Контрольная работа по "Предпринимательству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:06, контрольная работа

Краткое описание

С середины XVII в. начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения в мировую торговлю происходит постепенное усвоение общих традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли. Первый толчок к правовому оформлению западных традиций дали реформы Петра I, а именно, попытки осуществления государственного контроля за качеством ввозимых и вывозимых товаров, предоставление льгот и покровительства торговым людям. Возросшее взаимное доверие между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению новых черт деловых отношений.

Оглавление

ВОПРОС № 1. Особенности этики российского предпринимательства…….…..3
ВОПРОС № 2. Рыночный подход к оценке бизнеса…………………………..…10
Задача ……………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

контрольная предпринимательство.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВОПРОС № 1. Особенности  этики российского предпринимательства…….…..3

ВОПРОС № 2. Рыночный подход к оценке бизнеса…………………………..…10

Задача ……………………………………………………………………………….21

Список литературы…………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 1. Особенности российского предпринимательства

 

Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости  и вежливости, принятые в любом  обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя.

Экономика управляется  не только экономическими законами, но и участвующими в ней людьми, а это значит, что невозможно исключить из экономических процессов свободу морального выбора. Моральные и этические принципы тоже составляют экономический фактор, ибо правила свободного рынка действуют только на основе того, что люди придерживаются общих моральных и этических ориентиров.

С середины XVII в. начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения в мировую  торговлю происходит постепенное усвоение общих традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли. Первый толчок к правовому оформлению западных традиций дали реформы Петра I, а именно, попытки осуществления государственного контроля за качеством ввозимых и вывозимых товаров, предоставление льгот и покровительства торговым людям. Возросшее взаимное доверие между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению новых черт деловых отношений.

Значительно изменилось правовое положение купцов при Екатерине II. Они вышли из разряда податных сословий с освобождением от внесения податей в подушный оклад, который был заменен обложением их капиталов 1%-м сбором, причем размеры капиталов объявлялись самими купцами «по совести», чем последние очень гордились. Очень оживило торговлю с другими странами снятие с нее и промышленности различных ограничений, в связи с открытием Екатериной первых кредитных учреждений, развитием торгового мореплавания, учреждением заграничных консульств и заключением торговых конвенций.

Россия XIX - начала XX вв. характеризуется уже набором традиций, позволяющих ей встать на один уровень с ведущими нациями мира. Мировую известность получили имена Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, Путилова, Алексеева, Чижова и др. В это время в России существовал механизм, позволяющий «отсекать» от предпринимательства тех, кто не стремился соблюдать принятые во всем мире морально-этические нормы. В каждом городе действовало купеческое общество, имевшее право рекомендовать или не рекомендовать предпринимателя в купеческую гильдию. Это право надо было заслужить добросовестностью и личной честностью. Каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной службы.

 Существовал Совестный  суд, который навсегда мог лишить  купца фактического права заниматься предпринимательской деятельностью. Благодаря этому вырабатывались, прочно входили в обиход такие понятия и правила, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет», и др. Создавались «товарищества на вере», которые объединяли людей без всяких учредительских договоров, одним только купеческим словом.

Характер внутрифирменных  отношений в России конца XIX в., как  правило, был таков, что служащие очень дорожили работой, уходя только при намерении начать собственное дело. Фирмы, где из-за плохого обращения служащие часто менялись, не пользовались уважением в обществе; их презрительно называли «проходными дворами». Немалую роль в формировании такого типа отношений сыграло то, что и купцы, и заводчики, и работавшие у них пролетарии были недавними выходцами из крестьян. Нормы нравственности, бытовые привычки в их семьях носили отпечаток норм и обычаев крестьянства, что выразилось в «общинности», «соборности» и совпадении понятий «работники» и «члены семьи»,. Некоторые исследователи отмечают, что в поведении русских купцов более, чем у представителей других государств, присутствовала «истовость» в поступках, и объясняют это их приверженностью к православной вере. Отчасти это можно признать справедливым, хотя и с той же оговоркой, что и соответствующее утверждение о христианской основе деловой этики, приведенное выше.

