Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:28, контрольная работа
Понятие риска используется в целом ряде наук. Право рассматривает риск в связи с его правомерностью. Теория катастроф применяет данный термин для описания аварий и стихийных бедствий. Исследования по анализу риска можно найти в литературе по психологии, медицине, философии; в каждой из них изучение риска основывается на предмете исследования данной науки и, естественно, опирается на собственные подходы и методы. Такое разнообразие направлений исследования риска объясняется многоаспектностью этого явления.
1. Введение………………………………………………….3
2. Функции предпринимательского риска………………..6
3. Классификация предпринимательских рисков………..8
4. Заключение………………………………………………28
5. Список использованной литературы…………………. 29
* Экспертная оценка по 10-балльной шкале, повышение риска от 1 до 10
Следующий вид финансового риска — инвестиционный риск. Данный вид риска связан со спецификой вложения предпринимательской фирмой денежных средств в различные проекты. В отечественной экономической литературе часто под инвестиционными подразумеваются риски, связанные с вложением средств в ценные бумаги. Из данных, приведенных в таблице, видно, что уровень инвестиционного риска в России достаточно высок и составляет в среднем 7—10 баллов; для сравнения: в США данный уровень составляет в среднем 1 — 3,7 балла.
Отраслевой риск.
Отраслевой риск — это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степенью этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы:
деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;
насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом;
каковы результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, имеется ли значительное расхождение в результатах.
С работой предприятий отрасли, а следовательно, и с уровнем отраслевого риска непосредственно связаны стадия промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конкуренции. При этом уровень внутриотраслевой конкуренции является источником информации об устойчивости предпринимательских фирм в данной отрасли по отношению к фирмам других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска. Об уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей информации:
степень ценовой и неценовой конкуренции;
легкость или сложность вхождения организации в отрасль;
наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей;
рыночная способность покупателей;
рыночная способность поставщиков;
политическое и социальное окружение.
Однако перечисленные условия, в которых функционирует отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому предпринимательским фирмам необходимо постоянно учитывать отраслевой риск при любых видах деятельности.
Инновационный риск.
Инновационный риск особенно важен в современной предпринимательской деятельности, которая находится на этапе увеличения капиталов, используемых как для производства существующих товаров и услуг, так и для создания новых, ранее не производимых.
Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:
при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;
при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;
при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя; риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги; риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачи.
В литературе по теории бизнеса часто можно встретиться с терминами "высокий риск" и "слабый риск". В данном случае речь идет о различных уровнях риска. Уровень риска зависит от отношения масштаба ожидаемых потерь к объему имущества предпринимательской фирмы, а также от вероятности наступления этих потерь.
4. Заключение.
Неизбежность экономического риска в предпринимательской деятельности обусловлена действием объективных законов рыночного механизма, свободой предпринимательства и конкуренцией. Предпринимательский риск можно определить как деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которого имеется возможность оценить вероятность достижения желаемого результата, неудачи и отклонения от цели, содержащихся в выбираемых альтернативах. Такой взгляд основан на том, то риск - это опасность неудачи, непредвиденных потерь в условиях неопределенности экономической ситуации.
Существует множество разновидностей предпринимательского риска, различающихся по ряду признаков. Основными видами предпринимательского риска являются производственный, финансовый и коммерческий. Все обладают своими особенностями и причинами возникновения.
1. Минаев С. Как управлять предпринимательскими рисками // Финансовый бизнес. 1997. №2.
2. Овчаров А. Постижение неопределенности. Риск-менеджмент в сфере банковской деятельности // РИСК. 1997. №6.
3. Основы предпринимательства. Под ред. А.С. Пелиха. М., 1996.
4. Первозванский А.А. , Первозванская Т.Н.. Финансовый рынок: расчет и риск. М., 1990.
5. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.
6. Райзберг Б.Г. Азбука предпринимательства. М., 1995.
7. Хизрич Р., Питерс М. Экономический образ мышления. М., 1992.
2