Конституционные основы государственного устройства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:01, контрольная работа

Краткое описание

1.Основы конституционного строя и государственное устройство России.
2.Федеральные органы исполнительной власти

Файлы: 1 файл

Конституционные основы государственного устройства РФ.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Конституционные основы государственного устройства РФ

 
ВОПРОСЫ: 
1.Основы конституционного строя и государственное устройство России. 
2.Федеральные органы исполнительной власти.
 
Российское  государство провозглашено и  строится как демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления. Эти исходные положения отражают его наиболее важные и принципиальные черты и составляют основы конституционного строя России.
 
1
 
Государство реализовывает свою власть в соответствии с определенными принципами. Важнейшие из них возводятся в ранг конституционных и составляют основы конституционного строя. 
Основы конституционного строя - это основные принципы в основе политической системы общества, формы правления и государственного устройства, отношений государства и гражданина. 
Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя: 
- права и свободы человека, гражданина как высшая ценность; 
- народовластие и республиканская форма правления; 
- федеративное устройство; 
- разделение властей; 
- государственный суверенитет; 
- верховенство права; 
- политическое и идеологическое многообразие; 
единство экономического пространства и свобода экономической деятельности; 
- социальный характер государства; 
- светский характер государства; 
- признание и гарантирование местного самоуправления. 
Все эти положения изложены в главе I Конституции РФ «Основы конституционного строя». Они определяют все последующее содержание Основного Закона, и им не могут противоречить другие его нормы. Положения главы в Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя, не подлежат пересмотру путем внесения в Конституцию поправок и изменений - возможно только принятие новой Конституции. 
Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 
Характеристика России как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, идеологического и политического плюрализма, разделения властей, а также местного самоуправления. 
Конституция РФ закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.). Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их. 
Носителем власти в России, ее суверенитета является многонациональный народ. Это значит, что наша страна провозглашается государством народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и конкретными интересами. Народ России осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. 
Характерным атрибутом демократического государства является идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данный принцип дополняется также конституционным признанием многопартийности. Этот принцип способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких слоев населения, легализует политическую оппозицию, способствует преодолению апатии и отчуждения граждан от власти. 
Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Правовое государство 
- это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. 
Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма. 
Российский федерализм - это не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной стране, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократии. Базирующаяся на принципе федерализма, децентрализация единой государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения полномочий между РФ и ее субъектами и органами местного самоуправления. 
Конституция РФ установила в России республиканскую форму правления. Российская Федерация - смешанная (полупрезидентская) республика, так как одновременно обладает признаками и президентской, и парламентской республики. Верховная государственная власть и местное самоуправление в стране осуществляются выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, что представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия. 
Конституция РФ устанавливает, что Россия - это светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в стране в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания. 
Статья 7 Конституции РФ закладывает в основу конституционного строя понятие «социальное государство», главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который бы характеризовался ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей. Вместе с тем Основной Закон исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть также делом его ума, рук, инициативы, а основа социальной государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия. 
Основой экономической системы любого государства является регулирование отношений 
собственности. В Конституции РФ собственность регламентирована значительно шире, чем в большинстве зарубежных конституций. Прежде всего закреплено наличие различных форм собственности, в равной мере защищенных государством. В соответствии со статьей 6 Конституции это: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особо следует отметить статью 36, закрепившую право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, придав ему статус одного из основных конституционных прав граждан и их объединений. 
На основании Конституции РФ (ст. 11) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный) (см. схему).
 
 
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, стоит над ветвями власти, обеспечивает их согласованное функционирование. 
Его особая роль в системе государственной власти проявляется в том, что на него возложено определение основных направлений внутренней и внешней политики государства, принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, представление страны в международных отношениях. 
Значительная часть полномочий Президента направлена на обеспечение согласованного функционирования всех ветвей власти в стране. При взаимодействии с законодательной властью глава государства имеет право назначать выборы Государственной Думы, а также распускать ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Президент вносит законопроекты в нижнюю палату парламента, подписывает и обнародует федеральные законы. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. 
В полномочия Президента по отношению к Правительству (исполнительной власти) входят: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства; назначение на должность заместителя Председателя и других должностных лиц Правительства, а также освобождение их от занимаемых постов; отмена решений органов исполнительной власти в случае их противоречия с Конституцией, федеральными законами; принятие или отклонение отставки Правительства. 
В плане взаимодействия Президента с судебной властью он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Вносит предложения об освобождении их от должности.
 