Что касается нынешней экономической  ситуации, то православные традиции пока не оказывают серьезного воздействия  на развитие этики современного российского бизнеса. Гораздо большее влияние, чем со стороны православия, оказали на этику российского бизнеса нравственные представления новейшего, социалистического периода нашей истории.

В России социалистического  периода, строго говоря, об этике бизнеса речь вообще не могла идти, поскольку бизнес - это предпринимательская деятельность, т.е. «дело, занятие, являющееся «источником наживы» (Советский энциклопедический словарь, 1987, с.138). Занятие бизнесом преследовалось и влекло за собой наказание, вплоть до смертной казни.

Если деловая этика  в дореволюционной России опиралась  на этические нормы православного  христианства, то основой деловой  этики социализма, безусловно, служила  марксистская этика. Обосновывая относительную  самостоятельность морали как формы общественного сознания, она утверждала классовый характер нравственных требований и норм. Отсюда в трудовых отношениях общественное всегда превалировало над личным, дисциплина - над инициативой и т.д.

Следует отметить, что  в среде руководителей в период сталинского тоталитарного режима господствовала очень жесткая этика, главным стержнем которой была лояльность к системе. В постсталинский период произошло постепенное замещение целей: бюрократический, технократический аппарат стал ориентироваться на собственные узкие цели личного (ведомственного) характера. В итоге декларированная социализмом деловая этика размывалась «двойной моралью». В то же время этика предпринимательства, основанная на православных устоях и духовности воспитания, будучи поставлена вне закона, оказалась утраченной.

В период перестройки  система ценностей и этические  представления людей начали быстро меняться. Зарождавшаяся этика российского  бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стране при социализме.

Первая культура связана  с описанной выше традиционной административно-командной  системой, господствовавшей с начала 30-х годов. Воззрения, связанные с  ней и привносимые в этику  бизнеса, зависят от происхождения  субъектов - участников предпринимательской деятельности, составивших класс российских бизнесменов. Здесь выделяются следующие варианты.

1. Представители партийной  (комсомольской) номенклатуры, а  также хозяйственники, занимавшие  командное положение в промышленности  в 80-е годы. Эти люди во многом придерживаются этических ценностей прежних бюрократических структур, в том числе традиций «кормления» при государстве, однако некоторые из них привнесли с собой в бизнес и представления о служении обществу.

2. Люди, пришедшие в  предпринимательство из «нормальной» жизни. Они в целом характеризуются высоким уровнем интеллекта и достаточно высокими моральными качествами. Их отличительными чертами являются интерес и внимание к дореволюционным традициям российского предпринимательства, стремление восстановить эти традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики. Однако их деятельность лежит в основном в сфере мелкого бизнеса.

Вторая культура - это  жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Несмотря на огромную личную опасность частного предпринимательства для человека в советский период, оно все равно существовало, базируясь на недостатках системы, и в последний период социалистического развития сильно влияло на общество. Уже к началу 90-х годов, по некоторым оценкам, в теневом секторе экономики производилось около 20% совокупного общественного продукта и было занято примерно 25-30 млн. чел. Деятели теневой экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы из другой, более «жесткой» культуры. При этом они продолжают паразитировать на недостатках, но уже новой системы (такой паразитизм - единственный способ существования теневой экономики в любой стране).

По сути, все эти  группы лишены исторической перспективы. В настоящее время на стыке  поведенческих традиций этих групп  происходит своеобразный процесс мутации, поиск новых жизнеспособных форм. Соответственно этика нового класса бизнесменов в России представляет собой явление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, различные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разный экономический базис. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы пришли граждане зарубежных государств, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики. Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения.

Есть, однако, и факторы, препятствующие этому.

Во-первых, в России не полностью действует главный фундаментальный принцип современного западного общества: принцип неприкосновенности частной собственности. Частная собственность в России не священна. Здесь сомкнулись особенности православной культуры, презирающей поклонение материальным ценностям, и социалистическое презрение к частной собственности.

