Лжепредпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является изучение незаконного предпринимательства, на основе анализа имеющегося материала и действующего уголовного законодательства определение имеющихся проблем в экономике, возникающих вследствие развития незаконного предпринимательства, и пути их решения.
Содержание цели формирует комплекс задач дипломной работы. К ним относятся следующие:
- дать общую характеристику предпринимательской деятельности в РК, а также раскрыть формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
- изучить уголовно-правовую характеристику незаконного предпринимательства, определить объективные и субъективные признаки, а также квалифицирующие признаки незаконного предпринимательства;
- исследовать криминологические аспекты незаконного предпринимательства как вида экономической преступности;
- сформулировать и наметить пути решения выявленных в ходе исследования проблем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Понятие и виды предпринимательской деятельности
1.2 Формы и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Правовая характеристика незаконного предпринимательства
2.2 Объективные признаки незаконного предпринимательства
2.3 Субъективные признаки незаконного предпринимательства
2.4 Некоторые вопросы квалификации незаконного предпринимательства
3 КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

лжепредпринимательство.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

2.          Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными и теневыми структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

3. Способность к саморазвитию  и прогрессу, что особенно важно  в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая  безопасность - это совокупность условий  и факторов, обеспечивающих независимости  национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к  постоянному обновлению и самосовершенствованию.

Сущность экономической  безопасности реализуется в системе  критериев и показателей. Критерий экономической безопасности - это  оценка состояния экономики с  точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической  безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентноспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые  значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать рост теневой составляющей экономики, уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.

Важно подчеркнуть, что  наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.

Следовательно, можно  сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентноспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.

Среди показателей экономической  безопасности можно выделить показатели:

·    экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

·    характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

·    характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

·    качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т.д.) .[50]

Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

·    предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентноспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного потенциала;

·       предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;

·       предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.[51]

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая  безопасность - это способность экономики  обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентноспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Борьбе с экономической  преступностью отводят особое место  в своей деятельности органы внутренних дел, другие правоохранительные органы.

На первых этапах преобразований сыграло свою роль и сознательное ослабление борьбы с экономической  преступностью, вытекавшее из изначально порочной установки о необходимости  и полезности использования теневых  капиталов в качестве базы рыночных реформ.[52]

Важная роль в борьбе с экономической преступностью  принадлежит также органам прокуратуры.

Данные прокурорской статистики за последние годы свидетельствуют  о ежегодном увеличении выявляемых нарушений законов в экономической сфере, которые создают чрезвычайно благоприятную среду для оживления и разрастания криминально-теневой деятельности. Удельный вес экономической преступности проявляет тенденцию к возрастанию. Согласно статистическим данным Комитета по правовой статистике и спецучетам при Генеральной Прокуратуре РК в целом по стране за 2006 год выявлено 1474 (15609 - 2005г.) преступлений экономической направленности, что на 5,6% ниже предыдущего года. Их удельный вес в общем, массиве зарегистрированных преступлений составил 96,9%.

Наибольшие показатели в абсолютных цифрах в Карагандинской - 596 (1297), Южно-Казахстанской - 1334 (1142), Восточно-Казахстанской - 1165 (1198), Костанайской - 946 (928), Алматинской - 917 (962), Павлодарской - 907 (0812), Акмолинской - 833 (772) областях и в г. Алматы - 1246 (1371).

Рост преступности данной категории отличается в Актюбинской (на 25,6%), Карагандинской (25,2%), Атырауской (23,1%), Мангыстауской (21,0%), Акмолинской (7,9%), Северо-Казахстанской (14,2%), Павлодарской (11,7%) и Костанайской (1,9%) областях, а также среди военнослужащих ВСД и ВП МВД (15,9%)/19/.

Природа теневой и  криминальной экономики достаточно сложна. В настоящее время ее масштабы в Казахстане можно оценить лишь ориентировочно.

Среди преступлений экономической  направленности увеличивается количество преступлений совершаемых в предпринимательской сфере.

По статистическим данным Комитета по статистике и спецучетам при Генеральной Прокуратуре  за 12 месяцев 2006 г. в сфере предпринимательской  деятельности было выявлено 1516 нарушений. По выявленным нарушениям было исполнено 687 предписаний. Также удовлетворено 829 протестов.