2
 
Прошедшая весной этого года реформа Правительства привела к сокращению количества министерств и созданию так называемой трехуровневой системы исполнительной власти (министерство, служба, агентство). Теперь Правительство РФ состоит из Председателя, его заместителя, федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Однако в структуре федеральных органов исполнительной власти существуют федеральные министерства, службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. 
1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. 
- Министерство внутренних дел Российской Федерации: 
Федеральная миграционная служба. 
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- Министерство  иностранных дел Российской Федерации. 
- Министерство обороны Российской Федерации: 
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; 
- Федеральная служба по оборонному заказу; 
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; 
- Федеральное агентство специального строительства. 
- Министерство юстиции Российской Федерации: 
- Федеральная служба исполнения наказаний; 
- Федеральная регистрационная служба; 
- Федеральная служба судебных приставов. 
- Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации 
- Служба внешней разведки Российской Федерации 
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации 
- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 
- Федеральная служба охраны Российской Федерации 
- Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) 
- Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство) 
2. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. 
- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации: 
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; 
- Федеральная служба по труду и занятости; 
- Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; 
- Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму. 
- Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации: 
- Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия; 
- Федеральное архивное агентство; 
- Федеральное агентство по культуре и кинематографии; 
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 
- Министерство образования и науки Российской Федерации: 
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; 
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; 
- Федеральное агентство по науке и инновациям; 
- Федеральное агентство по образованию. 
- Министерство природных ресурсов Российской Федерации: 
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; 
- Федеральное агентство водных ресурсов; 
- Федеральное агентство лесного хозяйства; 
- Федеральное агентство по недропользованию. 
- Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации: 
- Федеральное агентство по промышленности; 
- Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; 
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; 
- Федеральное агентство по энергетике. 
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: 
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; 
- Федеральное агентство по рыболовству; 
- Федеральное агентство по сельскому хозяйству. 
- Министерство транспорта Российской Федерации: 
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; 
- Федеральное агентство воздушного транспорта; 
- Федеральное дорожное агентство; 
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта; 
- Федеральное агентство морского и речного транспорта; 
- Федеральное агентство геодезии и картографии. 
- Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации: 
- Федеральная служба по надзору в сфере связи; 
- Федеральное агентство по информационным технологиям; 
- Федеральное агентство связи. 
- Министерство финансов Российской Федерации: 
- Федеральная налоговая служба; 
- Федеральная служба страхового надзора; 
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; 
- Федеральная служба по финансовому мониторингу; 
- Федеральное казначейство (федеральная служба). 
- Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации: 
- Федеральная таможенная служба; 
- Федеральное агентство по государственным резервам; 
- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; 
- Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. 
3. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации: 
- Федеральная антимонопольная служба; 
- Федеральная служба по тарифам; 
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; 
- Федеральная служба государственной статистики; 
- Федеральная служба по финансовым рынкам; 
- Федеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору; 
- Федеральное агентство по атомной энергии; 
- Федеральное космическое агентство. 
Изменения структуры органов исполнительной власти Российской Федерации произведено в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти.

 
Методические рекомендации 
В связи с тем, что данная тема раскрывает конституционные основы государственного устройства России, рекомендуется во вступительной части занятия напомнить слушателям об изменениях, произошедших в нашем государстве с момента принятия ныне действующей Конституции РФ и до настоящего времени. 
В ходе освещения первого вопроса целесообразно освежить в памяти военнослужащих основные конституционные положения, составляющие основу нашего государственного устройства. 
В связи с тем, что в последнее время произошла реформа органов исполнительной власти, необходимо большую часть занятия посвятить второму вопросу и подробно рассказать о реорганизованных и вновь образованных министерствах, службах и агентствах. При этом особо следует подчеркнуть и осветить преобразования, произошедшие в Министерстве обороны Российской Федерации. 
В заключение занятия рекомендуется ответить на вопросы слушателей и подвести итоги.
 
Рекомендуемая литература: 
1. Конституция Российской Федерации: комментарий Конституционного суда РФ, официальный текст. Принятие и вступление в силу поправок к Конституции РФ. - М.: Юрайт, 1998. 
2. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. // Российская газета. - 2004. 22 мая. 
3. Мугинов Р., Галустова Е. Основы конституционного строя и государственная власть в Российской Федерации // Ориентир. - 2003. - № 10. 
4. Чаевич А. Государственно-политическое развитие и конституционные основы Российской Федерации // Ориентир. - 2000. - № 8. 
5. Чаевич А. Конституционные основы Российской Федерации // Ориентир. - 2001. - № 11.
 
Майор юстиции 
Тимофей БАЙБАКОВ. 
Подполковник 
Александр ГОРДИЕВСКИЙ
 

Информация о работе Конституционные основы государственного устройства РФ