Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:51, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение незаконного предпринимательства, на основе анализа имеющегося материала и действующего уголовного законодательства определение имеющихся проблем в экономике, возникающих вследствие развития незаконного предпринимательства, и пути их решения.
Содержание цели формирует комплекс задач дипломной работы. К ним относятся следующие:
- дать общую характеристику предпринимательской деятельности в РК, а также раскрыть формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
- изучить уголовно-правовую характеристику незаконного предпринимательства, определить объективные и субъективные признаки, а также квалифицирующие признаки незаконного предпринимательства;
- исследовать криминологические аспекты незаконного предпринимательства как вида экономической преступности;
- сформулировать и наметить пути решения выявленных в ходе исследования проблем.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Понятие и виды предпринимательской деятельности
1.2 Формы и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Правовая характеристика незаконного предпринимательства
2.2 Объективные признаки незаконного предпринимательства
2.3 Субъективные признаки незаконного предпринимательства
2.4 Некоторые вопросы квалификации незаконного предпринимательства
3 КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Оптовую закупку и реализацию алкогольной продукции и пива осуществляли 77 хозяйствующих субъектов, в том числе: по г. Астана - 57, по Акмолинской области - 20. Из них у 19 хозяйствующих субъектов финансовой полицией были выявлены нарушения и направлены материалы в Комитет по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции на приостановление лицензии. В результате у 4 хозяйствующих субъектов действие лицензии было приостановлено, 1 хозяйствующего субъекта лицензия была отозвана. По 9 хозяйствующим субъектам материалы финансовой полиции находятся на рассмотрении в Комитете.
Финансовой полицией области было выявлено 6 подпольных цехов по изготовлению фальсифицированной алкогольной продукции, изъято 10034 поддельных марок акцизного сбора РК; возбуждено 97 уголовных дела, в т.ч. по ст. 190 УК РК (незаконное предпринимательство) - 54 уголовных дела. Из них 36 уголовных дел было окончено производством и направлено в прокуратуру с обвинительным заключением, по которым осуждено 17 лиц.
Данная криминологическая
характеристика незаконного
Из вышеперечисленного можно сделать два вывода:
Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.
Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.[52]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящая работа подготовлена на основе анализа Конституции РК, действующего уголовного законодательства и других нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан.
Причиной сложившейся ситуации явилось в значительной степени отсутствие методики выявления достаточных оснований для возбуждения уголовных дел этой категории, а также недостаточная квалификация лиц, которым законодатель предоставил право возбуждать такие уголовные дела и вести следствие по ним. Несогласованность норм уголовного права с нормами налогового законодательства, множественность, объемность и нестабильность законов, часто вносимые изменения и дополнения создают новые трудности, огромный специфичный массив ведомственного нормативного материала, регулирующего сферу налогообложения, недостаточно глубокие знания налогового законодательства сотрудниками правоохранительных и контролирующих органов значительно затрудняют расследование и правовую квалификацию экономических преступлений. С момента создания органов налоговой службы РК принято множество законов, подзаконных актов, выпущены методические пособия и инструкции, которые регулируют, дополняют, уточняют налоговое законодательство. Принятие новых документов органами власти и управления создают все новые и новые проблемы, причем не только для правоохранительных и контролирующих органов, но и, что самое главное, для налогоплательщиков. Разобраться в таком обилии нормативных актов невозможно не только рядовому налогоплательщику, но и специалисту правоохранительной и контролирующей систем. Отсутствие глубокой разработки теоретической и практической основ построения налоговой политики существенно влияет на совершенствование уголовно-налогового законодательства. Несовершенство налогового законодательства не давало возможности эффективно осуществить защиту финансовой сферы уголовно-правовыми средствами. Налоговый кодекс, несомненно, вносит позитивную новизну, больше разграничивая вопросы уплаты налога и вопросы ответственности. Им были введены новые составы налоговых правонарушений. Но все же ответственности за налоговые правонарушения по-прежнему недостает гибкости. Так, равная имущественная ответственность возлагается и на физическое лицо, и на малое предприятие, и на мощного экономического субъекта.
Вообще, совершенствование налогового законодательства необходимо осуществлять в соответствии с Конституцией РК и другим принятыми в соответствии с ней актами при условии четкого определения его структуры. Необходимо также учитывать различные существенные государственно-правовые, гражданско-правовые и иные элементы налоговых отношений.
Во многих странах с развитой рыночной экономикой существуют налоговые суды. Для Казахстана, где степень криминализации рыночных структур достигла угрожающего уровня, такой опыт был бы очень полезным. Немаловажны и подготовка квалифицированных специалистов, работающих в этой области, начиная от налоговых инспекторов до судей, обладающих специальными знаниями по налоговому законодательству.
Необходимо воспитывать у наших граждан правовую культуру. Имеется в виду целенаправленное формирование, с использованием всех общественных институтов, цивилизованного, лояльного отношения населения к законам, закрепление в общественной морали норм, поощряющих стремление жить в ладу с законом, вносить свой посильный материальный вклад в укрепление основ государства. И наоборот, уклоняющегося от этой конституционной обязанности, должны осуждать с точки зрения нравственности.