За 2006 г. рассмотрено 593 представлений  с принятием мер по устранению нарушений. На рассмотрение суда направлено 28 заявлений в порядке статьи 23 п.2 Закона РК «О прокуратуре». Из них 21 заявлений удовлетворено. По мерам прокурорского реагирования возмещено ущерба и применено экономических санкций на сумму 32878127 т. В том числе в доход государства 24810986т., из них в государственный бюджет 12952705т.

За 12 месяцев 2006 г. проведенными прокуратурой проверками было выявлено 1946 нарушений законов в сфере  предпринимательской деятельности. По выявленным нарушениям исполнено 294 предписаний, удовлетворено 652 протестов. В суд направлено 11 заявлений  в порядке ст.23 п.2 Закона РК «О прокуратуре». Из них 7 удовлетворено. По мерам прокурорского реагирования реально возмещено ущерба и применено экономических санкций на сумму - 8953422т. В том числе в доход государства - 7830198т. Из них в государственный бюджет -7829851т.

Выявление и пресечение незаконного предпринимательства  является одним из основных направлений  деятельности финансовой полиции.

Так, в сфере незаконного  предпринимательства в 2006 г. по республике ими было возбуждено 1049 уголовных  дел, что составило более 8% от общего количества (12922) возбужденных уголовных дел.

Из них в Карагандинской области было выявлено фактов незаконного  предпринимательства и по ним  возбуждено 264 уголовных дел по ст. 190 УК РК, или 22% от общего числа возбужденных уголовных дел (1228). То есть практически каждое пятое уголовное дело связано с нарушением установленного порядка осуществления предпринимательской деятельности.

По г. Астана за преступления совершаемые в сфере предпринимательской  деятельности влекущие уголовную ответственность возбуждено за три месяца 2006 г. 7 уголовных дел. Из них одно отменено как незаконное.

За аналогичный период 2007 г. органами финансовой полиции возбуждено 5 уголовных дел, которые находятся  на стадии предварительного следствия. Отмены незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел по данной категории нет.

Что касается незаконных постановлений о возбуждении  уголовных дел по фактам незаконного  предпринимательства, нужно сказать  о том, что нельзя забывать, что  защита конституционных прав граждан в уголовном процессе является одним из приоритетных направлений.

Своевременная проверка законности решений о возбуждении  уголовного дела по фактам незаконного  предпринимательства предотвращает  факты незаконного привлечения  граждан к уголовной ответственности.

Диспозиция ч.1 ст. 190 УК РК предполагает под незаконным предпринимательством - осуществление предпринимательской  деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии), сопряженная с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением и сбытом подакцизных товаров.

В соответствии со ст. 10 Гражданского Кодекса РК, под предпринимательством понимается инициативная деятельность граждан, направленная на получение  чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары.

Наибольшую актуальность представляет выявление и пресечение предпринимательства по лицензируемым  видам деятельности, предусматривающим  особые условия и требования к  хозяйствующему субъекту. Данный порядок  регулируется Законом РК «О лицензировании»  от 17 апреля 1995г. № 2200. Под лицензией понимается выдаваемое компетентным государственным органом разрешение гражданину или юридическому лицу заниматься определенным видом деятельности или совершать определенные действия. Такие разрешения предусмотрены для ряда видов деятельности. Мы же остановимся на том виде, который получил наиболее широкое распространение в предпринимательской деятельности: оборотом алкогольной продукции.

Поступление акцизов  с алкогольной продукции в 2006 году составило 327146 тыс.тенге, что по сравнению с 2004 и 2005 годами имеет последовательный рост соответственно на 129% и 95%. Основными производителями алкогольной продукции в области были ТОО «Омирбек» и АО «Кокшетауминводы», обеспечившие более 90% поступления акцизов. Производство и реализация алкогольной продукции и пива в области составили соответственно 2629,4 и 2586,6 тысячи декалитров.

Среднее потребление  алкогольной продукции (водки и  ликеро-водочных изделий) составило 6,3 л на 1 человека. По г. Астане и Акмолинской  области -8,1 л. Значительно изменилась структура потребления алкогольной продукции в области: если в 2004 - 2005 годах в основном потреблялись крепкие алкогольные напитки, то в 2006 году более чем в два раза увеличилось потребление вина и пива. Потребление крепкой алкогольной продукции по области в 2006 году составляло 9,2 л на 1 человека, а в 2005 году - 6,3 л, что выше показателей по республике (4,5).

Информация о работе Лжепредпринимательство