Во-вторых, российский бизнес действует в условиях неприятия  значительной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом  виде, даже как результата собственного труда.

В-третьих, в современной России сложилось своеобразное отношение к закону и к роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется прежде всего необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства. Система партнерства бизнеса и государства в современной России жизнеспособна лишь в виде сращивания крупных структур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии. Трудно говорить об этичности поведения государства в условиях невыплаты заработанных денег работникам финансируемых непосредственно из бюджета организаций и предприятий, неоплаты государственных заказов и других нарушений действующих законов, правил, обещаний.

Самостоятельный выбор  этических норм и степени их соблюдения в бизнесе - личное дело каждого индивидуума. Однако для бизнесмена, руководителя предприятия этот выбор весьма существенно сказывается как на работниках предприятия, так и на бизнесе в целом. Современная теория управления подчеркивает неразрывную связь между лидером бизнеса и самим бизнесом, причем не только стратегией, но и потенциалом бизнеса (Карлоф, 1996). Это обстоятельство заставляет в поисках рекомендаций по выбору оптимальных стратегий для конкретного бизнеса, отдельного предприятия обратиться к попыткам типизации лидерских особенностей, классификации лидерских типов. Самостоятельный выбор этических норм и степени их соблюдения в бизнесе - личное дело каждого индивидуума. Однако для бизнесмена, руководителя предприятия этот выбор весьма существенно сказывается как на работниках предприятия, так и на бизнесе в целом. Современная теория управления подчеркивает неразрывную связь между лидером бизнеса и самим бизнесом, причем не только стратегией, но и потенциалом бизнеса (Карлоф, 1996). Это обстоятельство заставляет в поисках рекомендаций по выбору оптимальных стратегий для конкретного бизнеса, отдельного предприятия обратиться к попыткам типизации лидерских особенностей, классификации лидерских типов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 2. Рыночный подход к оценке бизнеса

 

Оценка бизнеса (в России ее также называют оценкой предприятия) — одна из важнейших задач корпоративного управления. Цель оценки может быть различной, но результат — это всегда показатель конкурентоспособности и успешности компании на рынке.

Оценка стоимости бизнеса  всегда преследует какую-то цель —  залог, купля-продажа, страхование, выплата по долям и акциям и т.д., т.е. это то, что принято называть назначением оценки. Она обусловливает выбор определения искомой стоимости (рыночной, ликвидационной и др.). Например, одно и то же предприятие не может иметь одинаковую стоимость, если цель ее использования различается. В частности, оценка стоимости различных рисков утраты или повреждения предприятия или его имущества для целей страхования и оценка стоимости для целей получения кредита будет различной в силу своей специфики и конечной цели. В первом случае величина стоимости определяется затратами на восстановление предприятия или имущества, подверженных соответствующим рискам, а во втором — наиболее вероятной ценой, по которой объект сможет быть продан на рынке. В каждой ситуации для нахождения искомой стоимости и исходя из назначения оценки специалист должен найти свой подход, т.е. такой механизм получения итоговой стоимости бизнеса, который покажет максимально объективную при данных условиях оценку предприятия.

Какими же критериями пользуются профессиональные оценщики? Они ставят во главу угла те механизмы получения результата оценки, которые продиктованы их убеждениями, ситуацией или установлены законодательно, выбирая один или несколько подходов к оценке. В практике оценки бизнеса традиционно существует классификация подходов к оценке бизнеса по используемым исходным данным, при этом оценка предприятия как бизнеса и предприятия как имущественного комплекса осуществляется практически одинаковыми подходами, различие существует только в содержании методов в рамках каждого из подходов.

В международной практике существует четыре вида подхода к  оценке бизнеса:

  • рыночный или сравнительный подход;
  • доходный подход;
  • подход на основе активов;
  • затратный подход.

Рассмотрим их по отдельности.

Рыночный или сравнительный  подход

Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательству"