Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:51, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение незаконного предпринимательства, на основе анализа имеющегося материала и действующего уголовного законодательства определение имеющихся проблем в экономике, возникающих вследствие развития незаконного предпринимательства, и пути их решения.
Содержание цели формирует комплекс задач дипломной работы. К ним относятся следующие:
- дать общую характеристику предпринимательской деятельности в РК, а также раскрыть формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
- изучить уголовно-правовую характеристику незаконного предпринимательства, определить объективные и субъективные признаки, а также квалифицирующие признаки незаконного предпринимательства;
- исследовать криминологические аспекты незаконного предпринимательства как вида экономической преступности;
- сформулировать и наметить пути решения выявленных в ходе исследования проблем.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Понятие и виды предпринимательской деятельности
1.2 Формы и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Правовая характеристика незаконного предпринимательства
2.2 Объективные признаки незаконного предпринимательства
2.3 Субъективные признаки незаконного предпринимательства
2.4 Некоторые вопросы квалификации незаконного предпринимательства
3 КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти, но не более двухсот пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше трехсот двадцатипятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного Законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. [5]
Субъектами крупного
предпринимательства являются юридические
лица, осуществляющие частное предпринимательство,
со среднегодовой численностью работников
более двухсот пятидесяти человек
или общей стоимостью активов
за год свыше трехсотдвадцатипятитысячекратн
Статья 7 Закона РК «О частном предпринимательстве» устанавливает, что индивидуальное предпринимательство осуществляется в виде личного или совместного предпринимательства.
Личное предпринимательство осуществляется одним физическим лицом самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом.
Совместное
При совместном предпринимательстве
все сделки, связанные с частным
предпринимательством, совершаются, а
права и обязанности
Формами совместного предпринимательства являются:
1) предпринимательство
супругов, осуществляемое на базе
общей совместной
2) семейное предпринимательство,
осуществляемое на базе общей
совместной собственности крест
3) простое товарищество,
при котором частное
Индивидуальное
Законное, то есть зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее разрешенную законом деятельность, предпринимательство государство защищает и поддерживает самыми различными способами. В частности, права законопослушных предпринимателей защищаются:
- возможностью осуществления
предпринимательской
- максимально простым
явочным порядком регистрации
всех видов
- ограничением законодательными
актами проверок
- принудительным прекращением
предпринимательской
- установлением
- привлечением государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установленной законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности;
- запрещением исполнительным
контрольным и надзирающим
1.2 Формы и виды государственного
регулирования
Формирование системы рыночных экономических отношений - суть осуществляемых в Республике Казахстан, как и в других постсоциалистических странах, реформ. Опыт мировой рыночной экономики свидетельствует о том, что современные рыночные отношения практически в любой стране регулируются государственным законодательством.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, включающим комплекс разнообразных и взаимосвязанных экономических регуляторов.
Важной целью государственного регулирования экономики является создание экономической и социальной стабильности и адаптации его к изменяющимся условиям. В условиях рыночной экономики оно решает различные задачи:
• Стимулирование экономического роста;
• Регулирование занятости;
• Поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре;
• Поддержка экспорта.
Основные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяется характером и остротой экономических и социальных проблем.
Субъектами государственного регулирования являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могли возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо.
В условиях рыночных отношений экономика регулируется экономическими (косвенными) и административными (прямыми) методами. Экономические и административные методы являются как бы противоположными, так как административные ограничивают свободу действий.[8]
Экономические методы государственного регулирования выступают в двух основных формах:
• Кредитно-денежной;
• Бюджетно-налоговой.
Кредитно-денежная форма предполагает изменения в количестве находящихся в обращении денег и доступности кредитов, благодаря использованию инструментов кредитно-денежной политики, таких как норма обязательных резервов, ставка межбанковского кредита, операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Государство противостоит инфляции, регулирует процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость.
Бюджетно-налоговая форма предполагает программы налогообложения и правительственные расходы, направленные на стимулирование национальной экономики в период высокой безработицы и низкой инфляции или на замедление её в периоды высокой инфляции и низкой безработицы.
Административные методы
базируются на силе государственной
власти и не связаны с мерами финансового
стимулирования, материальной заинтересованности,
они определяют не экономические
условия оборота капитала, а саму
внешнюю возможность его
Основа становления
и развития предпринимательства
в Казахстане заложено в Государственных
программах поддержки и развития
предпринимательства. Впервые эти
вопросы нашли своё отражение
в Законе Республики Казахстан «О
свободе хозяйственной
В июле 1992 года был принят
Закон РК «О защите и поддержке
частного предпринимательства», в котором
отмечается, что частное
К частному предпринимательству не относится деятельность юридических лиц, контрольный пакет акций или большая доля паевого участия в которых принадлежит государству.
Собственность частных предпринимателей неприкосновенно и охраняется законом. Приостановление деятельности и принудительная ликвидация хозяйственного субъекта, являющегося частным предпринимателем, может иметь место только по решению суда.
В условиях свободного предпринимательства
существует ряд проблем, связанных
с государственным
• Зачастую правительство менее информировано, чем частные лица, так как точная информация дорого стоит;
• Природные монополии, услуги которых наиболее экономно предоставляются одной единственной фирмой «газоснабжения, водоснабжения, телефонизация»;
• Внешние издержки, не отражаемые на цене или нормальном функционирование рынка, при котором государство должно корректировать перепроизводство и чрезмерное потребление товаров и услуг, ведущих к внешним затратам;
• Обеспечение государством экономики нужным количеством денег;
• Потребление общественных товаров, то есть таких, в потреблении которых участвуют все граждане (единая энергосистема, национальная оборона, национальные сети коммуникаций).
В Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 г., особо отмечен пункт 4 статьи 25 провозгласивший право каждого гражданина на свободу предпринимательской деятельности.
Постановлением Кабинета министров Республики Казахстан № 912 от 17 августа 1994 г. были утверждены планы заданий и мероприятий по реализации государственной поддержки и развития предпринимательства в Республики Казахстан на 1994-1996 гг. В конце 1995 г. была принята Программа действий правительства Республики Казахстан по углублению экономических реформ на 1996-1998 гг. в которой в качестве одной из основных задач также определено усиление государственной поддержке предпринимательства, прежде всего малого и среднего бизнеса. Затем были приняты Указы Президента Республики Казахстан от 14 июня 1996 г. «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности» и от 6 марта 1997 г. «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства».
Правительством Республики
Казахстан опубликован ряд
Дальнейшее развитие предпринимательство получило на основании подписанных 19 июня 1997 г. Законе РК «Об индивидуальном предпринимательстве» и 7 июля 1997 г. Указе Президента Республики Казахстан «О приоритетах и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан», в которых подчёркивалось, что под индивидуальным предпринимательством, которое трактовалось как вид частного предпринимательства, понимается «инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность».[9]
В качестве субъектов индивидуального предпринимательства закон определил физических лиц, занимающихся этой деятельностью «без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица». Можно отметить следующие положительные моменты:
• Созданы льготные условия для получения кредитов;
• Созданы законодательные возможности для покупки в рассрочку производственных объектов и площадей, офисных помещений, а также их аренда или доверительное управление;
• Определены приоритеты деятельности;
• Упрощена процедура создания и регистрация частных предпринимателей и частных предприятий, а также открытие ими счётов в банках второго уровня.
Главным координатором
и проводником в жизнь
Первый - из представителей предпринимательских структур по поддержке малого бизнеса для изучения проектов нормативных и законодательных актов.
Второй - межведомственный, из представителей заинтересованных министерств и ведомств, который занимается реализацией Указа Президента по активизации предпринимательской деятельности.
Практический опыт показывает, что вследствие обилия нормативных правовых актов возможны сложности из-за сохранения многих старых законов, а также повторение и дублирование их в новых по некоторым позициям.