Лжепредпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является изучение незаконного предпринимательства, на основе анализа имеющегося материала и действующего уголовного законодательства определение имеющихся проблем в экономике, возникающих вследствие развития незаконного предпринимательства, и пути их решения.
Содержание цели формирует комплекс задач дипломной работы. К ним относятся следующие:
- дать общую характеристику предпринимательской деятельности в РК, а также раскрыть формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
- изучить уголовно-правовую характеристику незаконного предпринимательства, определить объективные и субъективные признаки, а также квалифицирующие признаки незаконного предпринимательства;
- исследовать криминологические аспекты незаконного предпринимательства как вида экономической преступности;
- сформулировать и наметить пути решения выявленных в ходе исследования проблем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Понятие и виды предпринимательской деятельности
1.2 Формы и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Правовая характеристика незаконного предпринимательства
2.2 Объективные признаки незаконного предпринимательства
2.3 Субъективные признаки незаконного предпринимательства
2.4 Некоторые вопросы квалификации незаконного предпринимательства
3 КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

лжепредпринимательство.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

Необходимо тщательно продумать и осуществить конкретные меры по устранению или максимальному снижению отрицательного действия таких тормозящих развитие предпринимательства фактов, как:

•    Недостаточно развитая политическая система и непостоянство нормативной правовой базы;

•    Непостоянство системы налогообложения;

•    Недоступность кредитов и за высокой разницы между процентной ставкой, назначаемой банками, и уровнем инфляции;

•    Низкий покупательский спрос населения;

•    Проблемы во взаимоотношениях с партнерами и конкурентами, как внутри Казахстана, так и за его пределами;

• Слабая профессиональная подготовленность работников малых  предприятий. В этом плане целесообразность использовать возможности не только государственных органов, но таких  негосударственных институтов, как Центр деловых связей и Центральноазиатско-американский фонд поддержки предпринимательства в Казахстане. Должен сыграть свою положительную роль и Консультативный совет государств - участников СНГ по поддержке и развитию малого предпринимательства, созданный после подписания 17 января 1997 г. соответствующего соглашения правительствами государств содружества.

Органы исполнительной и законодательной власти особо  уделяет внимание проблемам институциональных  преобразований, что нашло свое отражение в Гражданском кодексе Республики Казахстан, ряде законодательных актов, программных документах по углублению экономических реформ.

Основные действенные  меры правительства связанны с реализацией  Указа Президента Казахстана «О мерах  по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» от 6 марта 1997 г. В соответствии с данным указом:

•         Создан государственный институт поддержки малого предпринимательства (Департамент поддержки малого предпринимательства министерства экономики и торговли Республики Казахстан);

•    Приняты законы «О государственной поддержке малого предпринимательства», «Об индивидуальном предпринимательстве», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства»;

•    Сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг осуществляемых ими;

•    Образован Фонд развития малого предпринимательства;

•    Установлен минимальный размер кредитования субъектов малого предпринимательства всеми банками второго уровня (не менее 10 % от основного долга кредитного портфеля банка).

Зарубежный опыт стран  с развитой рыночной экономикой свидетельствует  о том, что предпринимательство выполняет важнейшие функции национальной экономики обеспечивая особый механизм воспроизводства рыночных отношений через сбалансирование спроса и предложения, а также оказывая значительное влияние на активизацию человеческих ресурсов инновационный потенциал.[10]

Результатом развития законодательной  базы о частном предпринимательстве, с учетом наработанного опыта, стало  принятие Законов Республики Казахстан  «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года, № 124 – III[11] и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства» от 31 января 2006 года N 125.[12]

Статья 4 Закона «О частном предпринимательстве» определяет основы правового регулирования  частного предпринимательства. Основными целями государственного регулирования частного предпринимательства являются создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства и защита интересов государства и прав потребителей путем введения администрирования частного предпринимательства.

Здесь же определены основные принципы государственного регулирования частного предпринимательства:

- гарантия свободы частного  предпринимательства и обеспечение  его защиты и поддержки; 

- равенство всех субъектов частного  предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;

- гарантия неприкосновенности  и защиты частной собственности  (собственности субъектов частного  предпринимательства);

- приоритет развития малого  предпринимательства в Республике  Казахстан;

- участие субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства.[13]  

 

 

2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

 

2.1 Правовая характеристика незаконного предпринимательства.

Глава 7 УК РК определена законодателем  как преступления в сфере экономической  деятельности. В нее включены 36 составов преступлений. В сравнении с УК Казахской ССР в УК Республики Казахстан декриминализированы  такие деяния, как: преступная бесхозяйственность, приписки и другие искажения государственной статистической отчетности; разукомплектование сельскохозяйственных машин, самовольное сенокошение; самовольный захват воды; нарушение правил торговли; незаконный отпуск бензина или других горюче-смазочных материалов; продажа товаров и оказание услуг по ценам и тарифам, превышающим предельный уровень. Перечисленные восемь составов, в прежнем Уголовном Кодексе включены в главу «Хозяйственные преступления», предполагают плановую экономику и государственную монополию. В связи с тем, что последние несовместимы с основами рыночной экономики, они не стали признаваться преступлением. Вместе с тем в главу включены 24 новые статьи, предусматривающие ответственность за деяния, дестабилизирующие процесс становления экономики РК.

В юридической литературе предлагается различная классификация преступлений в сфере экономической деятельности. Рассмотрим одну из них.

