Государственное регулирование предпринимательства в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов и принципов государственного регулирования предпринимательства в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. дать правовую характеристику предпринимательской деятельности: понятие, признаки;
2. раскрыть понятие, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2 ВИДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 ПРИОРИТЕТНЫЕ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Мотивация.docx

— 75.96 Кб (Скачать)

Имущественная поддержка

Конкретный механизм оказания имущественной поддержки Законом не предусмотрен. Согласно формулировке Закона меры имущественной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства могут быть предусмотрены законодательством. Согласно Закону к данным мерам, в частности могут относиться:

  • передача в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, в том числе с правом приобретения их в собственность после окончания срока безвозмездного пользования;
  • применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей;
  • отчуждение находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей субъектам малого или среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и арендующим данное имущество не менее пяти лет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Информационная поддержка

Согласно Закону, основными видами информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

  • освещение в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);
  • организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;
  • создание специализированных радио - и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.

Однако декларируя оказание субъектам малого и среднего предпринимательства информационной поддержки, Закон не раскрывает механизмы ее реализации на практике.

Иные формы поддержки

  • содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг)

Более того, Законом теперь установлено, что законодательством могут предусматриваться:

  • резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10 процентов от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг) и проведение отдельных конкурсов по этой части государственных закупок товаров (работ, услуг) среди таких субъектов;
  • привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в качестве соисполнителей путем установления специальных требований к победителям конкурсов о резервировании для субъектов малого и среднего предпринимательства определенной доли государственных закупок товаров (работ, услуг).
  • содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

В соответствии с Законом приоритетными направлениями внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства признаются развитие экспорта отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств и развитие импорта сырья (комплектующих) для собственного производства на территории Республики Беларусь при отсутствии отечественных аналогов.

Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:

  • проведения работы по заключению международных договоров, предусматривающих реализацию мер по развитию внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • организации деловых встреч и переговоров представителей белорусских и иностранных субъектов предпринимательства в целях установления отношений с иностранными партнерами, продвижения отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств;
  • создания информационных ресурсов, содержащих сведения о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также иную информацию, необходимую для осуществления ими внешнеторговой деятельности.
  • Согласно Закону поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения, квалификации и переподготовки кадров осуществляется в виде:
  • подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров через сеть учреждений образования и реализации международных программ и проектов по обмену опытом в этой сфере;
  • подготовки физических лиц к предпринимательской деятельности с помощью дистанционных образовательных технологий;
  • проведения обучающих тематических семинаров, курсов, конференций по вопросам предпринимательства;
  • реализации специальных образовательных программ переподготовки физических лиц из числа безработных и незанятого населения, в том числе в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах.

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что основная поддержка (в первую очередь, мы ведём речь о финансовой поддержке) должна исходить не от государства, а от коммерческих банков путём кредитования малого и среднего бизнеса. Основная же задача государства сводится к тому, чтобы заложить стабильную основу законодательства по регулированию отношений в рамках осуществления предпринимательской деятельности, предоставить на практике гарантии неприкосновенности частной собственности, осуществить иные последовательные меры по либерализации экономики.

 

Заключение

 

Проведенный в курсовой работе анализ позволяет сделать следующие выводы.

Концепция государственной политики в отношении предпринимательства должна претерпевать корректировку, базирующуюся на принципах поддержки и осуществляться с учетом реально складывающейся экономической конъюнктуры. Введение упрощенной системы налогообложения является серьезным шагом государства в сторону развития предпринимательства в Республике Беларуси, созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах, возрождению малых городов и сельских населенных пунктов.

Главной целью финансовой поддержки государства в отношении предпринимательства должно быть устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование высокоэффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий.

Рассмотрение предпринимательства как элемента государственной экономики показало, что малый бизнес имеет свою нишу, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. Говоря о малом предпринимательстве надо сказать, что оно наиболее эффективно лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и, наоборот, это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства и новаторство.

Необходимо отметить, что предпринимательство в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Особенности предпринимательства, в первую очередь, определяются его размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса. Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать природные ресурсы и отходы в производстве.

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.

Говоря о взаимоотношениях предпринимательства и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.

Так же, на мой взгляд, серьезным шагом навстречу дальнейшего развития предпринимательской деятельности в нашем государстве стала бы более глубокая дебюрократизация. Этот шаг способствовал бы не только предпринимательству в целом, но и экономии внутригосударственных ресурсов, совершенствуя существующее законодательство вместо разработки и внедрения новых правовых актов.

Все вышесказанное позволяет сделать заключение, что можно и нужно работать на благо себя, государства и общества в целом.

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004 г.). - Мн.: Амалфея, 2007.
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. (с изменениями и дополнениями, принятый Палатой представителей 28 октября 1998г. и одобрен Советом Республики 19 ноября 1998г.). - Мн.: Акад. МВД, 2011.
  3. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999г. (принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.). - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2009.
  4. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: закон Республики Беларусь, 05.05.1998 г., № 157-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1998. - № 2/689.
  5. О валютном регулировании и валютном контроле: закон Республики Беларусь 22.07.2003 №226-3, (в ред. Законов Респ. Беларусь от 29.06.2006 г., №137-З, от 05.01.2008 №317-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 2/978.
  6. О поддержке малого и среднего предпринимательства: закон Республики Беларусь, 01.07.2010 г. № 148-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - №170, рег. №2/1703.
  7. Вабищевич С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь. - Мн.: Молодежное, 2003.
  8. Маньковский И.А., Вабищевич С.С. Гражданское право. Особенная часть. - Мн.: Молодежное, 2009.
  9. Белых В.С. Предпринимательское право. - М.: Проспект, 2009.
  10. Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики. - М.: Юнити - Дана, 2002.
  11. Захарченко С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право. - М.: БИП-С, 2004.
  12. Ершова И.В. Предпринимательское право. - М.: Юриспруденция, 2006.
  13. Витушко В.А. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. - М.: Мисанта, 2004.
  14. Войткевич Е.А., Деревцова В.Ф., Кашинский Ю.И. Правовые основы ведения бизнеса в Республике Беларусь. - М.: Интерпресссервис, 2003.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Государственное регулирование предпринимательства в Республики Беларусь