пример Индии, отчасти — Бразилии).

  Пример Японии и Южной Кореи говорит о возможности повышения эффективности национальной экономической политики путем тесного взаимодействия между предпринимателями и чиновниками на основе высокого профессионализма, большого чувства ответственности у обеих групп, а также исторически сложившихся тесных связей между ними. Пример Индии и Бразилии свидетельствует об обратном — снижении эффективности экономической политики из-за переплетения предпринимателей и чиновников на основе их коррумпированности, в результате чего доходы национального бизнеса во многом зависят не от наличия предпринимательских способностей, а от близости к государственному аппарату.

  Как пишет известный американский специалист по вопросам управления Питер Друкер, «опыт Японии учит нас одному: необходимо поддерживать самые тесные отношения между правительством и бизнесом. Но это возможно лишь в одном случае, если и правительство, и бизнес высокоразвиты и достаточно компетентны. В противном случае — как можно убедиться на примере Индии и Бразилии — эти отношения сведутся к панибратству и коррупции вместо выработки и проведения правильной

Информация о работе Определение и сущность предпринимательской деятельности