Все преступления в области экономической  деятельности подразделяются на семь групп: преступления в сфере предпринимательской и банковской деятельности; преступления, связанные с банкротством; преступления в сфере обращения денег, ценных бумаг и иных платежных документов; преступления в сфере таможенного регулирования; преступления в сфере валютного регулирования; преступления в сфере налоговых и иных платежей; преступления, связанные с нарушением интересов потребителей.

1. Первую группу образуют следующие  преступления: воспрепятствование  законной предпринимательской деятельности; незаконное предпринимательство; незаконная банковская деятельность; лжепредпринимательство, легализация денежных средств и иного имущества, приобретенного незаконным путем; незаконное получение и не целевое использование кредита; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности; незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

2. К преступлениям,  связанным с банкротством, относятся  неправомерные действия при банкротстве,  преднамеренное банкротство; ложное  банкротство.

3. К преступлениям  третьей группы могут быть  отнесены: изготовление или сбыт  поддельных денег или ценных  бумаг; злоупотребление при выпуске  ценных бумаг; изготовление или  сбыт поддельных платежных карточек  и иных платежных и расчетных  документов.

4. Преступлениями в сфере таможенного регулирования являются экономическая контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов.

5. К преступлениям  в сфере валютного регулирования  относится невозвращение из-за  границы средств в иностранной  валюте.

6. Группу преступлений в сфере налоговых и иных платежей формируют уклонение гражданина от уплаты налога; уклонение от уплаты налогов с организаций; нарушение правил бухгалтерского учета.

7. Группу преступлений, связанных с нарушением интересов  потребителей, образуют обман потребителей; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения; незаконное использование товарного знака; нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм; заведомо ложная реклама; подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.[14]

В современных условия  экономическая преступность, темпы  ее распространения и масштабы превратились в фактор реально угрожающий экономической безопасности страны. При этом все более криминогенной становится предпринимательская сфера.

Государство защищает и  поддерживает предпринимательство, в  том числе малый и средний  бизнес.

В соответствии со ст.26 Конституции  Республики Казахстан каждый гражданин имеет право на свободу предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.[15]

Перечисленные конституционные  положения являются нормативной базой правового регулирования экономики Республики Казахстан.

Защита законных прав предпринимателей является одной из актуальных проблем сегодняшнего времени, служит залогом проведения успешных экономических реформ в стране. Согласно Правилам регистрации актов о назначении проверок субъектов предпринимательства государственными органами, их регистрацию осуществляет Комитет по правовой статистике и спецучетам при Генеральной прокуратуре РК и его территориальными органами.

Впервые, уголовно-правовая ответственность за незаконное предпринимательство была установлена с 1 января 1998 года в новом уголовном кодексе РК - статье 190 «Незаконное предпринимательство». Общественная опасность незаконного предпринимательства выражается в том, что в результате совершения данного преступления причиняется ущерб экономике государства.

Незаконное предпринимательство - является разновидностью преступлений в сфере экономической деятельности.

Под незаконным предпринимательством уголовное законодательство понимает «осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, а равно занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением и сбытом подакцизных товаров в значительных размерах».[16] Условием привлечения к уголовной ответственности является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечением дохода от данной деятельности в крупном размере.

Имеются также, квалифицирующие  признаки данного состава преступления:

- совершение преступного деяния организованной группой;

- извлечение от данной  деятельности дохода в особо  крупном размере;

- совершение деяния  лицом, ранее судимым за незаконное  предпринимательство или незаконную  банковскую деятельность.

Диапазон наказаний  довольно широк: от штрафа в размере 300 месячных расчетных показателей до лишения свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 500 месячных расчетных показателей. А если данные деяния совершены организованной группой, сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере (более двух тысяч месячных расчетных показателей) или совершены лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, то наказание усиливается.

Целью данной статьи является предупреждение фактического перехода предпринимательской деятельности в сферу незаконной, или «теневой» экономики, а соответственно ее выхода из сферы контроля государства, что, как правило, влечет невыполнение законных обязанностей предпринимателем перед государством и гражданами.

Данная статья направлена против такого незаконного предпринимательства, которое по меньшей мере причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, либо осуществляется с иными квалифицирующими признаками, предусмотренными данной статьей.

Сфера применения данной статьи - это предпринимательская  деятельность в области производства, торговли, оказания услуг, поскольку  она осуществляется вне установленного законом регистрационного либо разрешительного  порядка. Такая деятельность может  иметь массовый характер, но уголовная ответственность наступает только в тех случаях, когда она (деятельность) становится общественно опасной, воспрещенной уголовным законом.

Согласно данным Комитета по правовой статистике и спецучетам при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан в целом по республике в 2006 году установленная сумма материального вреда по оконченным уголовным делам по фактам незаконного предпринимательства составила 87 млн. 892 тыс. тенге ( в 1998г. - 71.млн. 123. тыс.тенге), при этом изъято добровольно погашено 650 тыс. тенге ( в 1998г. 1 млн. 948 тыс. тенге ).[17]

Наряду с уголовно-правовой ответственностью за незаконное предпринимательство  законодателем установлена также  и административная ответственность  за занятие предпринимательской деятельностью без соответствующей регистрации или лицензии - ст. 169 Кодекса РК об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных или инвестиционных норм и правил - ст. 169-1 КоАП и занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности - ст. 170 КоАП, в зависимости от того, причинили эти деяния крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или нет, а также других обстоятельств дела.

Информация о работе Лжепредпринимательство