На основе проведенного
анализа действующего законодательства,
научной и специальной
Незаконное предпринимательство
- это преступление, предусмотренное
Особенной частью УК РК (ст. 190), которое
нарушает установленный
Очевидна практическая
необходимость и лицензирования
предпринимательской
Отсутствие лицензии
при осуществлении
Норма Уголовного кодекса
РК (ст. 190) не считает преступлением
осуществление
Для данного состава
характерно, что для наступления
уголовной ответственности
Какие же основания позволяют считать, что подобные обстоятельства (размер ущерба и величина дохода) превращают нормальную экономическую деятельность в преступную. Причинение крупного ущерба (как и любого иного) и его возмещение сфера гражданско-правовых отношений. Крупный доход, полученный предпринимателем (как зарегистрированным, так и незарегистрированным), свидетельство успешной предпринимательской деятельности, которую (если она не противоречит иным законам) надо поощрять и развивать, а не пресекать, объявляя размер такого дохода фактором, превращающим успешное предпринимательство в преступление в связи с отсутствием у такого предпринимателя государственной регистрации.
На основании изложенного, в свете проводимой гуманизации уголовного законодательства, считаю возможным исключить из ст. 190 УК РК положение о незаконном предпринимательстве, сопряженным с извлечением дохода в крупном размере, т.е. слова: «либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере». В данном случае лицо, совершившее данное деяние должно привлекаться к административной ответственности с изъятием полученного дохода в пользу государства и уплатой налогов, предусмотренных налоговым законодательством.
Исходя из вышеизложенного необходимо сделать еще один немаловажный вывод.
Без четкого закрепления
правового положения субъектов
предпринимательства немыслима
их нормальная деятельность. Четкая законодательная
регламентация правового
Разнообразие правовых форм предпринимательства требует установления для каждой из этих форм отличного от других статуса, т.е. правовое положение каждого вида субъекта предпринимательства различно.
Наиболее распространенными из перечисленных субъектов предпринимательства являются товарищества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы, акционерные общества. При этом существуют и субъекты в других правовых формах. Важно отметить, что, так как Казахстан является государством, в экономике которого ощутимую долю занимает сельскохозяйственный сектор, то такой субъект предпринимательской деятельности, как крестьянское (фермерское) хозяйство имеет широкое распространение.[53]
Необходимо подчеркнуть сложившуюся тенденцию, направленную на осуществление рассматриваемых субъектами своей деятельности в качестве субъектов малого предпринимательства.
Государство в экономике должно играть существенную, но ограниченную роль, создавая законные рамки рынка, в котором первую скрипку играет частный сектор. Развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане является решением экономических проблем, как долгосрочных, так и краткосрочных приоритетов.[54]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 года). Астана, «Данекер» 2004.
2. Н.Назарбаев «Казахстан
на пороге нового рывка вперед
в своем развитии». Ежегодное
послание Президента
3. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 марта 1995 года. Алматы: ТОО «Баспа», 2005 г.
4. Закон РК от 31 января 2006 года № 124-Ш «О частном предпринимательстве». / «Предприниматель и право». № 2 2006 г.
5. Аманжолова В, «О некоторых проблемах поддержки малого предпринимательства» «Фемида» №11 2003 г.
6. Рагимова С. «Особенности
предпринимательской
7. Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года N 214 «О лицензировании» / «Предприниматель и право». № 2 2006 г.
8. Антоненко Е. Правовые основы предпринимательства. / «Предприниматель и право» № 19-20, октябрь 2000 г.
9. Закон РК от 19 июня 1997 года № 135-1 «Об индивидуальном предпринимательстве». Сборник нормативных актов Республики Казахстан по гражданскому праву. Часть 1. - Алматы: «ЮРИСТ», 2000.
10. Климкин С. И. Правовые
формы предпринимательства в
Республике Казахстан – г.
11. Лебедев К. «О
целях и правовых формах
12. Закон Республики
Казахстан от 31 января 2006 года N 125 «О
внесении изменений и
13.Амирханова И, В, «Особенности правового регулирования деятельности кооперативных предпринимательских структур в агрономном секторе» Вестник №4 2004 г.
14. Уголовное право Казахстана (Особенная часть).Уч. для ВУЗов, под ред. д.ю.н., проф., И.И. Рогова и к.ю.н., проф., С.М.Рахметова - Алматы, ТОО «Баспа», 2001.
15. Борчишвилли И. Ш.
д. ю. н. профессор. Уголовное
право Республики Казахстан.
16. Уголовный кодекс
Республики Казахстан. «Баспа».
17. Отчет Комитета по
правовой статистике и
18. Отчет Агентства
по борьбе с экономической
и коррупционной преступностью
РК за 2006 год. Архив департамента
Агентства по борьбе с
19. Закон Республики
Казахстан от 9 июня 1998 года №
232-1 «О недобросовестной
20. Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415 «Об акционерных обществах» / «Предприниматель и право». № 6 2003 г.
21. Закон от 31 августа
1995 года № 2444 «О банках и
банковской деятельности в
22. Приказ Председателя
комитета регистрационной
23. Алибеков А М, «Назначение наказание за незаконное предпринимательство» Вестник 2006 г,